Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Очередной рекорд 

Пермский театр оперы и балета получил в общей сложности 32 номинации на «Золотую маску»

Поделиться

Экспертный совет Национальной театральной премии «Золотая маска» 31 октября объявил номинантов премии по итогам сезона 2017/18 года. Уже традиционно одним из российских лидеров является Пермский театр оперы и балета. Четыре его постановки — две оперы и два балета — фигурируют в 28 номинациях.

щелкунчик

«Щелкунчик»
  Антон Завьялов

Это очередной рекорд: прошлый был установлен в 2015 году, когда номинаций было 26. Но перечень неполный. Ещё четыре номинации у фестивального проекта театра — спектакля современной хореографии «Камилла», созданного по заказу Дягилевского фестиваля.

Поначалу на сайте премии «Камилла» была обозначена как московский спектакль (без уточнения, какая именно институция её представляет), театру пришлось выступить с протестом, и справедливость была восстановлена: сейчас на сайте «Маски» значится, что «Камилла» — это «Анна Гарафеева и Ко, Москва, и Дягилевский фестиваль, Пермь».

Уже не в первый раз объявление номинантов для Пермской оперы — «праздник со слезами на глазах»: теперь нужно как-то показать спектакли жюри и российской публике, а для этого принять участие в фестивале «Золотая маска» в Москве. Это очень недёшево, учитывая, что в обеих операх заняты иностранные певцы, а в «Фаэтоне» ещё и целый французский оркестр с французским дирижёром. К тому же у обеих опер очень сложные декорации, строго подогнанные под пермскую сцену. Велика вероятность, что, как и в случае с «Травиатой» в постановке Роберта Уилсона, жюри «Маски» придётся ехать в Пермь.

Забавно, что Одри Бонне и Дени Лаван, заявленные в актёрских оперных номинациях, не поют в «Жанне на костре» ни ноты, — большой ребус для жюри премии.

Кроме Пермского театра оперы и балета в числе обладателей номинаций — Пермский академический Театр-Театр и Коми-Пермяцкий театр драмы им. Горького.

Жанна

«Жанна на костре»

Театр-Театр за детский мюзикл «Карлик Нос» получил аж восемь номинаций: «Оперетта/мюзикл — лучший спектакль», «Оперетта/мюзикл — работа дирижёра» — Татьяна Виноградова, «Оперетта/мюзикл — работа режиссёра» — Борис Мильграм, «Оперетта/мюзикл — лучшая роль второго плана» — Альберт Макаров и Александр Гончарук, «Работа художника в музыкальном театре» — Даниил Ахмедов, «Работа художника по костюмам в музыкальном театре» — Ирэна Белоусова и «Работа художника по свету в музыкальном театре» — Тарас Михалевский.

В номинации «Драма — спектакль малой формы» одним из претендентов на «Маску» является спектакль Коми-Пермяцкого театра драмы им. Горького «Чёрный монах». Он также фигурирует в номинациях «Драма — работа режиссёра» (Вера Попова), «Драма — женская роль второго плана» (Галина Кудымова в роли Варвары Николаевны), «Драма — мужская роль второго плана» (Анатолий Радостев в роли Егора Семёновича) и «Драма — работа художника» (Лёша Лобанов). Таким образом, у Кудымкара увесистый пакет из пяти номинаций.

КарликНос

«Карлик Нос»

Уже не первый год экспертный совет Национальной театральной премии публикует лонг-лист — список спектаклей, отмеченных экспертами, но немного не дотянувших до номинации. В нём фигурирует 150 названий, и это вовсе не много: эксперты отсматривают за год около тысячи постановок. В этом списке много приятного: упомянуты спектакль театра «Карабаска» «Прошу разрешения на жизнь», «Пьяные» Театра-Театра, детская опера Пермского театра оперы и балета «Сад осьминога» и ещё один «Чёрный монах», уже не кудымкарский. а губахинский. Последнее весьма примечательно: губахинская «Доминанта», студия, которая отважно выполняет функции профессионального муниципального театра, ещё и соревнуется с российскими театральными мейджорами.

Из обидного. В номинации «Работа композитора в музыкальном театре» упомянут Евгений Загот с мюзиклом «Винил», поставленным в Красноярске. Как известно, премьера этого мюзикла планировалась в Перми ещё пять лет назад, однако скандальные проволочки с реконструкцией большой сцены
Театра-Театра помешали этим замыслам, и премьера состоится только весной 2019 года.

Не менее обидно, что Александр Янушкевич свою очередную номинацию получает за очередной непермский спектакль — его «Сад», поставленный в Петрозаводске по мотивам чеховского «Вишнёвого сада», упомянут в списке номинантов четырежды. Остаётся по-прежнему надеяться, что бывший «кукольный» худрук ещё приедет в Пермь на постановку.

Как всегда, у пермских спектаклей много серьёзных соперников. Так, чемпионом по количеству балетных номинаций является «Нуреев» — самый «громкий» балет прошедшего сезона, к тому же созданный опальным Кириллом Серебренниковым, которого театральное сообщество России дружно поддерживает. Екатеринбургская «Пахита», которую начинал ставить Сергей Вихарев, а завершал после его гибели Вячеслав Самодуров, тоже собрала аж 10 номинаций. В оперных номинациях всех «убирает» генделевская «Альцина», поставленная в Большом театре модной режиссёршей Кэти Митчелл. Эти спектакли однозначно получат свои награды, стало быть, на долю пермских конкурсантов их останется меньше.

Жаль, что в списке номинаций музыкального театра по-прежнему нет «Лучшей работы хора», премию в которой из года в год мог бы получать пермский хор MusicAeterna. Его работа и в «Жанне», и в «Фаэтоне» — выше высшего уровня, так что здесь по крайней мере одна «Маска» была бы гарантирована. О необходимости такой номинации говорят не первый год, но пока её необходимость для жюри по-прежнему не­очевидна.

Лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» будут объявлены в середине апреля.

Пермский театр оперы и балета

  «Лучшая опера» — «Жанна на костре» и «Фаэтон»
  «Лучшая работа дирижёра в опере» — Венсан Дюместр («Фаэтон») и Теодор Курентзис («Жанна на костре»)
  «Лучшая работа режиссёра в опере» — Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре») и Бенжамен Лазар («Фаэтон»)
  «Лучшая женская роль в опере» — Одри Бонне («Жанна на костре»), Елизавета Свешникова («Фаэтон») и Леа Троменшлагер («Фаэтон»)
  «Лучшая мужская роль в опере» — Матиас Видаль («Фаэтон»), Дени Лаван («Жанна на костре»), Сириль Овити («Фаэтон») и Виктор Шаповалов («Фаэтон»)
  «Лучший балет» — «Щелкунчик» и Asunder
  «Лучшая работа дирижёра в балете» — Артём Абашев («Щелкунчик»)
  «Лучшая работа балетмейстера-хореографа» — Алексей Мирошниченко («Щелкунчик») и Гойо Монтеро (Asunder)
  «Лучшая женская роль в балете» — Полина Булдакова («Щелкунчик»)
  «Лучшая мужская роль в балете» — Павел Савин («Щелкунчик»)
  «Лучшая работа художника в музыкальном театре» — Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре»), Матье Лорри-Дюпюи («Фаэтон») и Альона Пикалова («Щелкунчик»)
  «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» — Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре») и Татьяна Ногинова («Щелкунчик»)
  «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» — Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре»)
  «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» — Франсуа Мену («Фаэтон»), Николас Фиштель и Гойо Монтеро (Asunder)
  «Лучший спектакль современного танца»
  «Лучшая женская роль в балете» — Анна Гарафеева
  «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» — Алексей Ретинский
  «Лучшая работа художника в музыкальном театре» — Ксения Перетрухина

Пермский академический Театр-Театр

  «Оперетта/мюзикл — лучший спектакль» — «Карлик Нос»
  «Оперетта/мюзикл — работа дирижёра» — Татьяна Виноградова («Карлик Нос»)
  «Оперетта/мюзикл — работа режиссёра» — Борис Мильграм («Карлик Нос»)
  «Оперетта/мюзикл — лучшая роль второго плана» — Альберт Макаров и Александр Гончарук («Карлик Нос»)
  «Работа художника в музыкальном театре» — Даниил Ахмедов («Карлик Нос»)
  «Работа художника по костюмам в музыкальном театре» — Ирэна Белоусова («Карлик Нос»)
  «Работа художника по свету в музыкальном театре» — Тарас Михалевский («Карлик Нос»)

Коми-Пермяцкий драматический театр им. Горького

  «Драма — спектакль малой формы» — «Чёрный монах»
  «Драма — работа режиссёра» — Вера Попова («Чёрный монах»)
  «Драма — женская роль второго плана» — Галина Кудымова в роли Варвары Николаевны («Чёрный монах»)
  «Драма — мужская роль второго плана» — Анатолий Радостев в роли Егора Семёновича («Чёрный монах»)
  «Драма — работа художника» — Алексей Лобанов («Чёрный монах»)

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться