Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Чужая квартира

Книжному магазину «Пиотровский» 22 января исполняется три года. Когда он открывался, «Новый компаньон» попросил профессионалов книжного рынка спрогнозировать его будущее, и прогнозы были, все как один, неблагоприятные.

Поделиться

За прошедшее с тех пор время ситуация в книжной торговле не стала проще. Вслед за «Книжным салоном» Станислава Бывальцева закрылся многими любимый «Книжный сундук» Ольги Углицких (остатки книг взялись распродать коллеги из «Букиниста»). Магазин Натальи Плотниковой «Энциклопедия» энциклопедиями уже не торгует, равно как и прочей «умной» литературой, он теперь завален всевозможными «Сумерками» и дамскими романами. Прекратила существование крупнейшая в России розничная сеть «Топ-книга», а самый посещаемый в Перми книжный супермаркет «Лас Книгас» сейчас занимает треть от своей первоначальной площади. Даже книжные ряды на Центральном рынке Перми, где ещё пять лет назад можно было найти всё что угодно, съёжились раз в 10 и представляют собой унылое зрелище — сонники, гороскопы, раскраски...

«Пиотровский» на этом фоне выглядит истинным флагманом, маяком надежды: здесь не только всегда много прекрасных книг — художественной литературы, гуманитарных штудий, альбомов по искусству, путеводителей и прочего «нон-фикшна», плюс продажа виниловых пластинок; это ещё и источник многочисленных событий. Эти обстоятельства делают кризис «Пи­отровского» не просто рыночным инцидентом, но и фактором регресса всей гуманитарной сферы Перми. Именно поэтому события, связанные с выселением книжного магазина, всколыхнули общественное мнение и даже заставили краевую власть вмешаться в ситуацию.

Об изменениях в условиях аренды учредители книжного магазина «Пи­отровский» узнали за два дня до Нового года, 29 декабря, абсолютно случайно: вышли в соседний коридорчик и наткнулись на руководителей агентства «Своя квартира». Обстоятельства знакомства точно так же описывает и заместитель директора «Своей квартиры» Андрей Соловьёв: «Ребята вышли в курилку, и мы им сообщили, что намерены повысить арендную ставку. Мы им честно сказали: «Нашу ставку вы не потянете», а в ответ их юрист нам начал звонить и кидаться статьями Гражданского кодекса РФ».

«Своя квартира», кроме прочего, специализируется на девелоперском бизнесе: скупают недооценённые, находящиеся в плохом состоянии помещения в центре Перми, ремонтируют и продают подороже или сдают в аренду на выгодных условиях. Покупку помещения, в котором арендует площадь «Пиотровский» (Пермь, ул. Луначарского, 51б), инициировала сама «Своя квартира». Прежний собственник этой недвижимости, видимо, не очень знал, как ею распорядиться, и продал помещение легко и быстро.

Согласно договору, «Пиотровский» имеет право занимать свои нынешние площади до 30 июня 2013 года. Следовательно, никто не может отказать магазину в помещении до наступления этой даты. Правда, в том же договоре есть пункт, согласно которому собственник имеет право один раз в год изменить арендную ставку, и этим пунктом «Своя квартира» воспользовалась: направила в магазин извещение о повышении арендной платы в пять раз. По уверениям Андрея Соловьёва, ставка оправданная: именно такова среднерыночная цена аренды на Комсомольском проспекте.

По словам заместителя директора агентства, если не повысить ставку, «Своя квартира» несёт прямые убытки: для покупки помещения они взяли кредит и сейчас платят по нему проценты, а дохода от аренды не получают. Особенно огорчает руководителей «Своей квартиры» то, что ситуация затягивается: они бы хотели как можно скорее приступить к ремонту и переформатированию помещения.

Резоны «Своей квартиры» понятны. Речь идёт о реальной жизни, а рыночные реалии таковы, каковы они есть. Андрей Соловьёв провёл эксперимент: обзвонил несколько компаний, которые занимаются сдачей коммерческих площадей в аренду, и изложил требования «Пиотровского»: помещение в центре Перми, 160-200 кв. м, за 70 тыс. руб. в месяц. Никто не перезвонил — нет таких помещений.

Таким образом, кризис «Пиотровского» был рыночно предопределён: если бы не было «Своей квартиры», нашёлся бы кто-нибудь другой, может, на полгода-год позже. При этом руководство «Своей квартиры» гуманитарно-просветительскую роль «Пиотровского», похоже, совсем не понимает — в ответ на вопрос о том, как быть со спецификой книжного магазина как очага культуры и просвещения, Андрей Соловьёв рассказывает о том, как в августе прошлого года аналогичная история происходила с каким-то кафе: «Сначала стояли перед нами с красными глазами, утверждали, что у них социальные цены, а потом сели в «Лексус» и уехали».

Что ж, они и не обязаны понимать. Многочисленные письма и статьи защитников книжного магазина апеллируют к властям, а вовсе не к капиталистам: никто не рискует посягнуть на священное право собственника. И власти, надо отдать должное, вопросом озаботились. По просьбе губернатора Виктора Басаргина департамент имущественных отношений администрации Перми подыскивает муниципальное помещение для сдачи в аренду на льготных условиях. Вопрос курирует вице-премьер краевого правительства Надежда Кочурова. Правда, как сообщил один из соучредителей магазина Денис Корнеевский, пока никакое из предложенных помещений им не подошло, но поиск продолжается.

По словам Корнеевского, «Пиотровский» исправно вносит арендную плату (на условиях 2012 года) и намерен продержаться на прежнем месте до тех пор, пока не будет найдена адекватная замена.

На вопрос, почему бы не переехать в Речной вокзал — ведь «Пиотровский» в хороших отношениях с руководителем Музея современного искусства PERMM Маратом Гельманом, — Корнеевский сказал, что «туда люди ходят только на вернисажи», и посетовал на плохую транспортную доступность этого места.

«Своя квартира» не намерена предоставлять «Пиотровскому» «безразмерную» отсрочку. По словам Андрея Соловьёва, компания ждёт 10 февраля — даты, когда должна быть внесена арендная плата, и, «если плата не поступит в полном объёме, мы обратимся в суд».

Книготорговцы из «Пиотровского» по-прежнему верят в то, что им удастся найти рыночную нишу, в которой магазин сможет существовать без убытков. По словам Дениса Корнеевского, мировой рынок бумажных книг чувствует себя неплохо, признаков острого кризиса не наблюдается. Это правда: ситуация с «Пиотровским» типична лишь для российской провинции, тогда как в Москве книжные ярмарки и клубы по-прежнему процветают, а за рубежом книжные витрины, сияющие глянцем, никуда не делись с центральных улиц городов, и очереди фанатов всё ещё выстраиваются на автограф-сессии популярных писателей.

Тем не менее перспектива ясна: бумажная книга становится всё более «нишевым» товаром, вопрос лишь в том, как долго продлится это превращение. В этих условиях рыночные механизмы поддержки книжной торговли будут работать всё хуже. Книжные магазины становятся учреждениями, требующими специального внимания властей, — так же как библиотеки. То, что магазины, в отличие от библиотек, получают от своей деятельности некоторый доход, лишь облегчает задачу властей, но не отменяет её.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться