Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

По законам конкуренции

Форум предпринимателей помог бизнесу примерить на себя будущее

Поделиться

Краевой форум предпринимателей «Дни пермского бизнеса» прошёл в десятый раз, собрав на площадке завода им. Шпагина представителей бизнеса разных масштабов и направлений. Речь шла о формировании бизнес-среды будущего. На открытых лекциях, семинарах, стратегических сессиях обсуждался широкий круг проблем — от трансформации делового климата в целом до предпринимательской деятельности самозанятых, дизайн-мышления, франчайзинга и образования.

Дни пермского бизнеса

  Константин Долгановский

Ключевым мероприятием стало пленарное заседание с участием губернатора Пермского края Максима Решетникова, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае Анатолия Маховикова, а также представителей «Деловой России», «Опоры России» и Союза инновационно-технологических центров России.

Конкуренция на глобальных рынках

Открывая встречу, модератор поинтересовался у Максима Решетникова, может ли он привести примеры успешного предпринимательства. Глава региона назвал руководителей нескольких известных в Прикамье компаний: Эдуарда Соснина (ООО «Меркурий»), Романа Водянова (автохолдинг Verra), Сергея Метелева (ООО «Сван»), Александра Смильгевича (ООО «Инкаб), Юрия Борисовца (ООО «Сода-хлорат») и Александра Репина (ГК «Сатурн-Р»). «Успешный предприниматель — это тот, кто вырос из возможностей, которые даёт Пермский край, но не вывез деньги в офшоры, а инвестирует в регион. Такие предприниматели понимают, что надо конкурировать не на локальных рынках, а на глобальных, видят себя в конкуренции с мировыми компаниями и при этом берут на себя достаточно большую общественную нагрузку. Им надо, чтобы богатым было общество, чтобы зажиточным был край, чтобы в регионе росло число предпринимателей. Потому что один в поле не воин. Нам нужен плотный строй бизнесменов, которые могут конкурировать между собой в открытой экономике. Чем конкурентнее будет наш рынок, тем более конкурентоспособными мы будем в мире», — поделился своим видением губернатор.

Дни пермского бизнеса

  Константин Долгановский

Изюминкой секции по инновационному предпринимательству стало участие в её работе бизнес-ангела, ментора «Сколково», серийного предпринимателя из США Алекса Косика. Прежде всего он посоветовал авторам технологических идей честно ответить на ключевой вопрос: зачем им нужен выход на тот или иной рынок. «Ехать с продуктом на «пустое» место, не зная аудиторию и рынок, это называется «технологической турпоездкой», — предостерёг эксперт.

Дальше, по его словам, важно чётко оценить шаги, составить план, что придётся делать и в какой последовательности. «Мечта без плана остаётся мечтой. Мечта с планом становится задачей. Если приняли решение что-то делать — не оглядывайтесь назад. Если хотите выйти с технологическим продуктом за рубеж, если очень хорошо продумали, спланировали — выходите, не бойтесь. Занимайтесь самообразованием — самый главный посыл, который я могу дать. В какой-то момент вы начнёте видеть закономерности, принципы, будете учиться на чужих ошибках и успехах — и рано или поздно сможете всё делать самостоятельно», — дал совет Косик.

Дни пермского бизнеса

  Константин Долгановский

Александр Митрофанов, заместитель генерального директора Союза инновационно-технологических центров России, сделав обзор программ господдержки инновационного бизнеса, порадовал предпринимательское сообщество информацией о том, что Фонд содействия инновациям может увеличить количество принимаемых заявок и начать оказывать поддержку социально ориентированным проектам. Кроме того, уже началась поддержка детских проектов в инновационной сфере. Бюджет фонда в этом году увеличен в три раза. Теперь перед регионом стоит задача нарастить количество качественных заявок, чтобы использовать такую возможность финансирования.

В погоне за эмпатией

На площадке «Инновационное предпринимательство. Most поколений: образование как инвестиция» обсуждались в том числе компетенции, которые необходимы сегодняшним преподавателям. Речь шла о том, что они должны уметь выбирать для ребёнка индивидуальную траекторию развития, обладать эмоциональным интеллектом, навыками наставничества, предполагающими высокий уровень экспертизы в своей области, навыками коучинга, чтобы вести детей от постановки цели до конечного результата. Однако, по мнению участников дискуссии, существующая образовательная система не формирует поддержку таких запросов.

Дни пермского бизнеса

  Константин Долгановский

Эксперты предложили создать онлайн-площадки для возможного выбора надпрофессиональных компетенций и для педагогов, и для детей. «Мы должны сформировать некую систему навигации на уровне Перми, которая консолидировала бы все возможные траектории развития. У нас много нетрадиционных образовательных площадок, но не все родители о них знают, поэтому единая система профессиональной навигации необходима», — предложила эксперт Ирина Судиловская, HR-бизнес-партнёр.

«Нужен общий портал, на котором будут собраны все частные образовательные учреждения. В «крутом» формате, чтобы было интересно и детям. Важно, чтобы была возможность пробовать, провести некий тест-драйв, чтобы оценить ощущения ребёнка в этом образовательном процессе», — согласилась предприниматель, практик дизайн-мышления Дарья Герина.

Аудитория с удовлетворением отметила, что ребята, вопреки расхожему мнению, говорят об отсутствии желания уходить полностью в онлайн. Им интересно общаться, взаимодействовать с педагогами. Они хотят быть на волне цифровизации, но при этом сохранить человеческое общение.

Бренды проверили на прочность

В рамках «Дней пермского бизнеса» авторы проекта «Покупай пермское» совместно с Пермской ТПП провели «краш-тест» местных брендов, чтобы дать их авторам профессиональные советы в области продвижения продукции на рынок. По мнению экспертов, бизнес в целом сдерживает отсутствие эффективной маркетинговой стратегии.

Дни пермского бизнеса

  Константин Долгановский

Экспертами по направлениям «Стратегия бизнеса», «Стратегический маркетинг», «Продажи» и «Розничный маркетинг» выступили вице-президент ПТПП Елена Гилязова, руководитель магистерской программы «Smart-маркетинг» Пермского кампуса ВШЭ Ирина Шафранская, эксперт РМЦПК Галина Черновалова и директор по маркетингу сети магазинов «Семья» Ольга Тимофеева.

Представить на суд экспертов свои кейсы согласились дизайнер Юлия Сунцева (RasenA), Вера Пупырева («Акселератор талантов»), Людмила Уткина (клиника «Современная медицина»), Ольга Тимофеева («Семья»), а также маркетологи обувной фабрики TREK компании «Эрис».

Несмотря на различные сферы деятельности, ошибки оказались аналогичными: недостаточное внимание к информационным ресурсам, несоответствие задачам действующего позиционирования, слабая обратная связь с клиентами. Эксперты подчеркнули, что даже очень качественный контент нуждается в смене «упаковки» в соответствии с современными тенденциями в дизайне и действиями конкурентов.

Дни пермского бизнеса

  Константин Долгановский

Отдельно обсудили инициативу участников проекта «Покупай пермское», которые решили объединить усилия в нише здорового питания. Это правильные сладости от «Лаврушина», чайная кондитерская «Грибушин», «Медовое раздолье», «Промёд», «Русский обыЧАЙ», Diet Dessert и «Благодать». На выставке они были представлены единым стендом. Этот проект — пример кооперации бизнеса для достижения эффекта за счёт синергии ресурсов. Его участники только в начале пути, они получили от экспертов много полезных советов.

Целый ряд мероприятий прошёл для предпринимателей, связанных с промышленным сектором региона. Эксперты обсудили действующие меры поддержки экспортёров, состоялись презентации ГК «Эрис» и компании ELKAM.

Магазин для госзаказчиков

На дискуссионной площадке «Цифровая трансформация закупок» заместитель руководителя департамента Москвы по конкурентной политике Алексей Данилов рассказал о портале поставщиков, который успешно работает в столице.

По его словам, портал — это своего рода электронный магазин для государственных заказчиков по закупкам малого объёма, для которых сегодня это единственный способ осуществить закупки. Поставщиками этого «магазина» являются региональные компании, которые имеют возможность предоставлять свои товары и услуги для закупок госсектора. «Мы взяли с больших площадок самое лучшее — открытость, прозрачность, возможность торговать с рабочего места — и убрали то, что не любит бизнес. Это большие сроки захода на биржу. Никаких заявок, никаких протоколов в бумажной форме при проведении процедур. Участие в работе площадки для предпринимателей бесплатное. Мы предлагаем технологию в регионы. Уже 33 региона участвуют в проекте, а Пермский край на этом рынке играет ведущую роль», — пояснил суть масштабной работы эксперт.

Возможности бизнес-гигантов

На форуме впервые состоялась закупочная сессия ПАО «Метафракс» в рамках реализации региональной программы по промышленной кооперации крупного и малого бизнеса. В ней приняли участие более 40 региональных компаний. Речь шла о возможностях участия малого бизнеса в крупных инфраструктурных проектах, об актуальных предложениях по решению задач «Метафракса» для подрядчиков и субподрядчиков.

Дни пермского бизнеса

  Константин Долгановский

Коммерческий директор ПАО «Метафракс» Андрей Давыдов отметил, что компания в настоящий момент сотрудничает с 849 региональными компаниями и 47 частными предпринимателями. Кроме того, по словам топ-менеджера, «Метафракс» при поддержке региональных предприятий реализует сразу несколько крупных инвестпроектов, часть которых являются приоритетными. «При прочих равных мы отдаём приоритет местным компаниям и заинтересованы в их поддержке, ведь мы здесь живём и работаем», — подчеркнул он.

«Сегодня мы чувствуем поддержку краевого минпромторга. Все документы, связанные с большими федеральными программами, которые у нас есть по импортозамещению, экспортной составляющей, специнвестконтрактам, проходят через министерство, которое является партнёром предприятия. Сегодня мы говорим о промышленной кооперации. С Минпромторгом РФ нас тоже «стыкуют» регионалы. Работа идёт бодро, динамично», — добавила советник председателя совета директоров ПАО «Метафракс», депутат Законодательного собрания Мария Коновалова.

Евгений Давыдов, директор фонда «Региональный центр инжиниринга»:

— Закупочная сессия с компанией «Метафракс» — это первый шаг к организации системной работы промышленного комплекса Пермского края, предприятий-поставщиков с таким крупным потенциальным заказчиком. Подобная системная работа организована с 2014 года, с подписания дорожной карты с ПАО «Газпром» и с недавнего времени с ПАО «СИБУР Холдинг». По поручению губернатора до конца года мы должны довести количество крупных компаний, которые согласовали с краем дорожные карты, до семи.

Мы, как дочерняя структура краевого минпромторга, выступаем единым оператором, организующим системную работу, выступающим первичной фильтр-воронкой в оценке предложений компаний, для того чтобы не тратить время крупного заказчика на оценку сути технического предложения и финансового положения. Мы работаем как в интересах крупного заказчика, так и в интересах пермских компаний по оказанию содействия заходу в качестве поставщика. Конечная цель системной работы — увеличение количества пермских компаний, которые будут работать на постоянной основе в качестве поставщиков.

По данным краевого минпромторга, сейчас в регионе 374 предприятия находятся в реестре промышленной кооперации. В частности, результатом промкооперации с ПАО «Газпром» можно считать достигнутые объёмы закупок продукции предприятий Пермского края: в 2017 году они составили 8,95 млрд руб., в 2018 году — 9,26 млрд руб., в 2019 году — 18,8 млрд руб.

После завершения форума его организаторы и участники подвели итоги двухдневной работы.

Александр Яковлев, руководитель дирекции образовательных проектов АО «Деловая среда»:

— Форум положил начало новым форматам взаимодействия бизнеса и власти. Нужно, чтобы они как можно чаще встречались, разговаривали, понимали насущные проблемы. В этот раз, к примеру, были затронуты важные вопросы, связанные с реализацией национальных проектов. Кроме того, любой форум — это прежде всего образовательная программа. То есть всё делается в интересах предпринимателя, чтобы он больше увидел и усвоил. Площадка сделана уникально, антуражно, всё было предусмотрено для удобства общения. Сама по себе выставочная экспозиция даёт бизнесу возможность представить себя во всей красе, показать лицо. И третий момент — деловые связи, которые в перспективе рождают коллаборации, совместные проекты, а также стимулируют появление новых видов бизнеса.

Елена Гилязова, вице-президент ПТПП:

— Цели, которые мы перед собой ставим при организации подобных мероприятий, — это не похвалиться тем, какие мы крутые в организационной части. Нам хотелось показать власти в том числе современные предприятия, которые давно существуют на рынке, имеют колоссальные успехи, но их никто не видит. Это те задачи, которые я раз за разом пытаюсь реализовать на этих выставках. Малому бизнесу, для которого очень важны постоянные и мало меняющиеся правила игры, необходимо, чтобы его понимали и знали, что он есть. Мы много слышим про крупные холдинги, которые уже «не наши», хотя и поднимаются на природных ресурсах Прикамья. В то же время есть масса героев, которые делают своё дело, очень интересное, но о которых потребитель ничего не знает. Очень хочется поменять эту ситуацию.

Эдуард Соснин, директор ООО «Меркурий», член Совета Пермского регионального отделения «Опоры России»:

— Форум проходит уже десятый год. Очень радостно, что его концепция меняется, отвечая на запросы времени. Цифровая трансформация предпринимательства очень интересна как для развивающихся бизнесменов, так и для уже состоявшихся. Это мировой тренд. У пермского бизнеса есть серьёзный базис для выхода на мировые рынки. Популяризация мер поддержки предпринимательства, работа Российского экспортного центра, работа Пермской ТПП помогают выходить за пределы региона. Цифровизация бизнеса — всего лишь инструмент для его масштабирования за пределами Прикамья. Нужно участвовать в выставках, громче заявлять о себе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться