Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Трагический комедиант

В галерее «Марис-арт» работает персональная выставка Александра Казначеева

Поделиться

Об этой выставке нужно было написать непременно хотя бы потому, что предыдущая персональная выставка Казначеева прошла 20 лет назад — в 1998 году. Знатоки не поверят. Как так? Казначеев много работает, много выставляется, исправно посещает вернисажи и прочие художнические тусовки, всегда на слуху. Казалось бы, «персоналки» должны идти одна за другой! Но даже в юбилейный для художника 2017 год намеченная традиционная выставка в Доме художника почему-то сорвалась.

Александр Казначеев По словам директора «Мариса» Татьяны Пермяковой, дружат они с художником давно, но уговаривать его выставиться соло пришлось долго. В результате совместной работы получилась лаконичная, но ёмкая экспозиция, куда вошли работы от 1994 года — и до совсем недавних, всего около 40 произведений.

Выставку назвали «Я разный», и многие из гостей, выступавших на вернисаже, по-своему дополняли эту фразу. Как обычно, исчерпывающе высказалась искусствовед Ольга Старцева: «Я разный», но цельный и гармоничный».

Название подчёркивает разносторонность художника, разнообразие его творчества, однако есть слово, которое объясняет в нём практически всё. Это слово — «театр». Александр Казначеев — театральный художник. Много лет театр был официальным местом его работы: он был главным художником в ТЮЗе и в Театре кукол, выступил в качестве художника-постановщика более 100 спектаклей в разных театрах Перми и России. Когда он стал свободным художником, театр из его творчества не ушёл, но переместился, сменил функцию, создал новую оптику: из формального повода для работы театр превратился в тему его работ, их содержание, ключ к их смыслам и загадкам.

Татьяна Пермякова, Александр Казначеев и Ольга Старцева

Татьяна Пермякова, Александр Казначеев и Ольга Старцева
  Виталий Волкоморов

Не случайно коллега Казначеева, ещё один выдающийся театральный художник Перми Юрий Лапшин сказал на вернисаже: «Казначеев — артист в двух смыслах, в русском и английском. В русском языке «артист» значит «актёр», а в английском artist — «художник».

Действительно, артистическое начало в картинах Казначеева плотно срослось с живописным.

Ольга Старцева, искусствовед:

— Он работал с очень серьёзным литературно-драматургическим и музыкальным материалом, с классикой театра. Шекспир, Вольтер, Ибсен, Платонов, Марк Твен, Верди, Чайковский, не говоря уже о современных авторах. Уйдя в «свободные художники», он продолжил работу с театром не только напрямую, но и сделав театрализацию составляющей художественного метода своих станковых произведений. Это многое объясняет в его творчестве.

К театру Александра тянуло с детства. С раннего детства он любил читать стихи с выражением, занимался в школьном театральном кукольном кружке (это был и первый опыт сценографии: декорации, куклы, афиши ребята делали сами), играл в школьных спектаклях. Но актёрской истории не случилось. Зато завязалась художническая, и на всю жизнь. Что-то важное, детски доверчивое осталось от театра. И, может, поэтому иные работы решены отчасти как театральные мизансцены, а порой перерастают в сюжеты собственной мифологии, но активностью цветовой стихии и богатой и сложной фактурой приобретают емкость совсем другого высказывания.

Александр Казначеев с дочерью Марией

Александр Казначеев с дочерью Марией

Театр присутствует почти во всех работах художника и осмыслен как онтологическое свойство жизни. Это своего рода фильтр для возможного и невозможного, для понятий движения, времени, формы, порядка, истины. Театр выступает как одна из картин действительности, одна из форм существования. Художник доверяет театру больше, чем другим трансляторам. Цветом замечательно передано многоголосье персонажей, которых художник уводит за собой и предлагает им новую биографию.

Практически все работы, показанные в «Марисе» — жанровые картины с сюжетом и эксцентричными, броскими персонажами. Очень много образов-символов, в которых заключены острые, выстраданные и довольно прозрачные смыслы. Трагическое начало в работах Казначеева смягчается лирикой, а комическое оттеняется горькой иронией.

Частенько в живописи разных художников бывает, что название картины ничего не добавляет к изображению — так, формальность, какая-нибудь «Композиция №…» или «Рейной пейзаж», что и так видно… У Казначеева — наоборот: название является важной частью целого и многое объясняет. «Мой дедушка Александр Ефимович, лишённый портретного сходства» — комичный, лубочный деревенский дед, почти клоун, падает с кривой деревянной стремянки; «Реквием. Посвящается Моцарту» — крест, составленный из тёмных лиц…

«Я разный» — выставка яркая в самом прямом, колористическом смысле. Казначеев верен театру и театральности и в выборе цветовой гаммы тоже. Недаром друг и коллега Анатолий Френкель определил основной цвет его картин как «рискованный розовый» и добавил, что цветовая гамма вообще весьма рискованная. Все герои Казначеева — немного куклы: и ангелы, и люди, и Моцарт, и сам художник, поэтому и раскрашены в «карамельные», «детские» цвета.

Программная работа всей экспозиции — «Жизнь короля Казиуса IV», написанная совсем недавно, в 2018 году. Это opus magnum Казначеева — полиптих, этакий живописный мегакомикс о жизни и смерти, детстве и старости, любви и театре, о которых художник говорит со свойственной ему иронической интонацией. Король Казиус — это, конечно же, alter ego Казначеева и в то же время «имярек», любой человек, ибо путь у всех один, и каждый путь завершается занавесом, совсем как театральный спектакль.

Пусть путь конечен и финал предопределён, но живописный сериал о Казиусе может продолжаться бесконечно. Художник признаётся, что могут быть новые «серии» — ведь жизненных перипетий на этом пути множество. Это бесконечная история, хотя основные её этапы: дорога — мантия — дорога — занавес — известны изначально.

В реальной жизни Александра Казначеева театральная тема получила интереснейшее продолжение: его дочь Мария, красавица и умница, стала актрисой. На вернисаж она приехала из Москвы, чтобы поздравить отца со столь редким событием.

Выставка Александра Казначеева «Я разный» работает в галерее «Марис-арт» до 14 января.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться