Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Орган нового времени

XIII Международный органный фестиваль Пермской филармонии показал тягу музыкантов к музыке ХХ века

Поделиться

Международный фестиваль органной музыки прошёл в Перми в 13-й раз: цифра серьёзная и многозначительная. Дело не в суевериях и предрассудках, а в том, что для крупного музыкального события это возраст испытания на прочность: уже сложились традиции, и кажется, что можно ехать по накатанной дорожке — ведь публике нравится! Однако руководство Пермской филармонии понимает, что это дорога в тупик, поэтому фестиваль ежегодно доказывает: залог успеха — это верное соотношение традиционного и нового.

филаромния

«Северная симфониетта»
  Любовь Изгагина

Фестиваль верен себе. Он по-прежнему существует в формате «Орган +», который доказал свою плодо­творность. По-прежнему его открытие и закрытие проходят с участием больших прославленных коллективов, а между этими двумя событиями умещается множество концертов музыкантов из разных стран, в которых музыка органа сочетается с другими солирующими инструментами, с ансамблями, с человеческими голосами, с различными видами искусства...

Вот об этом стоит сказать подробнее. О синтезе искусств говорится в последние годы много, экспериментальным постановкам, претендующим на мультимедийность и мультижанровость, несть числа. Пермский орган же на протяжении полутора десятилетий доказывает, что органная музыка может стать настоящим ядром, стержнем, к которому надёжно, устойчиво и убедительно «крепятся» самые разные жанры и технологии: зрители фестиваля видели замечательные образцы сочетания музыки с современной хореографией, с литературой, поэзией и мифологией, с классической живописью и видеоартом. Уже привычны для пермских меломанов киновечера, когда классические произведения немого кино демонстрируются под органные импровизации.

филаромния

  Любовь Изгагина

Был такой вечер и на нынешнем фестивале, с той лишь особенностью, что показывали не немой фильм, а вполне звуковой — шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», но без звука. Это, конечно, настоящий вызов и очень рискованное предприятие: фильм знаменит не только выдающимся визуальным рядом и актёрскими работами, но и не менее выдающейся музыкой Сергея Прокофьева, которая буквально срослась с героическим сюжетом картины. Молодой немецкий органист Себастьян Кюхлер-Блессинг, который взялся заново «озвучить» этот фильм, проявил пиетет и к изначальному саундтреку картины, и к русской музыке ХХ века вообще: в его импровизациях звучали узнаваемые темы из Прокофьева и Шостаковича. Под мощный органный саунд героическая картина смотрелась по-новому, рождала новые смыслы — менее, может быть, актуальные, чем первоначально, зато более философские и вселенские.

Это было тем более возвышенно и символично, что концерт проходил в праздничные дни, вскоре после Дня народного единства — даты, в которой есть и память о российской воинской славе, и идея примирения и согласия. Работая над новой музыкой к одному из величайших фильмов ХХ века, Кюхлер-Блессинг как бы выяснял отношения со всем ХХ веком — с его культурой и особенно музыкой.

филармноия

Бовэнь Яо (сона) и Юан Шен (орган)
  Любовь Изгагина

Это обращение к недавнему прошлому стало лейтмотивом всего фестиваля. Мощным течением прошла по нему музыка прошлого века — Стравинский, Мессиан, Пендерецкий, Пуленк... Даже исполненная на открытии героическая фантазия «Кипарис и лавры» Камиля Сен-Санса, композитора, который проходит обычно по ведомству романтической классики, была написана в 1918 году и посвящается одному из ключевых событий ХХ века — окончанию Первой мировой войны.

Вечер открытия фестиваля вместе с молодым органистом из Франции Жан-Батистом Монно украсил камерный оркестр «Северная симфониетта» (Санкт-Петербург) во главе с Фабио Мастранджело, который благодаря проектам телеканала «Культура» стал одним из популярнейших российских дирижёров. И есть за что: кроме врождённой музыкальности, которую по определению несёт в себе итальянское происхождение, Мастранджело обладает огромной культурой и эрудицией, а также каким-то
особым обаянием, умением установить диалог с залом, доверительные отношения с публикой.

Вечер открытия был большой, программа красочная. Мастранджело и Монно удалось создать концерт одновременно разнообразный и глубоко концептуальный, задавший направление всему фестивалю. Играя музыку ХХ века, органист доказывал, что самый старинный инструмент в мире имеет огромный потенциал для будущих свершений, а оркестр наглядно демонстрировал, как музыка, ещё недавно казавшаяся сложной и авангардной, становится родной и ласкает слух, словно привычная с детства классика.

В этой программе признанные вершины композиции прошлого века — такие как «Базельский концерт» Игоря Стравинского — сочетались с музыкой, которая звучала в Перми впервые, как, например, Серенада для струнного оркестра шведского композитора Дага Вирена. Кульминацией вечера стал исполненный в финале первого отделения Концерт для органа, струнных и литавр Франсиса Пуленка, полный прозрачной, щемящей красоты, не отпускающей слушателя долго после окончания музыки. В финале концерта зрители увидели, как камерный оркестр волшебно превращается в симфонический: духовые и ударные из Большого симфонического оркестра Пермского театра оперы и балета увеличили состав «Северной симфониетты» вдвое, что было необходимо для исполнения Сен-Санса — кстати, «Кипарис и лавры» тоже звучали в Перми впервые и были достойно украшены фанфарами Рустама Зиганшина и литаврами Романа Ромашкина.

Обретение гармонии и согласия с недавним прошлым, понимания его — вот о чём был этот вечер и весь фестиваль.

филаромния

  Любовь Изгагина

«Орган +» — это фестиваль-марафон: концерты идут почти нон-стоп, по два каждый день. Начался фестиваль, говоря в музыкальных терминах, «из-за такта»: первый концерт прошёл ещё до официального открытия. Примечательно, что дневные концерты, которые позиционируются как детские и семейные, по качеству и составу участников ничем не уступают вечерним. Так, специально для пермского фестиваля артисты Сати Спивакова и Владимир Кошевой вместе с органистом Даниэлем Зарецким и пианистом Евгением Зарецким (Санкт-Петербург) подготовили премьеру литературно-музыкальной композиции «Тайные сказы Урала» по мотивам «Хозяйки Медной горы» и «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова. Звучала музыка Александра Бородина, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, а Сати Спивакова, по её собственному признанию, живо вспоминала, как она читала сказки своим детям и перевоплощалась во всех персонажей по очереди. Постановка была приурочена к 140-летию со дня рождения Бажова.

Меломанам, которые мужественно посещали все события фестиваля, пришлось нелегко, но награда была достойной: истинные сокровища были рассыпаны в программе тут и там, порой в самых неожиданных местах. Так, одним из самых ярких событий не только фестиваля, но и всей театрально-концертной повестки Перми стал ночной концерт, прошедший во время всероссийской акции «Ночь искусств».

Вместе с венгерским органистом Ласло Фашангом выступал Российский квартет саксофонистов — лауреат недавно прошедшего конкурса «Квартет 4х4» телеканала «Культура» и любимец пермской публики со времён выступления на филармоническом Рождественском фестивале 2017 года. Обаятельные молодые музыканты не только виртуозно владеют своими инструментами, их главное достоинство — музыкальность, удивительное чувство гармонии, которое позволяет им доставать какую-то совершенно новую красоту даже из заигранных «в хлам» мелодий. Они буквально дают музыке второе рождение; особая заслуга в этом принадлежит баритон-саксофонисту Илье Богомолу: именно он является штатным аранжировщиком коллектива.

филармония

Российский квартет саксофонистов
  Любовь Изгагина

Как и весь фестиваль, концерт был щедро наполнен премьерами. Многие произведения не просто исполнялись впервые — они являются эксклюзивным репертуаром саксофонного квартета в России, то есть их попросту больше никто здесь не играет; но и музыка, которую все отлично знают, звучала как в первый раз: это произошло, например, с мелодией Мишеля Леграна из фильма «Шербурские зонтики» — именно с этой композицией квартет выступал в телевизионном конкурсе.

С венгерским органистом Российский квартет саксофонистов составил на удивление гармоничный ансамбль. Точнее, ансамблей было несколько: играли и дуэты, и трио, и квинтет. Ласло Фашанг отлично вписался в музыкаль­ную компанию и демонстрировал такую же свободу и гибкость в обращении с музыкой, что и саксофонисты. Пожалуй, так дружески, почти по-родственному на этом фестивале с органом никто не обходился. Казалось, между музыкантом и инструментом идёт азартная игра, соревнование, бег наперегонки. Необычно живо прозвучали два, наверное, самых популярных произведения Иоганна Себастьяна Баха — Токката и фуга ре минор и Air. Публика встряхнулась, что было очень кстати, поскольку время приближалось к полуночи.

Несмотря на позднее время, слушателям не хватило чудесного ночного коктейля из Баха, Майкла Наймана, того же Сен-Санса, Сезара Франка и многих композиторов, имена которых пермяки услышали впервые, и музыканты вышли играть на бис: в оригинальном переложении для органа и четырёх саксофонов «на закуску» прозвучала первая часть симфонии Карла Дженкинса Palladio.

Разумеется, ни один концерт фестиваля не обошёлся без произведений Баха. Да, общий тренд — осмысление, интерпретация, новое прочтение музыки ХХ века, но оммаж величайшему гению органной композиции приносил каждый исполнитель. Даже экзотический дуэт двух китаянок начал своё выступ­ление с баховской Фантазии и фуги соль минор.

Участие экзотических инструментов — одна из самых крепких традиций фестиваля. В прошлом году пермяки впервые увидели и услышали корейский сэнхван, а нынче — китайскую сону. Сона — это дудочка с раструбом, издающая резкие вибрирующие звуки. Несмотря на общее происхождение с кларнетом и армянским дудуком, сона ничуть не похожа на «родственников», её звук вообще ни на что не похож... Разве что на пение птиц, недаром одна из композиций, исполненных китаянками, называется «Сотни птиц, поклоняющихся Фениксу», и действительно, дудочка в руках очаровательной Бовэнь Яо пела сотнями птичьих голосов. Девушка ещё и аккуратно, не слишком актёрствуя, двигалась по-птичьи, с птичьими жестами, что выглядело бесконечно обаятельно в исполнении стройной красотки в пенно-розовом платье. Органистка Юан Шен, даром что уже профессор, тоже оказалась молодой и прелестной, в оригинальном концертном костюме с национальными мотивами. Этнический вечер оказался не только познавательным, но и особо красивым.

Завершился фестиваль мощным концертом вокальной музыки с участием питерской органистки Ольги Котляровой и хора Мариинского театра под управлением Андрея Петренко. Программа была построена на контрастах: музыка XVII века сменялась сразу музыкой века ХХ, однако все произведения были выдержаны в одной традиции — церковной христианской. Андрей Петренко и Ольга Котлярова подчёркивали не различия времён, а, напротив, преемственность, живую музыкальную традицию.

В заключительном вечере сошлись два главных героя этого фестиваля, два великих визионера музыки разных эпох: Иоганн Себастьян Бах и Оливье Мессиан, которому в этом году исполняется 110 лет. Музыкой Мессиана — мотетом O sacrum convivium — завершился XIII Органный фестиваль в Перми. Завершился светлой духовной нотой, проникновенной и взывающей к напряжённому, вдумчивому восприятию.

Нынешний Международный фестиваль органной музыки посвящался юбилею пермского органа: в этом году ему исполнится 15 лет. Впрочем, главные юбилейные мероприятия состоятся в декабре: юбилей пермского органа должен стать одной из главных страниц следующего филармонического фестиваля — Рождественского.

Галина Кокоулина, директор Пермской филармонии:

— На фестивале своё мастерство продемонстрировали музыканты из семи стран мира: России, Германии, Франции, Испании, Италии, Венгрии и Китая. Пермская филармония в сотрудничестве с исполнителями подарила жителям Прикамья шесть российских и мировых премьер. За шесть дней фестиваля состоялось 10 концертов, в том числе два дневных — для детей с родителями и один — благотворительный, выездной — в детском онкогематологическом центре. Вечерние события фестиваля могли наблюдать не только три тысячи посетителей Органного зала, но и более тысячи зрителей в малых городах Пермского края благодаря системе виртуальных концертных залов.

Концепция «Орган +» поистине неисчерпаема, и пермскому органу ещё предстоит знакомство с разными, иногда самыми невероятными инструментами. Творческая команда филармонии уже обсуждает планы следующего, 14-го Международного форума органной музыки, где жителей края и гостей города вновь ждёт множество музыкальных открытий.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться