Алексей Дёмкин: Люди переезжают на правый берег Камы, и это напрягает разработчиков Генерального плана Перми
Администратор
newsko.ru
— Что такое, по вашему мнению, комфортная городская среда? Насколько Пермь близка к этому понятию?
— Комфорт — это удобства, связанные со средой обитания, начиная с квартиры. Квартира должна быть удобной, должна удовлетворять потребности семьи — образно говоря, чтобы не ютились на 36 квадратных метрах вдесятером. Квартира — это среда, которая гарантирует человеку некую безопасность от общего социума. В своём жилье он должен чувствовать себя комфортно и уютно.
Комфорт и уют должны распространяться также на двор дома. Дворы городских домов должны отвечать требованиям безопасности детей, которые находятся на прогулке, и спокойствия их родителей. Благоустройство вокруг дома, чистота, комфорт — это совокупность тех факторов, которые формируют уютность двора.
Если выходить за рамки двора, то это — грамотная организация кварталов. В рамках квартала должны быть магазины товаров первой необходимости. Также недалеко от квартала должен быть детский сад, может быть, чуть дальше — школа.
Одним словом, городскую среду нужно развивать таким образом, чтобы человек получал максимум услуг в шаговой доступности от места проживания. Если же, к примеру, родителям необходимо постоянно возить своего ребенка куда-то далеко от дома, значит, городское пространство организовано неправильно.
— Это мы уже про Пермь говорим?
— Да. В Перми городское пространство организовано достаточно хаотично. Как правило, при проектировании и строительстве жилых домов застройщики не предусматривают в них коммерческих площадей. В результате бизнес, решив зайти на какую-либо новую территорию, вынужден выполнять массу лишних действий: выкупать квартиру на первом этаже, организовывать процедуру перевода из жилого помещения в нежилое, производить перепланировку и т. д.
А в некоторых микрорайонах порой бывает просто невозможно развивать потенциально прибыльный и востребованный бизнес в силу отсутствия пригодных для этого помещений. В результате в проигрыше оказываются все: и собственники бизнеса, и граждане, которые вынуждены получать нужную услугу в отдалении от дома.
Считаю, что для решения этой проблемы необходима, прежде всего, добрая воля застройщиков. Во-первых, при проектировании жилых домов следует изначально предусматривать площади, на которых в будущем сможет разместиться бизнес. Во-вторых, нужно выносить эти проекты в публичное пространство, чтобы бизнес в случае заинтересованности мог ещё на стадии проектирования выйти на застройщика, продекларировать свои намерения и, возможно, договориться о внесении изменений в проект с учётом своих потребностей.
— Есть три варианта застройки Перми: компактный город на одном берегу; город, который развивается в тех границах, которые уже существуют; город, развивающийся вширь. Какая из этих позиций вам ближе и почему?
— Я считаю, что Перми есть куда развиваться в существующих границах. Расширять границы города на сегодняшний день совсем необязательно. Если взглянуть на карту города, то видны свободные территории, на которых мог бы появиться новый жилой фонд, прежде всего — на сносе ветхих и аварийных домов. Сегодня задача власти — организовать процесс: расселение, снос ветхого жилья и последующую застройку территории новым, комфортным жильём.
— Как вы можете оценить концепцию «компактного города»?
— Исторически сложилось так, что наш город получил развитие на двух берегах. Примерно треть городского населения проживает на правом берегу Камы. Можно было бы сделать стратегический шаг в сторону компактности и перемещения всех людей на левый берег в том случае, если бы численность населения здесь составляла 5-10%. Но тенденция — обратная. Люди, пытаясь убежать от городского шума, пыли, переезжают на правый берег, в более спокойный, экологически чистый район. И это смещение, мне кажется, напрягает разработчиков генплана.
— Чаще всего в обоснование идеологии «компактности» города говорят о том, что дорого тянуть новые сети...
