Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Вышел Ёжик из тумана…

Пермский ТЮЗ представил главную премьеру сезона

Поделиться

Знатоки театра пойдут на новый тюзовский спектакль не раздумывая. Достаточно сказать, что над ним работали художник-постановщик Ирэна Ярутис, видеохудожник Наталья Наумова, композитор Ольга Тихомирова и хорео­граф Татьяна Безменова — люди, обеспечившие незабываемый визуал недавних «Мёртвых душ» Владимира Гурфинкеля, теперь сотрудничают с художественным руководителем театра Михаилом Скомороховым. Название спектакля знатоков тоже не отпугнёт, ведь «Сказки про Ёжика в тумане» — это по определению вещь философская и смелая.

Смелая, потому что инсценировать сказки Сергея Козлова после того, как Юрий Норштейн снял по ним лучший мультфильм всех времён и народов, — это поступок. Философская, потому что именно таковы эти тексты, которые по недоразумению проходят по ведомству детских.

Михаил Скоморохов говорит, что соревноваться с Норштейном не собирался, это бессмысленно. Более того: вместе с драматургом Ильёй Губиным они решили не использовать сюжет сказки, по которой снят мультфильм; название спектакля лишь указывает на то, что этот Ёжик — тот самый. Нет и популярного сюжета про Тили­милитрямдию — самого инсценируемого и экранизируемого. Словом, Михаил Скоморохов и Илья Губин лёгких путей не искали. В работу пошли 13 текстов, которые нормальный, стандартно мыслящий человек в качестве театральной пьесы ни за что не увидит.

В мире героев Сергея Козлова нет врагов. Нет опасности. Соответственно, нет острых сюжетов. Сложно театру иметь с этим дело, особенно — детскому театру. Где экшен? Сплошная бытовуха и рассуждения о вечном. Разве на этом поставишь детский спектакль? Правда, Скоморохов всегда подчёркивает, что это спектакль не детский, а семейный — в равной степени для взрослых и детей.

Мир героев Сергея Козлова — это экзистенциальная Вселенная, огромная, загадочная и пугающая, ибо где-то — за горизонтом, но в то же время поблизости — всё время присутствует Смерть. Присутствует не как опасность, а как неизбежность. Герои, и в первую очередь протагонист — мыслитель Ёжик, заняты тем, что осмысливают это присутствие, учатся его переживать. Об этом, в частности, сказка «Правда, мы будем всегда?» — одна из тех, что вошли в пьесу Ильи Губина. Именно поэтому так важна для героев смена времён года, ведь она символизирует течение неумолимого времени. Ёжик, Медвежонок, Белочка и Заяц только тем и заняты, что готовятся к зиме или радуются приходу весны — для них это очень важные события.

Эту огромную, пугающую Вселенную отлично показал в своём мультфильме Юрий Норштейн. Михаил Скоморохов и постановочная команда сделали это по-своему, и это — главная удача спектакля.

Художники Ирэна Ярутис и Наталья Наумова умудрились поместить зрителя внутрь микромира, в котором обитают герои сказки. Они очень маленькие, у них другие масштабы, другая оптика: для них трава — это лес, а упавшие листья — полог над головой. Оказавшись в зале, зритель попадает в эту Страну Дремучих Трав: вокруг него — высокие жёсткие стебли тростника, что растёт на болоте, а над головой — кружево преющих листьев, в которых остались одни прожилки, и сквозь них просвечивает то солнце, то луна, то светлячки, то сияющий иней, то капли росы… Это невероятное по красоте видео завораживает, а оттого, что оно проецируется на стены и потолок зала, зритель чувствует себя внутри сказочного мира — он сам становится маленьким созерцателем его чудес и красот, подобно Ёжику и Медвежонку.

Невозможно не проникнуться хрупким, кружевным, сияющим очарованием этого мира с его закатами и рассветами, с огоньками, загорающимися на верхушках тростинок (художник по свету — Евгений Ганзбург), с пушистыми кочками, плетёными гнёздами, в которых обитают Белочка и Ворона.

Может, конечно, возникнуть вопрос: как это Ёжик и Медвежонок настолько соразмерны, что Медвежонок даже может прокатиться на шее у Ёжика? Вопрос этот, однако, совершенно неуместен, ведь речь идёт не о реальных зверях. «Они не совсем люди и не совсем звери, — говорит Скоморохов. — Скорее они инопланетяне». Наверное, ещё точнее назвать их обитателями параллельного мира, а может, и нашего, но фольк­лорного, того, где живёт маленькая безобидная лесная нечисть.

Столь тонкая, ювелирная работа постановщиков требует адекватной актёрской интерпретации. В спектакле два состава, и тот, который работал на премьере вечером 21 декабря, достойно справился с задачей, наделив героев характерами, сделав каждого из них индивидуальностью. Персонажей всего пятеро. Ёжик (Евгений Замахаев) и Медвежонок (Дмитрий Гордеев) — в равной степени земные и астральные, серьёзно относящиеся и к чаю и бульону, и к трагической иронии, сталкивающей бесконечность времени с конечностью земной жизни. Ёжик — в большей степени визионер, ему свойственны прозрения. Медвежонок более приземлён, хлопотлив и заботлив. Он — большой и тёплый, что очень нужно Ёжику в холодном мире.

На долю Павла Ознобишина, исполнителя роли Зайца, досталась главная порция зрительского смеха и аплодисментов, ибо его персонаж наделён эксцентричностью, выделяющей его среди прочих. Женские персонажи попроще. Милая Белочка (Надежда Кайсина) — именно такая, какой и должна быть, а Ворона могла бы быть и мудрой, и размашисто-склочной, но актриса Татьяна Гладнева сделала её уныло-жеманной, не найдя для персонажа интересных красок.

И ещё одно действующее лицо — музыка, которая, как это часто бывает в спектаклях ТЮЗа, живая. Аранжировки сделала Анастасия Алыпова, исполняет музыку маленький оркестрик, состоящий из довольно известных в Перми музыкантов, а перкуссиониста Дмитрия Анапова даже можно назвать культовым персонажем в музыкальной тусовке.

Словом, в этом формально детском и — увы! — идущем преимущественно утром и днём спектакле очень много взрослого. Не случайно Михаил Скоморохов называет «Сказки про Ёжика в тумане» главной премьерой сезона.

Между прочим, туман в спектакле есть. Без обмана.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться