Десять лет — полёт нормальный

Пилотажные группы вновь показали мастерство в пермском небе

Поделиться

В минувшие выходные на авиабазе «Сокол» прошёл уже традиционный для Прикамья фестиваль «Крылья Пармы». Начинавшийся в 2009 году как своеобразный день открытых дверей военной части, которая в разное время называлась то авиабазой, то авиагруппой, то полком, уже через пару лет фестиваль превратился в известное в национальном масштабе событие. Среди его гостей — топовые авиационные фотографы из Москвы, Сибири и других регионов. В разное время изюминками воздушной программы «Крыльев» были пилотажные группы «Русь», «Стрижи» и «Серебряные крылья». Уже второй год эту роль выполняет АГВП «Русские витязи» — единственная в мире пилотажная группа, выступающая на тяжёлых истребителях. Так что удивить искушённых пермяков одним только появлением машин на оси пилотажа уже сложно. Тем не менее на авиабазу «Сокол» приехали около 40 тыс. человек.

Крылья Пармы 2019
Фото: Виктор Михалев

В этом году командование Центрального военного округа расстаралось, прежде всего для споттеров и авиаблогеров. В Пермь с авиабазы «Шагол» прилетели истребитель-бомбардировщик Су-34 и разведчик Су-24МР, обе машины участвовали в воздушной операции в Сирии. До начала лётной программы для представителей СМИ устроили своеобразный пресс-тур, они могли вдоволь поснимать оба боевых борта, а также вертолёт Ми-8АМТШ из Каменска-Уральского и «родной» пермский МиГ-31БМ.

Крылья Пармы 2019
Фото: Виктор Михалев

Начало полётов было анонсировано на 16:00. Впрочем, серьёзные коррективы могла внести погода. Над аэродромом нависли кучевые облака, зрителей беспокоил то моросящий дождь, то порывы ветра более 10 м в секунду. Были сомнения, что высота нижней границы облачности позволит «Русским витязям» выполнить фигуры вертикального пилотажа, и лётчики вынуждены будут «крутить блины» (пилотаж в горизонтальной плоскости). Для пилотов «Серебряных крыльев» на лёгких самолётах наибольшую опасность представлял ветер. То же самое относилось и к парашютистам, которые открывали воздушную часть программы шоу. Впрочем, спортсмены из Федерации парашютного спорта Пермского края со своей задачей справились блестяще.

Крылья Пармы 2019
Фото: Виктор Михалев

Затем на разведку погоды пошёл Су-30СМ командира «Русских витязей» Андрея Алексеева, которому удалось превратить рутинную задачу в яркое шоу. Его Су-30СМ, едва оторвавшись от полосы, с одновременным эффектным виражом устремился вверх. Гости фестиваля мгновенно разбежались из очередей за кофе и хот-догами, достали смартфоны и фотоаппараты. В течение 10 минут на предельно малой высоте под нижней кромкой облаков командир открутил комплекс высшего пилотажа с петлями, бочками, боевыми разворотами и перевёрнутым полётом. Направив истребитель в просвет среди туч, Алексеев показал фигуру «Колокол», в прямом смысле зависнув в воздухе. Не менее эффектным выглядел плоский штопор, когда самолёт снижается, вращаясь, словно сорванный с дерева сухой лист. Небо, очевидно удивившись от такой разведки, разразилось коротким, но мощным дождём. Зато потом кучевые облака стали расходиться, давая возможность и другим пилотажникам показать своё мастерство.

Крылья Пармы 2019
Фото: Виктор Михалев

Групповую программу открыли пилоты «Серебряных крыльев», которым, несмотря на продолжающиеся порывы ветра, удалось показать эффектный пилотаж. Сначала тройкой на сверхлёгких самолётах «Саванна» и Roland под руководством Сергея Минигулова, а затем на спортивном Cetus-710 сольно отработал Айрат Максадов. Возможно, некоторым могло показаться, что сверхлёгкие самолёты несколько маловаты для огромного пространства аэродрома, но понимающие люди оценили, как в сложных метеоусловиях борты держали идеальный пилотажный порядок, ювелирно проходили между надув­ными конусами и выполнили роспуск.

Крылья Пармы 2019
Фото: Виктор Михалев

«Русские витязи» показали программу в составе четырёх бортов, пятый Су-30СМ в выступлении не участвовал, находясь в резерве. Взлетев попарно, группа за пределами аэродрома собралась в построение «Ромб» и на оси пилотажа аэродрома показала фигуры горизонтального и вертикального пилотажа. Зрители увидели петлю Нестерова в плотном построении, групповые бочки и другие элементы, программа группы завершилась фирменным роспуском «Тюльпан». Но «на сладкое» остался Андрей Алексеев, который снова открутил сольный комплекс пилотажа, пока остальные три истребителя заходили на посадку. В тот же день группа «ушла» домой в подмосковную Кубинку.

Крылья Пармы 2019
Фото: Виктор Михалев

Поделиться