— Будучи депутатом Пермской городской думы, я ни разу не слышал достоверной информации о том, в каком состоянии находятся наши городские сети. Сегодня нам говорят, что «сети перегружены», и их «нужно развивать». Завтра мы слышим, что «сети недозагружены» и поэтому «ветшают». Оценка может диаметрально меняться в зависимости от докладчика и от того, какого решения докладчик ждёт от депутатов. Но в любом случае доклад заканчивается тем, что «необходимы новые траты на сети».
До тех пор, пока будут такие «прогибы» в фактической объективной оценке состояния инженерной инфраструктуры в зависимости от конъюнктуры, будет непонятно направление в развитии. На эти вопросы можно бесконечно отвечать — под каждую конкретную ситуацию.
— Что вам нравится, а что не нравится в генплане?
— Сложно классифицировать по принципу «нравится — не нравится». Мне бы хотелось, чтобы с помощью этого документа систематизировались правила застройки города. Чтобы с точки зрения архитектуры вновь появляющиеся объекты не уродовали его облик.
Я считаю, что зафиксирована абсолютно верная позиция по поводу точечной застройки. Это неправильно по отношению к гражданам, проживающим в соседних домах. Часто бывает: стояли две пятиэтажки, люди пользовались двором, на нём были детские площадки, дети гуляли, деревья росли. И вдруг как-то так получилось, что этот земельный участок стал не их собственностью, а муниципальной. Муниципалитет взял и продал его, и права на этот участок появились у застройщика. Он запроектировал, получил разрешение и начал строить объект. Потом на земле, которую жильцы пятиэтажек давно считают своей, появятся новые граждане, которые будут ездить на автомобилях, постараются отгородиться забором...
В рамках генерального плана мы всё-таки должны пресечь любую возможность хаотичной застройки. Вновь появляющиеся строения должны вписываться в общий архитектурный ансамбль. Если квартал застроен пятиэтажками, то вновь возводимое здание должно быть примерно той же этажности, а не в три раза выше.
— Вы сказали: рядом с пятиэтажками надо ставить схожее по размерам здание. Разве вы не считаете неэкономичным малоэтажное строительство?
— На комиссии по правилам землепользования и застройки, которая сейчас обсуждает вопросы высотности по результатам общественных слушаний, мы постепенно приходим к выводу, что этажность должна регулироваться проектами планировки территорий.
По сути дела, на каждый городской квартал должна быть объёмно-планировочная модель. Чтобы каждый (даже непрофессионал) мог посмотреть, как в будущем предполагается застроить этот квартал. Это нужно, чтобы каждое здание вписывалось в общую городскую архитектуру и чтобы одно здание не оказывало на другие пагубного влияния, затенения.
Что касается экономичности: если строить на свободном участке, то рентабельным может быть и двух-, и трёхэтажное здание. Но если мы говорим о развитии Перми в существующих границах, то надо понимать: строить придётся в первую очередь на территориях, где стоят десятки бараков, в каждой квартире проживают по несколько семей. У муниципалитета есть прямая обязанность, если барак признан ветхим, расселить все эти семьи, предоставив им жильё. И если муниципалитет по условиям аукциона переложит эту обязанность на плечи застройщика, то застройщик должен получить такой выход квадратных метров, который позволит ему окупить как эти затраты, так и затраты на строительство самого объекта. В противном случае никто из застройщиков не выйдет на реконструкцию этой территории.
— Так надо ограничивать этажность или нет? Или ограничивать в каком-то компромиссном варианте?
— Давайте возьмём для примера улицу Сибирскую, исторический центр города. Там, где расположены двухэтажные дома дореволюционной постройки. Если между ними поставить 25-этажный дом, это не украсит улицу. На такой территории, безусловно, нужно вводить ограничения.
Но беда в том, что ограничения сейчас вводятся повсеместно. Этот вопрос касается ограничения этажности и в центральных районах, и на периферии. Получается, что даже Закамская и Гайвинская агломерации подразумевают высотность вновь возводимых зданий до 35 метров — 10-11 этажей. Это ниже, чем уже существующие здания в этих районах. Ограничения касаются и проспекта Парковый, где сложившаяся застройка — 10, 16, 18 этажей.
— Если застройщик приобрёл участок, чтобы построить, предположим, 16-этажный дом, а город настаивает, чтобы на этом месте было построено здание не выше шести этажей, возможен ли механизм обмена участков? Или, например, существует ли механизм, когда город доплачивает застройщику, компенсирует его расходы, если хочет строить в соответствии с генпланом?
— На сегодняшний день такого механизма нет. Но я считаю, что он должен быть. Если человек приобретал земельный участок, опираясь на разрешённые параметры его использования, рассчитывал исходя из этих параметров экономику, и вдруг правила игры изменились и город ограничил его права, то город должен выкупить этот земельный участок, компенсировать затраты, произведённые застройщиком, либо предложить ему на выбор другой земельный участок. И тогда застройщик уже сделает выбор: либо землю, либо деньги.
— Транспорт. Насколько применима та концепция, которая раскрыта в генплане — приоритет общественного транспорта? Насколько это возможно в обозримом будущем — разгрузить город от автомобилей?
— На мой взгляд, слабо реализуемо. Когда человек достигает определённого жизненного статуса, ему хочется иметь автомобиль. Это то, что было привито в советские времена, буквально на генетическом уровне. Этот ген желания стать автовладельцем присутствует у большинства. Следовательно, в обозримом будущем число автомобилей в Перми будет только увеличиваться, несмотря на все ограничения. И это нужно учитывать в нормативах градпроектирования.
Так, на сегодняшний день норматив для города составляет 0,3 машины на человека. Исходя из этой цифры, рассчитывается пропускная способность транспортных артерий, число парковочных мест и т. д. Уверен, что этот норматив нужно менять, брать за основу коэффициент 0,7 машины на человека и уже с учётом этого коэффициента проектировать и застраивать город.
Почему коэффициент 0,7 никогда не будет превышен? Дело в том, что это именно та активная группа населения, которая пользуется личным автотранспортом. Помимо этого, есть дети и пожилые люди, которые не ездят на личных автомобилях, они ездят на автомобилях семьи.
— Тогда, получается, надо строить парковки?
— Надо, во-первых, более правильно организовывать движение с точки зрения «непересечения» потоков. Чем меньше перекрёстков, а больше кольцевых или разноуровневых развязок, тем меньше пробок. А также более синхронная работа на основных центральных магистралях светофоров, чтобы поток двигался, а не стоял.
Во-вторых, конечно, парковки. Сейчас людям говорят: «Прекратите парковать автомобили на обочине». Они отвечают: «С удовольствием, но предложите нам альтернативу». И если на это ответить: «Вот паркинг, но он платный», я склонен думать, что люди скажут: «Да, это справедливо».
— Как должна решиться проблема коммунального моста, который сейчас в аварийном состоянии? Надо ли закладывать в бюджет средства на строительство нового моста или лучше подремонтировать старый? Разделяете ли вы предложение построить временный мост, по которому можно перемещаться, пока ремонтируется старый?
— Это предложение невыгодно для бюджета. Организация временных мер всегда влечёт за собой неэффективные траты. Я считаю, что нужно строить новый мост. Потому что в ближайшие десятилетия всё равно будет происходить увеличение числа автотранспорта.
Люди с правого берега никуда не денутся. Они стремятся не ехать в центр, у них другой менталитет. А вот работу они будут искать где угодно. Связанность двух берегов должна быть. Соответственно, нужно не откладывать вопрос в долгий ящик, а начинать проектирование и строительство.
— Если обсуждать перспективу Перми и заглядывать в будущее, то какие направления в градостроительной сфере надо будет доработать?
— Нам нужно разрабатывать нормативы градопроектирования, в которых будут закреплены такие параметры, как обеспеченность детскими садами, школами, больницами на количество жителей, их удалённости и т. д. И вести проектирование и застройку жилых и административных районов города в соответствии с этими нормативами.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.