Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Дорогой минимализм

Фестиваль, ещё недавно называвшийся «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж», в этом году пройдёт в седьмой раз, но отметит 10-летие.

Поделиться

Теодор Курентзис

Он впервые состоялся в 1993 году и первоначально проводился один раз в два года. Фестиваль 2013 года удивительно напоминает прошлогодний, вплоть до совпадения имён и названий. Команда художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса (он же — худрук фестиваля) демонстрирует верность генеральному принципу: лучше меньше, да лучше. Программа делается для избранного круга заядлых меломанов и состоит из событий, созданных такими же меломанами-перфекционистами.

В качестве кураторов-резидентов в этом году выступают режиссёр-хореограф Ромео Кастеллуччи и пианист Антон Батагов.

С Кастеллуччи выстраивается целый сюжет: Курентзис пригласил культового хореографа на постановку балета Стравинского «Весна священная», которому в этом году исполняется 100 лет, и Кастеллуччи после некоторого размышления ответил, что отменит все проекты, чтобы иметь возможность осуществить эту постановку в Перми.

Работа над синтетическим спектаклем, который, как всегда у Кастеллуччи, станет не просто балетом, а сложносочинённым перформансом, начнётся сразу после завершения Дягилевского фестиваля, а на закрытии фестиваля музыку к балету исполнит большой фестивальный оркестр под руководством Теодора Курентзиса, который продолжает практику создания «оркестра солистов».

Кроме того, в дни фестиваля будет показан знаменитый спектакль Ромео Кастеллуччи Four Seasons («Времена года»). «Времена года» — знаменитый ресторан, существующий в действительности в Нью-Йорке и считающийся одним из символов Манхэттена. Спектакль Кастеллуччи отталкивается от фрагмента биографии художника-абстракциониста Марка Ротко, которому руководство фешенебельного ресторана заказало несколько картин. Согласившийся поначалу, художник в итоге разорвал контракт, мотивировав это тем, что он не желает обслуживать «богатейших ублюдков Нью-Йорка».

По утверждению Курентзиса, это «магический театр». И очень сложный: необходимость везти и инсталлировать в Перми хитрые декорации способствовала удорожанию проведения фестиваля. В целом Дягилевский фестиваль 2013 года «потянул» на 45 млн руб., из которых государство обеспечивает половину, остальное — средства спонсоров.

Four Seasons — знаковый для фестиваля и его идеологии спектакль: Марк Ротко — крупнейший в мире художник-минималист, его творчество — «знамя» минималистов всех видов искусства, в первую очередь композиторов.

Для нынешних идеологов Дягилевского фестиваля минимализм с его перфекционистским отношением к звуку — важнейший опыт, и программа фестиваля во многом строится на его принципах. Второй куратор-резидент — пианист Антон Батагов — свой сольный концерт посвящает минимализму в музыке XVI, XVII и XX веков, от Пахельбеля до Кейджа.

Батагову как резиденту будет доверено аж полтора вечера: кроме «минималистической» программы он исполнит собственное сочинение «Избранные письма Сергея Рахманинова». В жанре «музыкальной переписки» выдержано и второе отделение этого концерта: будет исполнена «Переписка» двух музыкальных гуру — российского композитора Владимира Мартынова и латыша Георгия Пелециса. Это произведение для двух фортепиано, которое в буквальном смысле слова было создано «по переписке»: авторы совместно придумали идею, а затем пересылали друг другу письма с нотами новых частей, развивавших и дополнявших общий замысел. На Дягилевском фестивале адресатом Мартынова за роялем выступит кумир взыскательной публики Полина Осетинская.

Откроется фестиваль балетной премьерой: зрители впервые увидят в исполнении балетной труппы театра «Ромео и Джульетту» Прокофьева в хореографии Кеннета Макмиллана. По мнению Курентзиса, это самая танцевальная и самая декоративная постановка великого балета. На Дягилевском фестивале этому спектаклю самое место: Прокофьев — «дягилевский» композитор, и новая версия балета покажет, как актуально его наследие.

В этой постановке любопытна даже её стоимость: беспрецедентная для Перми сумма в более чем 30 млн руб. Весь менеджмент театра в один голос утверждает, что красота будет неописуемая, а качество — неземное: так, костюмы шьют не где-нибудь, а в Италии.

Среди событий фестиваля — давно обещанное исполнение Концерта для хора Альфреда Шнитке. Отрывок из этого произведения исполнялся на концерте-презентации хора MusicAeterna в прошлом сезоне в Органном зале. Полностью концерт будет исполнять фестивальный хор солистов, собранный по образцу фестивального оркестра.

Как и в прошлом году, на фестивале состоится мировая премьера сочинения композитора Владимира Николаева: год назад это был «Геревень», нынче будет «Сквозь разбитое стекло», жанр которого автор определяет как «симфорок» и посвящает творчеству раннего Pink Floyd.

Как и на прошлом фестивале, будет ночной концерт в Дягилевской гимназии пиано-гала и четыре сольных концерта пианистов-интеллектуалов: кроме Антона Батагова это будут Юлиана Авдеева, Алексей Любимов и Алексей Гориболь. Последний, правда, выступит не соло, а в компании с тенором Эндрю Тейлором и хором Пермской хоровой капеллы мальчиков; вечер будет посвящён 100-летию со дня рождения Бенджамина Бриттена.

Вполне в традициях Дягилевского фестиваля на всех стадиях его существования вечер балета фламенко Lo Real, что в переводе с испанского означает «реальный», — танцевальный спектакль в исполнении «лучшего танцора фламенко 2010 года» испанца Израэля Гальвана и не менее знаменитых танцовщиц — Майи Белен и Изабель Байон. Жизнь и смерть, любовь и насилие — эти противоположности в спектакле то сталкиваются, то вновь отдаляются, подобно дрейфующим в море льдинам, а сюжет связан с трагическими судьбами цыган в годы Второй мировой войны. Теодор Курентзис называет этот спектакль «танцевальным реквиемом» и говорит, что он открывает совершенно невероятные возможности человеческого тела.

Столь же традиционно для Дягилевского фестиваля присутствие ансамблей старинной музыки. Французский ансамбль Poème Harmonique выступит с концертом Venezia delle strade a i Palazzi сразу после завершения церемонии вручения премии имени Дягилева; будут исполнены сочинения композиторов начала XVII века.

Камерный вокальный ансамбль The Hilliard Ensemble — это четыре английских джентльмена: контртенор, два тенора и баритон. Коллектив назван в честь британского художника-миниатюриста Николаса Хиллиарда, жившего на рубеже XVI-XVII веков и прославившегося портретами королевы Елизаветы I и её придворных. Созданный в 1974 году квартет наряду с музыкой Средневековья, Ренессанса и эпохи барокко исполняет произведения ныне живущих композиторов, среди которых Арво Пярт, Гэвин Брайерс, Гия Канчели, Хайнц Холлигер.

Несколько экстравагантно, но в то же время логично выглядит в фестивальной программе группа «АукцЫон»: по замыслу Теодора Курентзиса, рок-группа будет исполнять акустическую атональную музыку и достойно продолжит вечер, начатый премьерой сочинения Николаева.

Завершит фестиваль уже упомянутый фестивальный оркестр с «Весной священной» и Концертом для оркестра Белы Бартока.

Чего в программе Дягилевского фестиваля-2013 явно недостаёт, так это оперы. Камерное пение, хоровое пение — есть. Оперы нет. Точнее, почти нет: солисты оперной труппы Пермского театра оперы и балета на открытии традиционного симпозиума «Дягилевские чтения» исполнят в концертном варианте комическую оперу Доменико Чимарозы «Женские хитрости». В своё время партитура этой оперы была утеряна, а нашёл её лично Сергей Дягилев.

По традиции, в программе фестиваля есть выставочные проекты. В «созвучие» к концерту ансамбля Poème Harmonique Пермская государственная художественная галерея планирует выставку, посвящённую Венеции в искусстве. Живопись, графика, сценография, фотография прибудут из запасников крупнейших русских музеев изобразительного искусства.

Будет и специальный арт-проект, который делается совместно с Музеем современного искусства PERMM: современным художникам предложено создать инсталляции на тему «Весны священной».

До начала Дягилевского фестиваля остаётся четыре месяца: он откроется 25 мая и продлится до 2 июня. Теодор Курентзис утверждает, что при создании его программы руководствовался своим пониманием того, что хотел бы показать пермякам Сергей Дягилев, если бы жил в наше время и в нашем городе. По мнению худрука фестиваля, его события способны заинтересовать меломанов любой европейской столицы.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться