Контейнер не валялся

«Теплоэнерго» модернизирует «мусорную» инфраструктуру

Поделиться

Рабочая группа по бюджету краевого Законодательного собрания согласовала выделение регоператору по обращению с отходами ПКГУП «Теплоэнерго» субсидий на покупку 13 тыс. контейнеров и возмещение недополученных доходов в общей сложности на сумму более 800 млн руб. Депутаты отметили, что пока Пермский край проходит через переходный период реформы отрасли, для бесперебойного функционирования системы необходима поддержка со стороны бюджета.

мусор
Фото: Константин Долгановский

С заботой о муниципалитетах

По закону обустройство контейнерных площадок, равно как и их содержание, — это обязанность собственников и муниципалитетов. Но сейчас, на старте реформы, потребность как в площадках, так и в самих контейнерах велика. Поэтому краевое правительство подключилось к ситуации: слишком много жалоб от жителей и представлений прокуратуры (в адрес муниципалитетов).

Есть два направления поддержки. Во-первых, в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» было предусмотрено, что муниципалитеты могут получать деньги от края и Федерации не только на лавочки-урны-проезды-освещение, но и на обустройство контейнерных площадок в согласованных со всеми участниками процесса (жителями, УК, муниципалитетами, возчиками) местах. На эти цели будет потрачено 290 млн руб.

Во-вторых, по расчётам краевого министерства ЖКХ и регоператора, сегодня необходимо поставить порядка 13 тыс. контейнеров. Именно на эти цели запрашивается субсидия в размере 115 млн руб. В пояснительной записке сказано, что согласно федеральному законодательству «Теплоэнерго» может приобретать контейнеры, но на сумму не более чем 1% от необходимой валовой выручки (общего количества понесённых расходов, учтённых в тарифе), то есть 37,6 млн руб. «На начальном этапе реализации реформы коммунального хозяйства этих средств недостаточно, так как это составляет всего 31% от общей потребности в 13 тыс. штук», — говорится в документе. На покупку контейнеров требуется 153 млн руб., но с учётом того, что 37,6 млн руб. уже есть в тарифе, не хватает ещё 115,5 млн руб.

Вице-премьер правительства Пермского края Антон Удальёв пояснил, что купленные контейнеры будут распределяться по трём направлениям. Во-первых, на контейнерные площадки, которые муниципалитеты оборудуют в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Во-вторых, в те территории, где есть решения надзорных органов — прокуратуры и Росприроднадзора — об установке контейнеров. В-третьих, на площадки, согласованные со всеми участниками процесса (муниципалитет, возчики, УК, жители, регоператор). «Тех 290 млн руб., которые выделяются по федеральной программе на обустройство контейнерных площадок, тоже недостаточно, — говорит Удальёв. — Для нас самих это было удивлением. Но нужно понимать, что сейчас мы находимся на пути становления этой системы. Если мы начинали с 6 тыс. точек вывоза мусора, то сейчас говорим о 17 тыс.».

Да, содержание и обустройство контейнерных площадок — это обязанность муниципалитета и собственников, но «всё равно это деньги бюджета», отметил депутат Илья Шулькин. При этом, по его словам, муниципалитеты отказываются брать это имущество на баланс — контейнеры часто воруют или портят (директор «Теплоэнерго» Алик Башаев две недели назад сказал депутатам, что такие сообщения приходят ему чуть ли не каждый день), и муниципалитеты будут вынуждены возобновлять парк контейнеров за свой счёт. Но выделение денег на покупку контейнеров ГУПу, а не территориям позволяет более гибко подойти к вопросу. Например, сейчас, по словам директора «Теплоэнерго», рассматривается возможность передачи новых контейнеров возчикам в хозяйственное пользование. «Считаю, что такой подход эффективнее, поскольку он позволяет сократить расходы бюджета на содержание парка контейнеров. Собственность остаётся краевой, но подрядчик несёт ответственность, если возникает кража или поломка», — заявил Шулькин.

мусор
Фото: Константин Долгановский

Ставка на ГУП

Одной из основных причин выделения ещё одной субсидии в размере 699 млн руб. на возмещение недополученных доходов для «Теплоэнерго» является резкое изменение нормативов накопления отходов по представлению прокуратуры: для многоквартирных домов — с 10,6 до 6,7 кг на 1 кв. м, для индивидуальных — с 224 до 149 кг на одного проживающего. В результате 31 мая министерство тарифного регулирования и энергетики откорректировало тариф. Планируемый объём ТКО сократился с 1 млн до 705,3 тыс. т (почти на 30%).

В результате были скорректированы тарифы: для населения — с 3793,67 до 5299,25 руб. за 1 т (плюс 40%), для иных потребителей — с 3161,39 до 4416,04 руб. за 1 т (плюс 40%, без НДС). При этом платёж для жителей за вывоз мусора в Пермском крае уменьшен: на 11,7% (с 3,35 до 2,96 руб. за 1 кв. м) — для многоквартирных домов, на 7% (с 70,82 до 65,80 руб. с одного человека) — для частных. Дополнительно были пересмотрены тарифы для полигонов. Поскольку действие всех тарифов (и для полигонов, и для возчиков) распространяется с 1 января 2019 года, «Теплоэнерго» должно сделать вычеты для жителей и доплатить полигонам. И всё это в условиях неполной собираемости платежей.

Если в многоквартирных домах и на прямых договорах собираемость превышает 50%, то у юридических лиц она остаётся на уровне 7,4%. По данным ЕГРЮЛ, в регионе порядка 40 тыс. юридических лиц, а договоры с «Теплоэнерго» заключили около 3,5 тыс. «Теплоэнерго» не удаётся собрать информацию для начисления платежей за вывоз мусора всем действующим в крае юрлицам.

В пояснительной записке к поправке о возмещении доходов сказано, что, по прогнозам министерства, недосбор платы с потребителей услуги по итогам года составит 1,052 млрд руб. (выставлено квитанций на 3,4 млрд руб.). Такие выводы сделаны по итогам работы в первом квартале 2019 года. С учётом того, что в феврале бюджет уже выделял 352,9 млн руб., не хватает как раз 699,2 млн руб.

Регоператор сегодня оказался в форс-мажорной ситуации, считает Илья Шулькин. И в этом есть вина депутатов. «Мы все несём ответственность за решения, принятые в предыдущий предвыборный период, — говорит Шулькин, — за неоптимальные, мягко скажу, нормативно-правовые акты, которые принимались ранее другой командой. И то, что в своё время я вас как своих коллег не смог убедить прикрыть или не дать реализовать некоторые схемы, тоже часть моей вины. Форс-мажор, в котором оказался регоператор, в первую очередь был связан с некорректными исходными данными, которые формировало не это правительство». Изменить эти исходные данные в прошлом году тоже было технически невозможно, потому что отсутствовал порядок внесения изменений в терсхему по обращению с ТКО: он не был принят на федеральном уровне. Поэтому правительство, «находясь в тисках обстоятельств, вынуждено действовать таким образом», заключил депутат.

Отметим, что изначально краевые власти делали ставку именно на ГУП в качестве регоператора. В прошлом году в ходе обсуждения будущей реформы на разных площадках активно высказывались опасения, что 100%-ной собираемости в первый год ждать точно не стоит. И обязательно будет кассовый разрыв: с возчиками и полигонами регоператор должен рассчитываться регулярно. Госпредприятие в роли регоператора даёт возможность не только субсидировать отрасль в целях её развития, но и сдерживать рост платежа для населения. Кстати, платёж в Пермском крае сегодня — один из самых низких в ПФО. При этом в ходе майской корректировки тарифа он был ещё снижен — почти на 10%.

Председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Елена Зырянова, отметив, что 699 млн руб. — серьёзная сумма, предложила правительству разработать отдельный нормативно-правовой акт, который будет использоваться для расчётов и регулярного субсидирования. «У нас в таком случае будут какие-то рамки. Мы готовы помогать, но хотим ясности в наших отношениях. Хотим, чтобы закон о бюджете был вторым этапом выделения денег, а на первом этапе существовал некий документ правительства», — отметила Зырянова. Антон Удальёв согласился, что такой порядок может быть подготовлен.

Рабочая группа по бюджету поддержала обе поправки в закон о бюджете на 2019 год.


Поделиться