Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Рината Хайдарова

корреспондент

Видели «Ночь», гуляли всю ночь…

В Перми в 15-й раз прошла «Долгая музейная ночь»

Поделиться

Международный день музеев 18 мая отмечают с 1977 года, а приуроченная к нему «Ночь музеев» впервые была проведена в Берлине в 1997 году. Идея оказалась такой плодотворной, что мгновенно разошлась по всему свету. Россия присоединилась к акции в 2002 году, когда «Ночь музеев» прошла в Красноярске, а уже три года спустя, в 2005 году, «Ночь» впервые состоялась в Пермской художественной галерее.

Ночь музеев

Выставка Владимира Козина «Почувствуй себя птицей», открывшаяся в «PERMM», позволяет обернуться назад и вспомнить «Русское бедное» — выставку, с которой 10 лет назад началась история музея
  Алёна Ужегова

Пока галерея оставалась единственной ночной музейной площадкой, толпы зрителей там были такие, что сложно представить. Очередь на вход заполняла всю Соборную площадь. Однако монополия продолжалась недолго: каждый год к акции присоединялись всё новые площадки, и нынче в ней приняли участие уже 77 музеев, галерей и выставочных площадок — государственных, частных и ведомственных. Городские власти продлили работу общественного транспорта, курсировал и специальный межмузейный автобус.

Наметилось даже что-то вроде музейной конкуренции: в городе прогрохотало два фейерверка — традиционный в Пермской художественной галерее и юбилейный — в музее PERMM, который в своих пиар-материалах не преминул заметить, что у них фейерверк на пять минут раньше, чем у коллег.

В целом же всё прошло «в тёплой, дружественной обстановке»: единый сайт, общее стильное оформление (разработчик — дизайнер Пермской галереи Артём Кутергин) и даже программа — общая, составленная так, чтобы главные события — вернисажи — не пересекались. В 16:00 прошёл вернисаж в Центре городской культуры, в 17:00 — в PERMM, в 18:00 — в Арт-резиденции, а в 19:00 — в новом выставочном пространстве «Дом Че». Те, кто поставил себе целью успеть везде, успели, по крайней мере, на открытия выставок.

И вот что интересно: количество посетителей по-прежнему таково, что в некоторые из музеев-участников не попасть!

Ночь музеев

Главным экспонатом Пушкинской выставки в галерее стали 60 оригиналов иллюстраций к сказкам Пушкина работы пермского художника Станислава Ковалёва. На творческой встрече с ним поклонники его книжной графики бросались к нему на шею, фотографировались…
  Ольга Шур

На фоне Пушкина

Пермская художественная галерея посвятила свою «Ночь-2019» 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, которое, по мнению куратора выставки «Пушкин. Линия жизни» Ирины Андренко, отмечается нынче недостаточно громко и широко. Восполняя этот пробел, галерея не только открыла тематическую выставку, но и организовала литературно-музыкальную композицию «Метель» с текстами Пушкина и лекцию о моде и стиле XIX века, которую прочитала директор галереи Юлия Тавризян.

Ночь-музеев

  Алёна Ужегова

Пушкинская выставка, занимающая самое большое выставочное пространство на первом этаже, достойна серьёзного и вдумчивого осмотра. Замечательные работы из запасников галереи — графические и живописные. Великолепные офорты Владимира Фаворского — иллюстрации к «Маленьким трагедиям». Тонкие акварели пермских художников Олега Коровина и Олега Перевощикова: первые — драматичные, из серии «По Сибирскому тракту», посвящённые трагедии декабристов; вторые — нежные, лирические пейзажи Михайловского и окрестностей. Редкая живопись: многие работы выставляются впервые. Среди раритетов — портрет неизвестной женщины неизвестного же художника первой половины XIX века: женщину в чепце кураторы выставки Ирина Андренко и Наталья Новопашина считают вылитой мамой сестёр Лариных.

Главный экспонат выставки — 60 оригиналов иллюстраций к сказкам Пушкина работы Станислава Ковалёва, предоставленные художником. Глаз не оторвать от этих фантазийных, тонких до ювелирности работ, которые ещё и размещены в витрине, придуманной молодым пермским художником Ильёй Гришаевым. Она сама по себе арт-объект и имеет название — «Лев, дракон и шесть колонн».

Ночь музеев

  Ольга Шур

Станислав Ковалёв, которому уже изрядно за 80, принял участие в событиях «Ночи»: на творческой встрече с ним поклонники его книжной графики — дети, их родители и даже бабушки — бросались к нему на шею, фотографировались…

Тематическая выставка — это не только произведения искусства, но и предметы быта и обихода пушкинской поры: костюмы, предметы декора, дуэльные пистолеты, рукописи… И, конечно, книги, предоставленные библиотекой гуманитарно-педагогического университета. Вот издание 1942 года — «Патриотизм Пушкина», а вот сборник «Стихи о свободе» 1919-го…

У каждого времени — свой Пушкин.

Ночь музеев

  Ольга Шур

Первый юбилей

Музей современного искусства PERMM тоже посвятил «Ночь» юбилею — своему собственному. Осенью музею исполнится 10 лет.

Посетители разгуливали по этажам в весёлых колпачках, расписанных своими руками, дети на «Чердаке» создавали арт-объекты в творческих мастерских с забавными названиями: творческая мастерская «Привет, Андрей» приглашала вспомнить историю музея и смастерить своих «Красных человечков»; участники мастерской «Открытые вакансии» рисовали на картоне сотрудников музея и отправляли их на работу.

Поздним вечером PERMM превратился в большую тусовку в загородном доме: застолье, пляски под известные песни на заднем дворе, тихие прогулки поблизости, гадание на каталогах выставок, разговоры о будущем. В целом было по-домашнему весело.

Выставка Владимира Козина «Почувствуй себя птицей», открывшаяся в этот день, идеально подходит для юбилея: позволяет обернуться назад и вспомнить «Русское бедное» — выставку, с которой всё началось, и в то же время показывает, как продвинулся музей за 10 лет.

Ночь музеев

  Ольга Шур

Большая выставка большого художника полна остроумных, многозначительных и даже поучительных предметов и изображений и достойна более подробного разговора. Здесь лишь скажем, что Козин — это человек, который дважды радикально изменил себе и пережил обновление: первый раз, когда, будучи благополучным скульптором-монументалистом, автором многих памятников в Саранске, решительно отказался от прежней карьеры и ударился в contemporary art, и второй раз — когда вступил в арт-группу «Новые тупые» и вообще перестал создавать материальные объекты, занялся лишь перформансами. Фотофиксация этих перформансов — здесь же, в экспозиции, и да, это блестяще остроумные кадры.

Выставка, кроме всего, интерактивная: Козин предлагает посетителям самим стать перформерами. На вернисаже он показывал примеры использования своих интерактивных объектов: брал в руку фанерный череп и устраивался в позе «Мыслителя», изображая Гамлета. Зрители хватались за фотокамеры и телефоны.

К счастью, выставка будет доступна до середины июля, так что есть возможность спокойно изучить эту большую, на все три этажа, экспозицию.

Ночь музеев

  Алёна Ужегова

Альтернатива PERMM

Юбилей Музея современного искусства праздновали ещё и в новом пространстве «Дом Че» — ещё одном отремонтированном доме в Старокирпичном переулке. Место, конечно, замечательное — стильное, атмосферное, тусовочное. Предполагается, что владелец всего комплекса Александр Флегинский будет сдавать эти четыре комнаты в аренду, а пока здесь расположились две выставки: на первом этаже — экспозиция пермских художников «Естественное. Новое наивное», а на втором — персональная экспозиция популярного украинского живописца Василия Цаголова.

Ночь музеев

  Алёна Ужегова

Кураторы Даша Бикмансурова и Михаил Сурков не случайно привезли в Пермь работы этого художника: они — из личной коллекции Марата Гельмана, в бытность которого пермским резидентом они работали в музее PERMM. Цаголов — личность противоречивая: блестящий профессионал, изобретатель эффектной авторской живописной техники, он в то же время автор холодный, что называется, «от головы». В экспозиции есть работа из его знаменитой серии «Лебединое озеро», иронично обыгрывающая советские культурные стереотипы: джигит, балерины в пачках, причём одна из них с лопатой — они же труженицы.

Работы пермских «новых наивных» сильно проигрывают ему в профессионализме (даже сравнивать невозможно), но выгодно отличаются искренностью и бескомпромиссностью. Здесь — вся «новая поросль», выпускники «Арт-политики» и «Дома грузчика»: Елена Рэмбо, Алексей Илькаев, Кирилл Крест, Елена Слобцева, Иван Лукиных и другие.

Ночь музеев

  Алёна Ужегова

Цвет настроения — жёлтый

В контрасте с пасмурной погодой в «Доме Боне» был абсолютный летний рай, солнечный и тёплый. Ювелирные изделия здесь соседствуют с взрывной «жёлтой» выставкой, на которой представлены работы как известных художников, так и начинающих — выпускников Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Гречишно-жёлтая картина с запечатлёнными силуэтами мужа и дочери Ольги Молчановой-Пермяковой отражает личную историю. Триптих Валерия Бендера — окно в апельсиновый сад на Кипре, смотреть в которое хочется до бесконечности. Александр Греков верен своей любви ко всему старому и ветхому: в картине «Воздух ветхости» над жёлтым потёртым автобусом расположились почти восковые початки кукурузы и куст хризантемы. В честь «Ночи музеев» куратор выставки Анна Печорина выступила с лекцией о жёлтом цвете в искусстве.

Это уже вторая выставка в рамках «разноцветного» проекта «Дома Боне». Первая была синяя. Будут и другие цвета.

Ночь музеев

  Алёна Ужегова

Разложить на элементы

Магнитом для детей и родителей в «Ночь музеев» стал Музей пермских древностей. К открытию здесь уже был переаншлаг. В честь юбилея перио­дической таблицы Менделеева детям предложили занимательную программу. Любой мог присоединиться к мини-мастерским: рассмотреть и поцарапать минералы, научиться считать, узнать сильные и слабые стороны химических элементов. Закончился вечер тоже познавательно: из чего складывается работа учёных на палеонтологических раскопках, посетители музея смогли узнать, оставшись на бардоперу Константина Завалина «Трогонтериевый слон — суперкости».

Ночь-музеев

  Алёна Ужегова

Шествие «Гнумов»

Культурное пространство завода им. Шпагина буквально разрывало от концентрации модной молодёжи: международный фестиваль Gnоomes Fest — 2019 впервые проходил в Перми и принял артистов со всего мира: дуэт Gum Takes Tooth из Лондона, итальянский квартет Mamuthones и, конечно же, пермская группа Gnоomes — резиденты и хедлайнеры фестиваля. У главной сцены тусовались те, кто пришёл послушать любимые композиции или потанцевать под энергичные ритмы, однако живой звук был бескомпромиссно громким, с перегрузом, так что некоторые предпочли остаться в зоне фуд-маркета со стаканчиком кофе или пива.

Ночь музеев

  Алёна Ужегова

Искусство как наркотик

В Центре городской культуры открыли персональную выставку пермского художника «новой волны» Александра Агафонова «Приметы присутствия». Полумрак, искажённые образы людей в оконных рамах, куртки-пейзажи. Всё это — смыслы Перми, которые художник создаёт через призму пустоты, невидимого, потустороннего.

На втором этаже ЦГК прошла лекция социолога Михаила Соколова о художественном вкусе. Социолог привёл повеселившую многих аналогию искусства с марихуаной. Увидев Пикассо в первый раз, собственные впечатления понять сложно, но, если рядом есть человек, способный указать на достоинства художника, у собеседника могут сформироваться интерес и осознание мотивов искусства Пикассо.

Дом Мешкова

  Алёна Ужегова

Барды, шашки, рок-н-ролл

Отправиться назад, в 1960-е, можно было в Доме Мешкова. В особняке воссоздали атмосферу культурного подъёма времён «оттепели». Кавер-группа Luckys сыграла тематический концерт, посетители могли развлечься игрой в домино, шашки или лото, а также посмотреть советское кино. Актёры театра-студии «Тема» читали стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского. «Фишкой» вечера стало дефиле девушек в лёгких платьях из нейлона, лайкры, кримплена, винила, появившихся в СССР в 1960-е. Во дворе особняка организовали «парковку» ретромотоциклов, включили романтичную музыку, и люди, глядя с балкона на Каму, пританцовывали с фразой: «Эх, вина бы!»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться