Наблюдая за бурей с берега

Как семейное образование помогло укрыться от скандалов вокруг пермских школ

Поделиться

Весь прошлый учебный год пермскую школьную систему штормило: ровно с сентября, с истории о цветных волосах, и по май, когда стало известно о разных проходных баллах для мальчиков и девочек. Этими историями дело не ограничилось, были и другие, не столь громкие. А ближе к весне случилась новая напасть — объединение школ.

Но мне повезло. Прошлым летом мы с моим сыном решили, что он перейдёт на семейное образование, и к сентябрю все документы были оформлены. Как журналист, я следила за происходящим в школах, но как родитель была вне этих событий. И с облегчением думала о том, что моего ребёнка (и меня) это не касается.

Будет ли в следующем учебном году в школах спокойнее? Не знаю. Взять хотя бы идею отказа от системы конкурсного отбора первоклассников. Юристы уже сейчас говорят, что она сомнительна с правовой точки зрения. Во-первых, она ограничивает гарантированное законом об образовании право родителей на выбор учебного заведения, а во-вторых, дискриминирует детей, которым не повезло жить рядом с хорошей школой. Но и оставлять всё как есть — тоже не выход.

Ситуация и правда сложная. В школьной системе накопилась критическая масса противоречий, ошибочных решений, неправильно выбранных ориентиров… Когда-то должно было рвануть. И то, что происходило в прошлом году и, возможно, продолжится в следующем, — неизбежность.

Это итоги прошедшего года для городской школьной системы. А что было у нас, ушедших из неё?

Когда спрашивают о результатах семейного образования, в первую очередь имеют в виду оценки.

У сына большинство оценок — пятёрки, и это значительно лучше результатов его обучения в школе год и два назад. Репетиторы? Или мама забросила работу и учит ребёнка целыми днями без передышки? А может быть, учителя относятся снисходительно?

Нет, дело в другом. Во-первых, в семейном образовании оценка не обусловлена никакими другими факторами, кроме знаний. Цвет волос, рубашки или дисциплина не имеют на неё влияния.

Второй секрет отличных оценок — в возможности идти своим темпом и заниматься в подходящих условиях. В тишине, если это необходимо, под музыку, если хочется. Можно не делить внимание ежедневно между пятью—семью предметами, а погрузиться в один и за две недели прочитать учебник полностью.

Третий, возможно, самый важный момент — очевидная для ребёнка связь между его усилиями и результатом. Себя не обманешь, сын всегда знал, сколько и как он учил биологию с географией, и сразу же видел оценку. В школе он не чувствовал себя хозяином учебного процесса: уроки по расписанию, контрольная, когда скажут, на первом плане — ультракраткосрочные цели вроде оценки за домашнее задание или за четверть. В домашнем обучении всё наоборот, и это мотивирует.

Но не только его оценки и знания стали заметно лучше. Результаты семейного образования — это ещё и многое другое.

В табеле за год стоит единственная тройка — по математике. И мой сын, который всегда твердил, что ему безразличны оценки, сказал: «Это неприятно. В следующем году я буду больше заниматься математикой». В этот момент я поняла, что его прежнее «мне всё равно» было связано с ощущением неспособности влиять на ситуацию. Теперь же он понимает, что всё в его руках, — и, возможно, это главный результат года.

Сын сейчас всегда в ровном хорошем настроении. В школе было не так: он уставал от уроков и не успевал заниматься тем, что ему было действительно интересно, — дизайном, изобразительным искусством, фотографией. Он бывал печален, хмур и раздражителен — фоном, без каких-либо конкретных причин.

Как говорит сам сын, в школе болезнь — это возможность не ходить на уроки. А когда ты на семейном образовании, только пропустишь из-за неё интересные кружки. А какой смысл тогда болеть? Он и не болеет.

За эти несколько месяцев сын заметно повзрослел: теперь никто не определяет время и длительность его занятий, ему самому нужно усадить себя за учебник и выучить запланированный объём материала. Это в принципе иной подход к жизни.

Он стал энергичнее, ведь теперь он высыпается и планирует день так, как ему удобно. Пропала апатия, он ведёт активную жизнь: несколько кружков, спортшкола, почти все городские выставки, публичные лекции, походы и соревнования.

Особенно приятно наблюдать, как у него появляется интерес к знаниям. Сын, который никогда не любил русскую литературу, этой зимой восторгался описаниями природы у Тургенева и детальными портретами ребят из «Бежина луга». Из этого сам же и сделал вывод, что природа интереснее и удивительнее, чем ему раньше казалось, а образы мальчиков стоят перед его глазами будто написанные маслом по холсту. Однажды на дежурный вопрос о том, как продвигаются занятия по математике, он с восторгом в голосе рассказал, что ему попалась сложная задачка и он хорошо поразмял мозги! Есть ли что-то невероятное в том, что 13-летнему мальчику приятно размять мозги сложной задачкой или прочитать описания природы у Тургенева? Наверное, нет. Наверное, это просто нормально.

И вся эта учёба занимает в среднем три часа в день.

А как же социализация? Освободившегося от уроков и домашних заданий времени достаточно, чтобы ходить в большое количество секций и кружков, в походы и на соревнования. Всего этого не было, пока он учился в школе: не хватало времени и сил. Сейчас общения в его жизни предостаточно. В конце июня я забирала сына из летнего лагеря на день раньше, потому что утром ему уже надо было ехать на соревнования. Я наблюдала, как с ним прощались: обнимали на прощание мальчики и девочки, один за другим, похлопывали по спине и говорили: «Спишемся». В этот момент я поняла, что с социализацией у него всё в порядке.

Вспоминая год на семейном образовании, я думаю о том, что все эти громкие школьные истории — они не о цвете волос и не о проходных баллах в первый класс. Они о чём-то более глубоком и значимом: о правах детей, о статусе ребёнка и его родителей в школе, о гибкости школьной системы и её способности отвечать вызовам современности. Но и семейное образование для меня примерно о том же, но по-другому. О правах и свободе, ответственности и развитии, знаниях и будущем, интересе и азарте.


Поделиться