Золотая середина

Открылась персональная выставка Вячеслава Смирнова

Плюсануть
Поделиться

Выставка называется «70 оттенков осени» и действительно наполнена осенними мотивами. Работ в экспозиции, правда, вовсе не 70; 70 — это количество лет художника. Речь идёт о юбилейной выставке, но, в отличие от подавляющего большинства коллег, Смирнов не стал по такому случаю устраивать ретроспективу, а создал специальную серию, или, как теперь принято говорить, проект.

Вячеслав Смирнов
Вячеслав Смирнов на вернисаже не только выступал в роли юбиляра, но и играл на экзотическом музыкальном инструменте — тибетской чаше
Фото: Владимир Пономарёв

Все работы посвящены осени. Это и пейзажи, и натюрморты, и, наверное, где-то даже портреты... Но и осенние букеты, и унылый пасмурный город в решётке окна, и пожухлый луг, и клюква на болоте — всё это лишь угадывается. Кульминация, главный фокус экспозиции — высокий вертикальный пейзаж, где сквозь условный хвойный лес просматривается светло-серое небо в дорожном проёме. А может, это портал в горний мир, высокие ворота во дворец короля из какого-то романа-фэнтези?

Особенность стиля Смирнова, которую столь явно продемонстрировали «70 оттенков осени», — то, что художник умудряется держаться на почтительном расстоянии от предметной живописи, но в то же время не впадает в разу­далую абстракцию. Он нашёл золотую середину между ними и мастерски отточил эту особую стилистику. В его работах нет конкретики, но их тема и настроение очевидны и бесспорны.

Богатый осенний колорит — все оттенки охры, сдержанного золота, небесного серого, сочного оранжевого. Энергичное, порывистое движение — динамика ветра, облаков, падающих листьев. Осенний лист — единственный предмет, который в этой серии работ присутствует зримо и почти осязаемо, но при этом легко вписывается во всей конкретике своих очертаний в общую полуабстрактную картину мира. Сами собой лезут в голову такие заезженные цитированием, но такие верные, свежо и искренне звучащие в этом контексте строки:

Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало…

Как и стихотворение Тарковского, живописная серия Вячеслава Смирнова — не столько об осени, сколько об осени жизни.

Все картины написаны на листах гофрокартона — несолидного, «бедного» расходного материала, как будто художник хотел сказать: всё это необязательно, не принимайте это всерьёз. И в самом деле: разве 70 лет Смирнова — это серьёзно? Художник — признанный и заслуженный, но при этом его незатухающая слава бунтаря и авангардиста, его постоянные поиски нового языка и нежелание почивать на лаврах никак не позволяют причислить его к мэтрам. Он, конечно, уже не молодой, но ещё далеко не аксакал. Золотая середина.


Плюсануть
Поделиться