Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Наши в Манеже

Пермская художественная галерея приняла участие в выставке «Сокровища музеев России»

Поделиться

Популярность выставки поражает: уже на подходе к Манежу толпы людей выстраиваются в очередь, которую порциями пропускают за заграждения. Это в будний день, в рабочее время! Видимо, москвичи уже объелись Третья­ковкой и Пушкинским музеем, и им хочется свежего, провинциального русского духа.

«Стахановцы»

Александр Дейнека. «Стахановцы»

Для выставки были отобраны 280 работ русских художников из 50 музеев нестоличных городов России. Большинство картин в Москве впервые, некоторые вообще никогда прежде не покидали свои музеи.

Произведения из Пермской галереи представлены во всех разделах выставки, кроме иконописи, поэтому пермский зритель сразу увидит: иконы не такие, как у нас. Строгановская школа, что и говорить, отличается от прочих.

Из Перми приехало 10 картин — от портрета Петра I работы Луи Каравака до выкопанных из запасников «Сборов на демонстрацию» Дмитрия Мочальского (1954 год). Выбор представительный, но порой вызывает недоумение: некоторые авторы, например Роберт Фальк и Наталья Гончарова, в экспозиции представлены более слабыми работами, чем те, которые хранятся в Перми. По словам директора Пермской галереи Юлии Тавризян, окончательный выбор картин происходил в диалоге кураторов и хранителей галереи. Так, организаторы выставки хотели взять картину Саврасова «Весна. Огороды», но она, что называется, «невыездная»: для транспортировки следует сперва хорошо её отреставрировать. Поэтому пришлось представить творчество художника менее выразительной работой из другого музея.

Одна из пермских картин — «Стахановцы» Александра Дейнеки, вариант панно «Знатные люди Страны Советов» (1937 год) — стала важным фокусом экспозиции. Это смысловой центр зала, посвящённого довоенному советскому искусству. Около неё всегда толпа, все экскурсии непременно здесь задерживаются.

Экскурсии на этой выставке — особый сюжет. Они бесплатные, идут одна за другой, и ведут их красивые парни в рясах — семинаристы-волонтёры.

То, что дейнековские «Стахановцы» так важны для экспозиции, очень показательно: выставка создавалась историческим парком «Россия — моя история» и в полной мере отражает его идеологию. Всё вокруг говорит о величии России, её природы, людей и свершений. Да, она знала трудные времена (картины передвижников о бедности и крестьянском труде здесь тоже есть), но всё же её история — это непрерывное движение вперёд и вверх. Важность выставки подчёркивает тот факт, что её открытие прошло 4 ноября — в день нового государственного праздника и на вернисаже её первыми осмотрели Владимир Путин, Владимир Мединский, Сергей Собянин и патриарх Тихон, лишь потом впустили представителей музеев и арт-критиков.

Судя по толпам зрителей, замысел удался, эмоциональный отклик сильный, массовый и однозначный. Кроме того, действительно очень интересно увидеть Врубеля из Омска, Судейкина из Краснодара, Бродского из Ханты-Мансийска, Машкова из Волго­града… А Павел Кузнецов из Барнаула хорош невероятно. Можно позавидовать.

Выставка «Сокровища музеев России» работает в Манеже до 25 ноября.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться