Эпоха извращения?

Поделиться

Каких эпох у нас только не было — самодержавия, дворцовых переворотов, недоразвитого социализма, просвещения, возрождения... Интересно, как потомки назовут эпоху, в которой живём мы? Где-то в глубине у меня шевелится нездоровое подозрение, что «эпохой извращения». Нет, я совсем не собираюсь, отставив в сторону мои «родные» экономику и политику, личным присутствием приумножить ряды борцов за правильный секс. В мои годы пристрастия менять чревато. Просто в один не очень прекрасный момент вдруг обнаруживается, что и в тематике «выше пояса» нормальное, традиционное всё чаще становится исключением, а всевозможные аномалии — правилом.

Только за одну последнюю августовскую декаду три человека поделились со мной радостным удивлением. Непримиримый античиркуновец среднего политического калибра поделился впечатлениями об участии в беседе с губернатором Виктором Басаргиным: «Вы знаете, я ему говорю довольно неприятные вещи и вдруг чувствую, что он слушает, что ему это интересно».

Мой ровесник — «московский пермяк» на вопрос о том, как поживает его любимая внучка, воодушевлённо отвечает: «Успешно перешла на четвёртый курс. Была в числе организаторов сбора гуманитарной помощи после июльского наводнения на Кубани. И ты не поверишь! В среду этих ребят пригласили в мэрию, вручили благодарственные письма от Собянина и даже подарки». Ну а 24 августа телефон звонил не переставая: «Ты слышал? Сенсация! Суд оправдал Каспарова!»

Признаюсь, и для меня все три эти новости были позитивными и... нежданными. И только через неделю после последней сенсации в голову пришла трезвая до безобразия мысль: «А чему и по по какой, собственно, причине мы удивляемся?»

Губернатору как минимум должен быть любопытен ход мыслей его язвительного политического оппонента. Тем более услышанный очно, а не «из-за угла». Печатного или непечатного, то есть интернетовского. Глава региона должен быть рад возможности посмотреть своему недругу в глаза, может быть, понять его или, чем чёрт не шутит, перевербовать в «свою веру»...

Совершенно естественна позитивная реакция московской власти на инициативу волонтёров, помогающих жертвам наводнения на Кубани. Мало того, что молодёжь делала доброе дело, при этом ещё и вложила свой скромный, но заметный вклад в политический капитал московской мэрии и даже лично Собянина...

Да и московский суд не сотворил чего-то выдающегося. Тоже мне подвиг: отвергнуть абсурдные обвинения в том, что всемирно известный шахматист и всегда логичный политический деятель ни с того ни с сего покусал полицейского прапорщика. Уже не одно десятилетие чета Никитиных поёт: «Лишь только от жизни собачьей собака бывает кусачей».

А удивляется не очень широкая, но прогрессивная российская общественность и её пермский передовой отряд лишь потому, что за последние века и особенно за начало XXI всех нас приучили к другой логике — извращённой.

Наши национальные лидеры-правоведы почти убедили народные массы, что «свобода лучше, чем несвобода», что мы живём в демократической стране. Я почти этому поверил и посетил митинг на Болотной площади. И вскоре из тех же уст услышал, что я — «бандерлог» и должен быть бит подобно французам на Бородинском поле. И вообще, как говаривали корифеи классовой борьбы, «кто не с нами, тот против нас». В этой хлёсткой фразе особый теоретический и прикладной интерес представляют слова «кто не с нами».

Алексей Навальный и ему подобные сражаются с коррупцией. Но и власть тоже не в стороне от этого богоугодного дела. При президенте РФ имеется Совет по противодействию той же самой коррупции. Но Навального в нём нет, а без присмотра он несёт всякую отсебятину, унижает уважаемых людей и глубокоуважаемую «Транснефть»... Получается, что он «не с нами». Со всеми вытекающими последствиями.

И на пермской земле водятся «не наши» люди. Олег Чиркунов с Маратом Гельманом создавали на ней «культурную столицу Европы», а Алексей Иванов, Игорь Аверкиев и другие, примкнувшие к ним, от искусствоведа Сергея Коробкова до строителя Бориса Баталина, занимались критиканством. Сейчас же выясняется: немало из того, на что они показывали пальцем, заслуживает внимания. Но не нашлось этого внимания у ушедшего губернатора, что и породило загадку, откуда же оно появилось у его преемника?

О причинах судейского «казуса Каспарова», когда суд поверил ему, а не представителю власти, говорить пока рано. Поживём — увидим, откуда эти «ноги» растут. Из случайного сбоя системы или этот слабый росток проклюнулся из новой тенденции. Лично я, твёрдо усвоив, что советский (российский) суд по-прежнему «самый справедливый в мире», увы, склоняюсь к первому.

В выворачивании наизнанку библейских заповедей от «судейских», которые в мантиях, не отстают и их коллеги в погонах.

«Новая газета» по всему миру небезуспешно ищет, куда ловкие государевы люди умыкнули миллиарды казённых денег? Тех самых, из-за которых отправили на тот свет Сергея Магницкого. Но что-то от российской прокуратуры и следственного комитета не слышно благодарных слов за эту бескорыстную помощь. Скорее наоборот. Выходит, что эти правдоискатели тоже «не с нами»?

Каждый вечер на всех центральных телеканалах сыщики всех мастей, вооружённые до зубов собственным интеллектом и достижениями науки и техники, успешно решают сложнейшие задачи по борьбе с преступностью. Похоже, что их прототипы «на земле» так привыкли к хитроумным криминальным загадкам, что простые им просто не интересны.

Наш народ всё ещё единодушно гордится ратными победами, почитает их главными праздниками. И столь же дружно косит от военной службы. Военные династии, включая генеральские, становятся такой же редкостью, как и реставраторов произведений живописи. Что уж говорить о среднестатистических гражданах, если даже такой патриот, как Дмитрий Рогозин, и сам не пошёл по стопам отца-генерала, и сына направил не по этому славному пути, а в алчный мир бизнеса. Мир наш, доморощенный, «новорусский». И очень, очень специфичный.

Совсем недавно Россия стала членом Всемирной торговой организации. В связи с этим аналитики судорожно подсчитывают, что это стране и отдельным её гражданам может дать? Оказывается, что много хорошего и не меньше плохого. Чего больше — зависит от нашего персонального и общественного поведения.

Как себя ведём мы? Говорим правильные слова о необходимости инновационного развития. Одной рукой на бюджетные миллиарды создаем его базу: Роснано, дубликат Силиконовой долины по кличке «Сколково»... А другой рукой всё это сводим на нет, засоряя инвестиционный климат и конкурентную среду вредными выбросами второго процесса Ходорковского, везде проникающей системы «откатов», рейдерства с активным государственным участием.

Подобных примеров в экономике — море. Их специфика доходчивее всего описывается известным (слегка смягчённым мною) выражением: «Всё делать через прямую кишку». А в совокупности такой образ жизни подпадает под статью, пока ещё отсутствующую в нашем Уголовном кодексе: «Извращённое надругательство как над классиками, так и над реформаторами научного капитализма».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться