Продавай пермское

Производители вынуждены сокращать сбыт своей продукции в Перми из-за реформы НТО

Поделиться

Пермские производители говорят о том, что реформа НТО может привести к негативным последствиям для их бизнеса. По словам собеседников «Нового компаньона», их доля на рынке может сократиться от 20 до 50%. Предприниматели отмечают, что сбыт продукции через киоски и павильоны рентабельнее, чем аренда торговых площадей на первых этажах зданий или реализация продукции через федеральные сети. К тому же при согласовании с городскими властями рентабельных мест под НТО у предпринимателей возникают проблемы.

Киоск
Фото: Константин Долгановский

О потерях в сбыте своей продукции вследствие реформы НТО говорят производители хлеба, молочных и мясных продуктов, а также издатели местных газет. Участники рынка не видят реальной альтернативы киоскам и павильонам. Собеседники «Нового компаньона» считают, что аренда помещений на первых этажах зданий будет обходиться слишком дорого, а вход в торговые сети для них в большинстве случаев закрыт. Представители малого бизнеса отмечают, что федеральные сети не берут их продукцию из-за малых объёмов производства и несоответствия их форматам. Средний бизнес при заходе в сети также сталкивается с серьёзными ограничениями.

Руководитель одного из пермских предприятий пищепрома, представленного в большинстве крупных магазинов в Пермском крае, рассказал «Новому компаньону» о том, что федеральные сети ведут жёсткую ценовую политику. «Сейчас в какую сеть ни заходишь, они требуют свою доходность на уровне от 25 до 35% стоимости в зависимости от продукта из ассортиментной матрицы. Если логистика идёт через распределительный центр сети, то хотят ещё 10%», — отмечает собеседник. Другая проблема, о которой говорят производители, — сети берут только узкий сегмент из их ассортимента. В своей фирменной сети можно предложить покупателю весь ассортимент, а не несколько самых популярных единиц продукции.

Предпринимателей поддерживает вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова. По её словам, пермским производителям очень сложно заходить в федеральные сети и через них решать проблемы сбыта. «Мы никогда не прошибём федералов и всегда будем на их полках видеть не пермский, а завезённый продукт, в силу того что удобнее логистика: она совершенно логична с точки зрения ведения их бизнеса, но не логична с точки зрения поддержки пермского товаропроизводителя», — считает Гилязова.

Городские власти неоднократно заявляли о том, что готовы идти на уступки бизнесу и вносить изменения в городскую схему размещения НТО, включая туда новые места. Также для повышения эффективности работы с бизнесом был разработан регламент рассмотрения заявления о включении дополнительных мест, согласно которому предприниматель может обратиться в районную администрацию с предложением о местах размещения НТО. В случае согласования этих мест в департаменте экономики и промышленной политики администрации Перми они будут включены в схему.

Однако участники рынка сталкиваются с отказами администрации в размещении мест под НТО на муниципальной земле. Владелец сети киосков печати Дмитрий Еремеев привёл в пример недавно демонтированный киоск на ул. Уральской, 113: «Только киоск у цирка продавал в месяц 5 тыс. экземпляров различной печатной продукции. Теперь читателям придётся искать другое место для покупок. Заявку на место под этот киоск мы подавали в администрацию, но его не подтвердили. Из 40 таких же мест, поданных в департамент экономики, нам подтвердили только 27».

По мнению директора газеты «Эфир» Дмитрия Оксюты, реформа НТО сильно ударит по газетным киоскам и пермским газетам в целом. «Для существования газет нужна развитая сеть розничного распространения. Сокращение числа киосков приводит к сокращению тиражей. А это, в свою очередь, ведёт к значительному повышению стоимости экземпляра газеты. В конечном итоге человек если и найдёт место продажи газеты, то откажется от покупки по финансовым соображениям. Привычка читать, обычай покупать газету в шаговой доступности — по дороге домой, или по пути с работы, или на остановке общественного транспорта — складываются десятилетиями. Если эту традицию сломать, всё сразу рухнет», — считает Оксюта.

Руководитель одного из пермских предприятий пищепрома просил не называть своё имя, поскольку сейчас пытается договориться о переносе своих НТО с частных земель на муниципальную. «Альтернативные места на муниципальной земле районные администрации предлагают выделить там, где низкий пешеходный трафик. А в нашем бизнесе всё решают 20—30 метров. Если перенести точку, то сразу теряешь половину покупателей и снижается рентабельность», — отмечает собеседник. По его словам, предприятие может потерять до половины сбыта. В результате попадут под сокращение и десятки продавцов, и десятки сотрудников производственного цеха.

Представитель другой сбытовой сети пермского предприятия рассказал, что сам предлагал администрациям районов несколько альтернативных мест под размещение НТО для каждого из своих пока стоящих на частных землях киос­ков и павильонов. Однако, по его словам, остаются шансы на удачный перенос только одного места под НТО из пары десятков. «Городские власти то ссылаются на расположение сетей или наличие здания ближе 15 м, то не видят потребности жителей в наличии торговой точки на этом месте», — сказал предприниматель.

Председатель комитета по экономическому развитию Пермской городской думы Арсен Болквадзе пояснил, что расстояние 15 м от здания необходимо для соблюдения противопожарной безопасности. «Если его не соблюдать, то при возгорании НТО может пострадать капитальное строение. Это не в интересах ни продавцов, ни жителей. Правила существуют для того, чтобы их соблюдать», — заявил Болквадзе.

Депутат рекомендовал производителям переносить свои фирменные магазины на первые этажи зданий, где они будут соблюдать все санитарные и противопожарные требования: «Есть много стационарных магазинов на первых этажах зданий, на всех центральных улицах, там, где высокий пешеходный трафик».

Среди норм Правил благоустройства Перми, соблюдение которых отстаивают городские власти, — фактический запрет на размещение НТО на придомовых территориях многоквартирных домов. Речь о том, что они предназначены под детские площадки, газоны, а также объекты озеленения и благоустройства, а размещение на них НТО не отвечает их целевому назначению. В прошлом году пермские общественники, предприниматели и ТСЖ уже оспаривали эти нормы в судах. Если Пермский краевой суд поддержал требования, то Верховный суд встал на сторону властей.

По словам начальника департамента экономики и промышленной политики администрации Перми Александра Кузнецова, сегодня в крае расположено порядка 4,5 тыс. объектов торговли, из которых примерно треть приходится на НТО. На круглом столе с предпринимателями две недели назад Кузнецова уличили в том, что он использует «незаконные» НТО в отчётах о нормативах обеспеченности местами для нестационарной торговли. На это он заявил, что считать иначе невозможно.

Отметим, что губернатор Пермского края Максим Решетников, комментируя тему реформы НТО в рамках форума «Дни пермского бизнеса», по сути, сказал, что город в торговле через НТО не заинтересован, поскольку она наносит вред торговой отрасли в целом: «Слишком мало стационарных объектов. А почему? Когда такой рынок НТО, зачем что-то строить, кто будет инвестировать? Всегда придут владельцы контейнеров и договорятся».

Владельцы НТО на частных землях могут перенести свой бизнес на муниципальные земли либо в стационарные объекты, прокомментировали ситуацию в администрации Перми. «Планируется, что торги на право размещения НТО на территории Перми пройдут в июле. В них смогут принять участие все заинтересованные предприниматели. Также запланировано внесение изменений в типовой договор. Так, срок на установку НТО по итогам торгов увеличится до трёх месяцев, чтобы предприниматели имели возможность изготовить объект по новой типовой форме», — сообщили в пресс-службе, и добавили, что город поддерживает МСП информационно, по имущественной линии и через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Помимо этого, в городе ежегодно проводятся различные мероприятия и конкурсы.

В краевом минпроме отмечают, что розничный рынок испытывает постоянную потребность в качественных товарах местного производства, «это подтверждают сами ретейлеры». «Фермер находящийся, например, в Ильинском, и производящий небольшой объём продукции, может реализовывать свою продукцию в магазине, как вариант, сети «Пятерочка» или «Магнит», представленном только в его населённом пункте. Ещё один возможный вариант сотрудничества — открытие своей торговой точки «внутри» магазина торговой сети через договор аренды. Данный формат работы сейчас в тестовом режиме».

По данным минпрома, по истечении сроков ранее действующих договоров, схема размещения НТО будет дополняться. Последние договоры истекут в 2022 году, до этого времени «их никто трогать не будет». Ведомство предлагает владельцам киосков и павильонов участвовать в программе льготного кредитования, по которой субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить микрозаймы на приобретение и установку НТО. Так они смогут сократить свои издержки при переносе или замене торговых точек.

Поделиться