Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Экстремальный театральный

В Губахе завершился Восьмой фестиваль «Тайны горы Крестовой»

Поделиться

Считается, что «как встретишь год — так и проведёшь», поэтому Новый год должен быть весёлым, сытным и интересным. Оказывается, в отношении фестиваля это правило тоже работает: как прошла церемония открытия, так и весь фестиваль пройдёт. «Новый компаньон» уже описывал в красках, как на вершине Рудянского споя артисты Театра-Театра под проливным дождём пели и танцевали в мюзикле Jesus Christ Superstar; позже оказалось, что дождливое открытие — это прелюдия к целой дождливой неделе, когда спектакли шли под открытым небом — по два, а то и три в день, зрители кутались в дождевики, а артисты… играли как ни в чём не бывало! Дождик лишь придавал особые краски спектаклям, которые на ландшафте выглядели совсем не так, как в театральном стационаре.

Тайны горы Крестовой 2019

  Елена Воскресенская

Театры из Тольятти, из города Заречного Пензенской области, из Челябинска и, конечно, Перми и Пермского края показали в природных и урбанистических ландшафтах спектакли для детей и взрослых, классику и современную драматургию — от Августа Стриндберга и Теннесси Уильямса до Константина Стешика. Целых два спектакля представила губахинская студия-театр «Доминанта» — организатор фестиваля.

Город жил какой-то особенной жизнью. От горнолыжного курорта, который стал базой фестиваля, расползались по окрестностям дорожки из жёлтых зонтиков — непременных атрибутов всех участников. Ряды складных стульчиков и палатки с кофе и чаем возникали среди гор, лесов, руин, на железнодорожной станции и в городском парке аттракционов.

Тайны горы Крестовой 2019

  Елена Воскресенская

Излюбленным местом для показа спектаклей стал «город-призрак» Верхняя Губаха. Несколько десятилетий назад оживлённое место с больницей, школами, детскими садами, магазинами, дворцами культуры, парком, стадионом и несколькими предприятиями обезлюдело после закрытия шахты им. Крупской и стремительно разрушается. Тополя, акации и сирень, когда-то украшавшие посёлок, разрослись в настоящие джунгли и воюют за место под солнцем с зарослями борщевика и кипрея.

Столь богатая, насыщенная историей и населённая призраками натура не могла не вдохновить артистов! Колоннада Дворца культуры им. Калинина стала графским поместьем, в котором разыгралась драма Августа Стриндберга «Фрекен Жюли», которая в версии режиссёра Натальи Кучишкиной из ТЮЗа Заречного называется «Жюли. Экосез на троих»; двор поселковой больницы приютил сюрреалистический перформанс «Лабиринт» по мотивам произведений, дневников и писем Франца Кафки, поставленный Дмитрием Огородниковым в губахинской «Доминанте»; а стены бывшего заводского цеха, где нынче свила гнездо семья соколов, стали великолепными декорациями для спектакля «Летели качели» камерного театра «Новая драма» (Пермь).

Тайны горы Крестовой 2019

  Елена Воскресенская

Ещё до начала конкурсных фестивальных просмотров в Верхней Губахе прошла масштабная историческая реконструкция «Губаха Alive». На главных улицах «города-призрака» появились баннеры с историческими фото, на которых можно было увидеть город и его жителей в былые годы; открылись ярмарка, шахматно-шашечный клуб, на «типичном губахинском дворике» можно было напилить дров и попытаться принести воду на коромысле, вдоль улиц сновали пионеры в красных галстуках, пожарные в касках и толпы туристов — губахинцев и приезжих. Тут и там толпились экскурсанты, а в роли экскурсоводов выступали жители Верхней Губахи, которые помнили этот город полнокровным и вовсе не призрачным…

Центром «ожившей» Верхней Губахи стал ДК им. Калинина, на осыпающихся ступенях которого Пермский губернский оркестр под накрапывающим дождиком играл марши и вальсы, а красавец-баритон из пермской оперной труппы Алексей Герасимов пел итальянские и советские песни.

Тайны горы Крестовой 2019

  Елена Воскресенская

Это оживление «города-призрака» можно считать метафорой всего фестиваля: «Тайны горы Крестовой» так же оживляют Губаху, не просто дают ей драйв, ощущение свежести и новизны бытия, но ещё и превращают город угледобычи и нефтехимии в туристический центр. Если зимой люди едут в Губаху кататься на лыжах, то летом тысячи зрителей приезжают, чтобы смотреть театральные спектакли в необычной обстановке.

Не секрет, что города Кизеловского угольного бассейна после закрытия добычи угля находятся не в лучшем положении, но Губаха — исключение из этого правила: здесь есть несколько активно развивающихся предприятий и энергичных учреждений культуры. В 2012 году депутат Законодательного собрания Пермского края, председатель совета директоров ПАО «Метафракс» Армен Гарслян горячо поддержал предложение художественного руководителя студии-театра «Доминанта» Любови Зайцевой о проведении необычного фестиваля, его предприятие стало гала-спонсором фестиваля, а оргкомитет события возглавляет нынче ещё один депутат Законодательного собрания — Мария Коновалова.

На примере Губахи, её театра и её фестиваля видно, как важна культура для заводского города. Мария Коновалова считает, что в каждом городе Кизеловского угольного бассейна можно найти собственный очаг культуры, энергия которого оживит территорию.

В Губахе уже работает Музей угля, где три экспозиции рассказывают об истории угледобычи, о быте шахтёров советского времени, о богатстве здешних недр — не только минералогическом, но и палеонтологическом. Проект предполагается сделать сетевым: в августе обновлённая экспозиция откроется в Гремячинске, где, по замыслу музейных кураторов, городской дворец культуры станет одновременно и вместилищем, и экспонатом будущей экспозиции, посвящённой жизни шахтёрского города. ДК в Гремячинске открылся после капитального ремонта в июне этого года концертом Пермской краевой филармонии и собрал более 300 человек. Стоимость проекта превысила 66 млн руб. Эти перемены стали возможны благодаря личной поддержке губернатора Пермского края Максима Решетникова.

Подобные планы по обновлению музея есть и в Кизеле. Армен Гарслян и Мария Коновалова побывали здесь 22 июня, вместе с руководством города обсудили ситуацию, наметили планы по развитию музея. Чуть позже, в декабре, в Кизеле откроется первый современный кинотеатр — с удобными креслами, хорошей проекционной аппаратурой и звуком DOLBY.

Такие позитивные изменения в территориях становятся возможными благодаря синергии усилий депутатов Армена Гарсляна и Марии Коноваловой, руководителей местных администраций, бизнеса и общественности.

Всё это — события той же смысловой цепочки, что и фестиваль «Тайны горы Крестовой», находящиеся под постоянным вниманием Армена Гарсляна и Марии Коноваловой.

В Губахе благодаря сотрудничеству «Доминанты» с местными предприятиями и с депутатами Законодательного собрания проходит не один, а несколько ежегодных театральных фестивалей, но «Тайны горы Крестовой» — самый масштабный. В этом году значительно увеличилась поддержка фестиваля краевым минкультом, не остались в стороне и партнёры, ежегодно поддерживающие фестиваль. Благодаря общим усилиям в Губаху удалось пригласить бригаду театральных критиков и экспертов, которые устраивали тщательные разборки всех конкурсных работ, а заодно смогли убедиться в том, насколько богатая фактура — уральский ландшафт.

Действие спектакля по пьесе Теннесси Уильямса «Гнедигес фройляйн» (Молодёжный драматический театр, Тольятти) развернулось во дворе частной гостиницы «Медвежий угол» с её бревенчатыми деревянными домиками и близким берегом Косьвы.

Кролики-бунтари из спектакля «Тринадцатая звезда» Чайковского театра драмы и комедии боролись за свободу и жизнь на лужайке на фоне останцев Рудянского споя.

Юная неудачница из спектакля «Доминанты» «Мама, мне оторвало руку» по пьесе екатеринбурженки Маши Конторович терпела жизненный крах на крыше железнодорожной станции.

Челябинский ТЮЗ хохмил и активно общался с малышами-зрителями в городском парке аттракционов, где был показан спектакль «Иван-царевич и Серый Волк» с подзаголовком «Сказка-огонь».

Самодеятельный театр «Студия М» — тоже из Челябинска — на фоне инфернальных огней и дымов коксохимического завода показал медитативный перформанс «Охотники» по очень отдалённым мотивам картины Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу».

Большая сцена на горе Крестовой, где в вечер открытия шёл рок-мюзикл под дождём, тоже не пустовала: Пермский губернский оркестр показал здесь свой знаменитый концерт-дефиле «Классика и не только», с которым весной ездил в Германию на большой фестиваль марширующих оркестров, а сборная команда юных композиторов и артистов театра «Балет Евгения Панфилова» представила сложную концертную программу, состоящую практически из одних премьер, порой весьма любопытных.

На ежедневных обсуждениях, где выступали критики и эксперты — художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова» Сергей Райник и председатель Пермского отделения Союза композиторов России Игорь Машуков, каждый спектакль разбирали по косточкам, и порой доставалось нешуточно и актёрам, и режиссёрам. Зато в финале, когда театры получали лауреатские дипломы, они точно знали, что дипломы заслуженные, поскольку и жюри — строгое.

Жюри пришлось нелегко, решения порой приходилось принимать не самые банальные: так, за спектакль «Тринадцатая звезда» (Чайковский театр драмы и комедии) дипломы получили аж четверо артистов, а за «Летели качели» («Новая драма») — вообще весь коллектив.

Фестивальная жизнь — это не только спектакли и обсуждения. В вечер закрытия каждый театр выступил с капустником — пародировали и коллег, и жюри, очень смешно обыгрывали каждую из показанных работ, а потом от души «заж­гли» под песни из фильмов Гайдая в исполнении пермского «Хорус-квартета».

Наутро 5 июля все иногородние участники фестиваля «Тайны горы Крестовой» разъехались из Губахи, а «Доминанта» продолжила играть спектакли на ландшафте. И, несмотря на то что фестиваль официально закрылся, что добираться до «города-призрака» и других пригородных красот природы иногда непросто, недостатка в зрителях по-прежнему не было.


Мария Коновалова, председатель оргкомитета фестиваля «Тайны горы Крестовой», депутат Законодательного собрания Пермского края:

— «Тайны горы Крестовой» — это не просто увеселительное событие в небольшом уральском городе. Это мощный геокультурный бренд, который, безусловно, вписывается в кадровую политику большого бизнеса и в развитие инфраструктуры города.

Сегодня в ПАО «Метафракс» реализуется один из крупнейших в крае инвестиционных проектов, привлекаются высококвалифицированные сотрудники, которым важна не только финансовая составляющая и предоставленное компанией жильё, но и качественный досуг, люди хотят своего развития в этом городе, развития самого города и его инфраструктуры: строительства новых дорог, развития придомовых территорий, спортивных объектов, доступного здравоохранения и образования.

За восемь лет своего существования фестиваль существенно способствовал развитию инфраструктуры города: появились новые кафе, дороги, рассматривается проект ремонта фасадов на центральной улице. Таким образом, с помощью фестиваля мы развиваем и кадровую политику компании, и инфраструктуру города в целом.

Открытие «Тайн горы Крестовой» ежегодно становится одним из громких культурных событий прикамского лета: взглянуть на музыкальный спектакль на фоне заката на горе приезжают зрители не только из Пермского края, но и из соседних регионов, поэтому мы каждый год придумываем что-то новое, яркое, такое, чего в наших краях ещё не было. Нынешнее представление рок-мюзикла Jesus Christ Superstar стало мощнейшей мистерией, незабываемым событием, после которого каждый зритель, наверное, сказал: «Я рад, что видел это. Ничего подобного я не видел».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться