Светлана Ивашкевич


Пермский книжный развал-2

После прошлогоднего обзора приходилось слышать и такое мнение: «Нет никакой пермской литературы. Издатели — уроды, читатели — дураки».

Поделиться

Первый параграф

Да, пермский книжный ландшафт убог, и тому есть объективные причины. Однако и на кактусах расцветают цветы. Тенденция минувшего года — упор на дорогие «подарочные» книги, которые можно продавать оптом. Второй путь, по которому в основном идут авторы, — издать 100-150 экземпляров для себя и родственников.

Главным «мотором» поддержания интереса к книгам оставались библиотеки, которые в 2012 году вели огромную работу. Особенно отличилась Пермская городская библиотека им. Пушкина, которая, ко всему прочему, является полноправным участником издательского процесса, продолжая выпуск альманахов «Пермский дом в истории и культуре края» и «Смышляевский сборник». Составительница этих изданий Татьяна Быстрых проводит огромную работу — в редактируемых ею книгах справочный аппарат всегда на высоте.

Вместе с галереей «Марис-Арт» в Пушкинке стали проводиться художественные выставки, причём очень хорошие, а также встречи с писателями. Последние новости — в эту библиотеку привезли рояль, и теперь здесь проходят концерты. Словом, делается всё для того, чтобы люди потянулись к книгам. Не отставала и краевая библиотека им. Горького.

В общем, пермские библиотеки курсируют в сторону европейских культурных центров, становятся реальным местом силы, и это радует. Наверное, определённый импульс этому развитию придал и тот факт, что в 2012 году Пермь была объявлена «Библиотечной столицей России». В числе прочего это событие ознаменовалось поломкой подъёмника в Пермской краевой библиотеке им. Горького, который до сих пор не починили, но это мелочи.

«Пермская книжная ярмарка» в минувшем году всё же слегка развернулась в сторону пермских авторов. Правда, ей, как падчерице, выделили место на задворках фестиваля «Белые ночи» (чем, спрашивается, плохо было у Горьковки, как в 2011 году?). Впрочем, это свидетельствует не столько об уровне пермского книгоиздательского процесса, сколько о ценностных приоритетах в управлении культурой в целом.

Итак, лучшие книги, изданные в Перми в 2012 году.

Справочники

На наш взгляд, лучший вышедший в 2012 году справочник — «Некрополь Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора», который составил Евгений Субботин. Книга вышла в издательстве «Арабеск» тиражом 300 экземпляров и немедленно стала библиографической редкостью. По сути, её автор продолжил дело Владимира Голубцова, жившего в XIX веке, который написал «Пермский некрополь» (издан в 2002 году). Но фактически это абсолютно новый труд, ведь Евгений Субботин значительно расширил и дополнил сведения о людях, захороненных на бывшем Архиерейском кладбище. В частности, он выявил родственные связи, наименования церквей и сборов, где проходило отпевание, и т. д. Некоторые сведения Голубцова автору удалось исправить и, более того, выявить 478 захоронений, до этого не описанных.

Ценность труда ещё и в том, что он очень актуален: это ещё один маленький шажок к тому, чтобы перенести зо­опарк в другое место.

Журналы

«Вещь» (издатель — Борис Эренбург) оказалась единственным изданием из числа большой тройки пермского «не глянца», наряду с «Ретроспективой» и «Филологом», выпускавшимся в 2012 году на бумаге. Сейчас этот журнал выполняет очень важную функцию — даёт возможность новым и неизвестным авторам прокричать о себе. Впрочем, не только им. Только на страницах «Вещи» могут появиться не публикабельные в других местах произведения известных авторов. Например, отрывок из проникнутого национализмом романа Романа Юшкова. По сути, именно с «Вещью» сейчас связаны надежды на возрождение пермской литературы.

Отметим также электронные версии историко-архивного журнала «Ретроспектива», которые можно почитать на сайте kulturaperm.ru. Минувшей осенью пришло радостное известие о том, что его взял под свою опеку краеведческий музей. Но сменилось руководство в краевом министерстве культуры, и судьба этого издания вновь «подвисла». А жаль — такой журнал точно нужен Пермскому краю.

Лучшая биография

Практически весь выпуск «Вестника Пермского университета. История» №2 за 2012 год (главный редактор — профессор Галина Янковская) посвящён историку Льву Кертману — в 2012 году исполнилось 95 лет со дня его рождения и 25 лет со дня смерти. В предисловии написано, что Лев Кертман был одним из самых авторитетных российских историков 1960-1980-х годов. В разных городах России историки при словах «истфак Пермского университета» откликаются фразой: «Это у вас работал Кертман!»

Сборник открывают воспоминания дочери, известного цветаеведа Лины Кертман, продолжают воспоминания сына, большого историка Германа Керт­мана, его коллег и аспирантов. Однако самыми яркими материалами этого сборника являются фрагмент лекции профессора, который назван «Мастер-класс Л. Е. Кертмана», и его письмо дочери, которое, по сути, можно назвать завещанием всем творческим людям.

В целом этот журнал — пример не только очень качественного и профессионального издания, но и свидетельство любви и уважения к профессору Кертману, которые с годами не ослабевают.

Лучшее расследование

Книга Алексея Дубровина «Костёр краеведа Малкова» (Пермь, 2012, тираж 150 экземпляров) заслуживает самых лучших похвал. По жанру это биография, но по сути это хорошо написанное расследование обстоятельств жизни и работы известного пермского краеведа Филиппа Малкова (1889-1975), чья книга «В старом Очёре» (1959) в своё время стала событием да и сейчас читается на одном дыхании.

«Костёр краеведа Малкова» — пример того, что и краеведческие книги можно писать увлекательно. Основной message этой книги — Малков сделал для создания Очёрского музея не меньше, чем Нецветаев, поэтому правильно было бы назвать его именами и Малкова, и Нецветаева.

Кроме того, книга содержит никогда не публиковавшуюся рукопись Малкова о вотчине Строгановых, базирующуюся на документах, найденных в 1927-1928 годах в кладовке Очёрской школы.

Лучший взгляд из‑за рубежа

Альбом фотографий SolikamskArchitectural Heritage in Photographs вышел в издательстве «Три квадрата» (Москва) при поддержке Института Кеннана. Автор — Вильям Брумфильд (William Craft Brumfield), профессор одного из американских университетов, и эта книга — взгляд специалиста по истории русской архитектуры.

Это уже его четвёртая книга об архитектуре старых российских городов в серии Discovering Russia. Ранее были изданы альбомы о Тотьме, Иркутске и Тобольске. В планах — Чердынь и Каргополь.

Самый неожиданный образ Перми

Профессор русской литературы одного американского университета Джина Охнер (Gina Ochner) написала книгу, действие которой происходит в Перми. The Russian Dreambook of Colour and Flight вышла сначала в английском издательстве, затем её перевели в Италии, Германии и Китае.

Эта книга — абсурд. Её герои работают, по словам автора, «в не главном музее Перми», где самым лучшим местом является... туалет. Один из героев кончает жизнь самоубийством, и так как дело происходит в декабре, и очень холодно, то его не спешат хоронить. Призрак самоубийцы ходит по городу и даёт всем советы. Вот как-то так.

Пермь выбрана местом действия потому, что Джина посмотрела на карту России, и оказалось, что город стоит на границе Востока и Запада. Это ей понравилось — именно в таких местах происходит что-то интересное. Да, в Перми, когда писалась книга, она не бывала. К чему эти условности — автор хорошо умеет придумывать.

Краеведческая литература

Книги Нины Авериной — лучший подарок для тех, кому хочется почитать «про старую Пермь». Её книги всегда хорошо изданы и написаны пространно и неторопливо.

В 2012 году у Авериной в издательстве «Пушка» вышли краеведческие очерки о жизни Перми XIX века:«Восставшая из пепла (Пермь в 1842-1870 годах). Части первая и вторая» и «Не последняя спица...» — о тогдашнем быте пермяков, заводах, судоходстве и т. д.

Лучшее корпоративное издание

Здесь с большим отрывом лидирует книга Александра Широкорада «Не последняя спица в колеснице. Том первый». Её издание профинансировало ОАО «Мотовилихинские заводы». Это первое за много-много лет печатное издание об истории предприятия-«хребта» Перми. Книга издана на отличной бумаге с большим количеством уникальных фотографий. Текст написан с упором на специалистов, которым важны разные технические характеристики, однако есть что почитать и простым читателям. С нетерпением ждём второго тома.

Буклет Пермского гарнизона «Сокол» «Шестьдесят лет на страже уральского неба» — тоже из разряда лучших. Непростая история военных лётчиков, полная в прямом смысле взлётов и падений, написана и подана с большим вкусом и знанием дела. Этот буклет — эталон, как надо писать свою историю.

Лётчики не стали замалчивать свою историю: вспомнили и про Сергея Сафронова, сбитого во время поимки американского самолёта-шпиона в 1960 году, и про другие авиакатастрофы. В результате получился не «сладкий сиропчик», а реальная боевая жизнь серьёзных мужчин, которые по-настоящему находятся на страже уральского неба.

Кроме того, этот буклет — один из редких примеров в пермском книгоиздании, когда были использованы не только архивные фотографии, но и инфографика.

Лучший корпоративный проект

ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» выпустило альбом-каталог «Галерея Пермской нефти». И это нечто особенное. Мало того, что альбом — результат целенаправленной работы нескольких лет, так он ещё и издан отлично, с большим знанием дела и издательской культуры.

Нефтяники одними из первых стали собирать живопись и графику, условно говоря, о себе. По легенде, художественная коллекция началась с гравюры 1960‑х годов Александра Зырянова, которую Музею пермской нефти подарил Вениамин Сухарев, самый уважаемый человек в пермской «нефтянке». А теперь корпоративная коллекция достигла такого уровня, что даже её каталог стал событием. В нём собрана живопись, графика и монументальная скульптура 1930-1980-х годов. «За каждым произведением — судьба Художника и его Времени», — написано в предисловии.

Лучшая детская книга

Заслуживает самых высоких похвал инициатива местных властей вручать в День знаний первоклассникам книги. Эта традиция началась в 2004 году с переиздания повести Льва Давыдычева «Три дня из жизни второклассника и второгодника Ивана Семенова» с потрясающими иллюстрациями его внучки Ольги Давыдычевой.

В 2012 году такой чести удостоились два издания: книгу Владимира Киршина «Хочу быть взрослым, или Первоклашки атакуют» с портретом председателя Пермской городской думы Игоря Сапко дарили школьникам Перми, а книгу Андрея Зеленина «Корюшкин. История первоклас­сника» (тираж — 29 тыс. экземпляров) от лица губернатора Виктора Басаргина вручали первоклассникам всего края. Обе книги отлично изданы и прекрасно проиллюстрированы.

Но прорывом года, по нашему мнению, в этой номинации всё же стала книга Эдуарда Матвеева «Лесная биржа» (поучительная сказка о финансах). С детьми нужно говорить о деньгах — почему-то мало кто это понимает. Эдуард Матвеев, профессиональный участник фондового рынка, решил восполнить этот пробел. Получилось как минимум очень любопытно. Книга доступным языком рассказывает о ключевых понятиях рынка, о которых и многим взрослым не лишне прочитать. Причём детский словарь лесного биржевика начинается с термина IPO.

«Лесная биржа» издана тиражом 5 тыс. экземпляров, и автор активно её рекламирует за пределами края, лично выступая перед школьниками страны. Страничка «Лесной биржи» в социальной сети Вконтакте, пожалуй, не менее интересна, чем сама книга. Это самостоятельный продукт. Здесь верно выбрано всё: от ресурса и интонации до подачи материала.

Заслуживает внимания и книга, изданная Пермским краеведческим музеем «Дети. Драконы. Учёные»(тираж — 500 экземпляров). Правда, она опоздала лет на 25: в 1980-е это был бы бестселлер, которым зачитывались бы тысячи мальчишек и девчонок по всей стране. К сожалению, возможность издать рассказ для детей палеонтолога Петра Чудинова появилась только сейчас.

Лучшая книга non-fiction

Юлия Баяндина, написавшая книгу «Люди и куклы. История пермской анимации», побеждает и в номинации «надежда пермской литературы». Ждём от неё новых интересных работ. Книга сначала вышла в электронном виде, но под самый Новый год издательство «Маматов» выпустило её и на бумаге.

Лучший старт

Продюсерскому центру «Траектория» без году неделя, но он уже зарекомендовал себя на местном издательском рынке как профессиональный участник, которому по плечу самые сложные проекты. Достаточно сказать, что за год «Траектория» успешно реализовала три больших проекта: были изданы путеводитель «Пермь. Пермский край», книга Светланы Федотовой «Судьба Барабанщикова» и фотоальбом Юрия Силина «Признание в любви. Прогулки по Перми». Все три издания, возможно, лучшие в своём роде, а последний вообще уникален — по сути, это стихи в фотографиях. Такой советская Пермь есть только в воспоминаниях тех, кто любит наш город. По большому счёту, именно эту книгу можно было бы назвать лучшим изданием 2012 года. Мешает этому признанию только то, что автор этой статьи написала вступительное слово к фотоальбому. Поэтому придётся этой книге в данном обзоре выступать «вне конкурса», как и «Судьбе Барабанщикова».

Над «Признанием в любви» много и тщательно работали. Сейчас даже дико представить, что эти фотографии могли исчезнуть. Они хранились на старых фотоплёнках, в многочисленных коробках в доме Силина. Его вдова, Галина Силина всё разобрала и отсканировала, а арт-директор галереи «Марис» Вадим Зубков отобрал лучшие снимки и сделал макет. Огромную невидимую, но очень важную работу проделал Андрей Коршунов, отреставрировав фотографии. Отдельная благодарность фотомагазину SHX, который помог подготовить фотоматериалы к печати. В результате усилий многих людей получилось отличное, уникальное, лучшее в своём роде издание, которое делает честь Перми.

Лучший путеводитель

2012-й оказался годом бума презентационных путеводителей. Из двух очень качественных путеводителей —«Пермь. Пермский край» (ПЦ «Траектория») и «Пермь» (Издательский центр «Сенатор») выбрать лучший очень сложно, да и, наверное, не нужно: один — лучший по Пермскому краю, другой — по Перми. Фотографии и там, и там замечательные, тексты — тоже на высоте.

В сегменте же классических путеводителей уверенно лидирует издательство «Маматов», которое презентовало книги о Березниках, Ильинском и Чайковском и переиздало о Соликамске и Кунгуре.

«Живая Пермь», с одной стороны, вроде бы, тоже путеводитель, а с другой, издатели, назвав её каталогом, ясно дали понять, что эта книга — из другой категории. Книга, призванная стать визитной карточкой «пермского культурного проекта», напоминает «последнее прости». По сути, «Живая Пермь» этим самым прощанием и является. Наверное, её главная функция — быть презентационным подарком Марата Гельмана для губернаторов других регионов как иллюстрация его «культуртрегерской» деятельности в Перми.

Судя по «Живой Перми», практически всё, оказывается, выросло из Музея современного искусства PERMM, за исключением писателя Алексея Иванова, которого, если верить Гельману, вообще нет и никогда не было.

Лучший книжный магазин

Конечно, это «Пиотровский». Его владельцам понадобилось всего три года, чтобы создать проект, который стал неотъемлемой частью пермского культурного ландшафта. Это не просто книжный магазин, а посольство большой литературы в Перми.

В прошлом году книготорговцы из «Пиотровского» наконец избавились от двух непрезентабельных соседей — ломбарда и пункта обмена старой компьютерной техники, после чего развернулись во всю ширь. Это стал вполне себе столичный магазин с презентациями, встречами и тем, что ещё называют «события». Как в «Пиотровском» вывернутся из обстоятельств, предложенных им в самом начале 2013 года, покажет время, но 2012-й был их годом по праву.

* * *

В целом, картина в пермском книгоиздании складывается скорее грустная, чем весёлая. Дела идут, конечно, лучше, чем в конце 1990-х, но хуже, чем могло бы быть. К примеру, раздел рецензий журнала «Вещь» в основном содержит обзоры книг екатеринбургских авторов, изданных в Екатеринбурге же. Дело в том, что на вершине, которой в книгоиздании является только художественная литература, в Перми в 2012 году не было никого. Ну, или почти никого.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться