Антон Клепиков: Тянуть с этим нельзя, надо действовать быстро

Вице-премьер правительства Пермского края — о перспективах территории завода имени Шпагина и развитии туризма в регионе

Поделиться
клепиков
Фото: Константин Долгановский

— Мы в редакции «Нового компаньона» начали готовиться к подведению итогов года, которые традиционно публикуем в первом январском номере, и оказалось, что большинство громких информационных поводов в течение 2018 года так или иначе крутились вокруг Мотовозоремонтного завода им. Шпагина. Можно вернуться к началу этой истории и пояснить, откуда она происходит?

— Мы шли двумя путями. С одной стороны, думали, как можно использовать эту территорию, от которой всё равно, так или иначе, отказывается компания «Российские железные дороги», а с другой стороны, думали о том, как решить проблемы пермских музеев, в первую очередь художественной галереи. В результате оказалось, что лучшей локации для галереи, чем территория этого завода, не найдено. Эта территория идеально ложится на модель культурного хаба, где будет просторно не только галерее, но и ещё двум музеям — PERMM и краеведческому — и ещё останется большой пространственный резерв.

Музеи должны стать «якорями» этого пространства, генерировать определённую целевую аудиторию. Причём сегодня, говоря об «этом пространстве», мы имеем в виду не только территорию завода, но и прилегающую к ней территорию Первогорода, который планируется восстановить — не досконально, а в виде символов начала истории Перми. Это «низовая» инициатива, она исходит не от власти, а от архитектурного сообщества Перми.

— На какой стадии находится проект сейчас?

— Готова архитектурная концепция, прошли собеседования с фокус-группами потенциальных резидентов и посетителей будущего культурного хаба, и планировочное решение архитектора Сергея Чобана ни у кого не вызвало аллергии. Звучали различные замечания, но они не носят системного характера и не требуют переделки концепции — это не столько возражения, сколько дополнения.

Сейчас мы более детально планируем территорию, и понятно, что после «посадки» на неё «якорных» музеев останется ещё достаточно места. Возможно, там разместится «Ретро-гараж» и технический музей, есть идея создать там музей железнодорожной техники.

Разрабатываем и подходы к прилегающей территории, в первую очередь к набережной. Одна из идей — построить недалеко от Речного вокзала марину, стоянку для катеров, яхт, гидро-
циклов, там же — ресторанчики и кафе прямо над водой. Она украсит город и ещё раз привлечёт внимание к нашей большой реке.

клепиков
Фото: Константин Долгановский

— Когда «культурный хаб» станет реальностью, должна быть управленческая команда, которая будет оживлять это пространство. Есть планы по её формированию?

— Коллеги, которые сейчас работают в проектном офисе «Завод Шпагина», вполне профессиональны. Возможно, они и станут костяком будущего управленческого офиса, однако есть идея собрать сильные творческие кадры и сформировать единый центр управления активностью общественно-рекреационных пространств: это и завод им. Шпагина,
и набережная, и эспланада.

Мы надеемся, что нам удастся вдохнуть новую жизнь в это пространство ещё до того, как пройдёт реконструкция. Завод освобождает территорию в самом начале 2019 года, но мы, не дожидаясь этого, уже в конце 2018 года начали «движуху»: выставки, спектакли, кинопоказы, вечеринки. Первыми сооружениями, которые приняли всё это, стали цех №4, где уже прошёл Молодёжный форум, и цех №5, в котором было закрытие Дягилевского фестиваля — концерт Теодора Курентзиса. Сейчас эти два помещения проходят адаптацию под будущие мероприятия конца 2018 года и 2019 года: там делаются полы, отопление, входные группы.

— Пространство бывшего завода будет отдано только культурным институциям?

— Мы понимаем, что одни лишь музеи вряд ли привлекут достаточно молодёжи, поэтому размещаем на территории завода креативные индустрии и штабы добровольческих организаций. Наш проектный офис сейчас работает в том числе и на привлечение резидентов из креативных индустрий.

— Каковы ближайшие шаги в освоении территории бывшего завода?

— В первой половине следующего года должен быть полностью готов проект здания Пермской художественной галереи. Одновременно начнётся проектирование зданий краеведческого музея и музея PERMM, а также общественных пространств. Важно сразу продумать их внешний облик, чтобы сохранить дух завода, его артефакты.

клепиков
Фото: Константин Долгановский

— Не могу не спросить о перспективах строительства новой сцены Пермского театра оперы и балета. На проекте Сергея Чобана это здание находится между заводом им. Шпагина и памятником Татищеву, на склоне. Это уже окончательная локация?

— Это всё ещё не окончательно утверждённый вариант, но уже наиболее вероятный. Художественному руководству театра это место нравится. Сейчас всё зависит от геологических исследований и решения некоторых инфраструктурных вопросов. Проектно-изыскательские работы покажут, перерастёт ли рисунок Сергея Чобана в полноценный проект. Но мы понимаем, что тянуть с этим нельзя, надо действовать быстро.

— Средства на постройку нового здания театра уже есть?

— Сейчас мы заходим на софинансирование с федеральным бюджетом. Вы помните, что после презентации Пермского края в Совете Федерации Валентина Матвиенко с трибуны сказала, что лично будет следить за судьбой нашего театра? Это наш дополнительный козырь. Федеральный минкульт тоже нас поддерживает.

— Переходя от Перми к Пермскому краю, хочется спросить, какова судьба мегапроекта по въездному и внутреннему туризму «Пермь Великая», который разрабатывали ваши предшественники?

— Мы его используем, но только как бренд. Проект сделан хорошо, но подходы к организации туристического бизнеса изменились, причём на федеральном уровне. Ростуризм ушёл от минкульта, его куратором стало Министерство экономики. Меняются тренды и представления, и прежнюю модель уже невозможно в полной мере применить к новым понятиям.

Нам не удалось в своё время войти в федеральную программу по туризму, которая работает до 2019 года, и сейчас наша задача — попасть в следующую программу, до 2023 года. Мы надеемся привлечь федеральные финансы, но важна и внутренняя история, собственно развитие региона с точки зрения туризма.

Понятно, что, как в любом распределении бюджета, мы сталкиваемся с проблемой выбора: на всё денег не хватит, какие территории поддерживать в первую очередь в качестве туристических «якорей»? Мы для начала занялись Хохловкой: это близко от Перми и в то же время — уникальный памятник. Отремонтировали дорогу, построили остановку, консолидировали земельные участки поблизости. Планируем в самое ближайшее время построить визит-центр с нормальным питанием и санузлами. Но самое главное — сформировали событийный ряд на все сезоны для всех аудиторий: от детей до людей старшего поколения.

Договариваемся с бизнесом о постройке причальной стенки, чтобы туристам можно было добираться водным путём. Это, безусловно, будет способствовать развитию речного туризма. Обсуждаем постройку благоустроенной турбазы и гостиницы. Вместе с министерством спорта собираемся открыть рядом с музеем этноспортплощадку — лапта, городки. Детям должно быть интересно. Кто сегодня знает, как играть в городки? А я в детстве играл...

Хохловка должна стать местом круглогодичного туризма и отдыха. Но для этого должно быть главное — сами экспонаты. Буквально сегодня вместе с Государственной инспекцией по охране памятников обсуждали план реконструкции, потому что многие объекты находятся в плачевном состоянии.

Кроме того, нужно продвигать Хохловку, объяснять населению, как добраться, включать её в сложные маршруты — например, водный маршрут до Соликамска и даже до Чердыни. Это очень ёмкая история.

клепиков
Фото: Константин Долгановский

— За Хохловку взялись всерьёз, а какие ещё направления внутреннего туризма вы считаете перспективными?

— Усолье, Соликамск, Чердынь достойны отдельного приложения сил. Ещё одно направление — Кунгур и Белая гора. Есть фестиваль «Небесная ярмарка», который генерирует турпоток и может генерировать его в разы сильнее, но нет привязанной к нему инфраструктуры: парковок, туалетов. Да и место ежегодного его проведения, как мне кажется, уже не соответствует масштабу фестиваля.

В этом году наша задача — создать план по этим трём направлениям: Хохловка, Кунгур, Верхнекамье, включая Чердынь, и распределить задачи по ведомствам, а позже заняться другими направлениями.

— В Пермском крае туристов всё больше привлекают памятники природы, красивые ландшафты. Как-то планируется регулировать и развивать этот вид туризма?

— Перспективное направление — речные сплавы. Мы намерены совместно с муниципалитетами, по территориям которых протекают реки, оборудовать стоянки для сплавщиков и наладить их обслуживание, чтобы они не превращались в помойки. Уже провели несколько серий переговоров с туроператорами — организаторами сплавов. Они готовы организовывать уборку стоянок. Вопрос с «дикими» туристами. Здесь пока «развилка». Разумно было бы взимать экологический сбор и за счёт собранных средств финансировать уход за стоянками. Работаем по этому направлению
с Министерством экономического развития РФ.

Рассматриваем и другие варианты, в том числе, например, гранты волонтёрским природоохранным организациям. Их немало. Они уже сейчас по собственной инициативе чистят берега рек, надо их поддержать.

— Кроме сплавов есть немало других маршрутов по красивым местам Прикамья. Каменный город, гора Колпаки...

— Создание природного парка «Пермский» даст возможность увеличить туристический поток, структурировать его, сделать управляемым. Статус природного парка этой огромной территории — от Красновишерского района до Горнозаводского — придали недавно. Это тот тип охраняемой природной территории, который не должен оставаться в полной неприкосновенности — он может эксплуатироваться для нужд туризма. Уже сейчас спроектированы несколько визит-центров на территории парка. Строительство запланировано в 2019 году.

Каменный город, кстати, входит в территорию парка. У этого по-
пулярного объекта нужно оборудовать автостоянку, разворотное кольцо для автобусов, построить санитарную инфраструктуру. Мы готовы в рамках программы развития туризма всё это сделать. Вопрос: кто будет за этой территорией следить? Содержать её? Нужен хозяин, нужна связка с муниципалитетом...

— Насколько я понимаю, программа «Не сидим дома» как раз и разработана для того, чтобы муниципалитеты проявили инициативу и занялись туризмом на своих территориях...

— Вовлечение муниципалитетов в эту историю — очень важная задача. Пока что они не рвут на себе рубашки... Но губернатор чётко даёт понять, что для территорий края туризм — безусловный источник дохода местного бюджета. Туризм генерирует доход: вложился — получишь результат. Не моментально, но обязательно! Семь муниципалитетов уже прошли отбор со своими программами в рамках конкурса «Не сидим дома», скоро начнётся их активное продвижение.

— О чём надо думать в перспективе, если иметь в виду культуру и туризм в Пермском крае?

— Мы будем наращивать фестивальное движение в территориях края, обустраивать новые турмаршруты. Реконструировать и строить новые современные пространства для отдыха пермяков. В общем, будет интересно. Не сиди дома!


Поделиться