Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Надо держаться корней

Киностудия «Новый курс» представила фильм о музыканте Клаусе Бургере

Поделиться

Клаус Бургер — персонаж, про которого не снять фильм просто невозможно. Он идеально вписывается в ту череду «чудиков», странных творческих натур, фильмами о которых прославился в своё время основатель «Нового курса» Павел Печёнкин: вспомните хотя бы «Историю Тюрина, художника и жертвы». Сам Печёнкин в последнее время такого не снимает, но режиссёр Алексей Романов линию подхватил.

Правда, фильм «Клаус Бургер: духовные упражнения» появился почти нечаянно: композитор Игорь Машуков попросил заснять репетиции и российскую премьеру симфонической поэмы Бургера «Чусовая», которая состоялась в Перми осенью 2018 года. Романов с командой просьбу выполнили, а по дороге поняли, что этот сюжет им послан свыше, и продолжили съёмки в Баден-Бадене, где Бургер проживает в Германии, в экодеревне Любимово в Оханском районе, где он пытается поселиться, а также в Кыне на Чусовой — реке, которая вдохновила композитора на первую в его жизни симфонию.

В истории Бургера в Перми всё происходит вот так — случайно и не случайно. Каждая случайность оборачивается знаком судьбы, начиная с первого приезда музыканта в Пермь. Дело было в 2007 году, когда пермский композитор Валерий Грунер устроил «Грунер-фестиваль» и пригласил из Германии коллегу и однофамильца Иоахима Грунера, а тот приехал вместе с Бургером, в то время — концертирующим тубистом, возможно, лучшим тубистом мира, для которого он написал Концерт для тубы с оркестром. Этот концерт и был исполнен в Перми.

Ну, вроде бы исполнил, уехал... Но Бургер вернулся. И ещё раз вернулся. И снова. Подружился с пермяками, стал устраивать музыкальные сейшены, медитации под диджериду... Когда здоровье заставило его прекратить карьеру исполнителя и он сосредоточился на сочинении музыки, Бургер решил поселиться в Пермском крае, в экологически чистом поселении, навсегда. Но вот незадача! Никак не получит вид на жительство. Посещая Россию дважды в год по одноразовым визам, Бургер жалуется, что не может пустить корни, а пока нет корней, нет и музыки.

В фильме довольно подробно говорится об этой проблеме, но в целом он не про это, а просто про Клауса — огромного рослого немца в седых дредах, который при любой погоде ходит босиком. Про человека, которому неуютно в его родном благоустроенном мире, и он ищет другой мир — подлинный, чистый, неиспорченный цивилизацией.

В качестве объяснения своих поисков Бургер приводит историю об эксперименте, который проводился в середине ХХ века на мышах. Четыре пары мышей поместили в мышиный рай, где вволю воды, еды и никаких опасностей. Грызуны поначалу начали радостно размножаться, а потом погрязли в пороках и вымерли. Остались четыре старые самки — из тех, первоначальных пар. Вот и в благоустроенных немецких пригородах, как кажется герою фильма, остались лишь старухи, мир этот обречён...

В общем, это довольно сложная и очень многогранная история. Настолько многогранная, что, кажется, фильм всё время мечется между сюжетными линиями, а выстроить их в нечто единое не получается. Продюсер Владимир Соколов признаёт, что картину торопились закончить к Дягилевскому фестивалю, где премьера прошла в присутствии главного героя. Эту бы фактуру — да снимать несколько лет, как это принято у дотошных документалистов! Тогда могло бы получиться нечто поистине флаэртианское.

Пока же можно констатировать, что Алексею Романову не изменило его знаменитое внимание к деталям. Особенно выразительны получились немецкие сцены. Вот Бургер взял в аэропорту Мюнхена машину и гонит по автобану в родной Баден-Баден, а мимо проезжает автовоз, и на платформе — ну такие спорткары, что вряд ли какой-то зритель с ходу угадает марки. Торжество гламура и потребительства! Или сцена на пешеходной Нойхаузер-штрассе в Мюнхене: два «казака» хорошо поставленными голосами распевают «Смуглянку-молдаванку».

Живые доказательства философии Клауса Бургера.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться