Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Открытие» завода

Планы по реновации территории завода им. Шпагина обрели форму и содержание

Поделиться

Руководитель архитектурного бюро Speech Сергей Чобан представил в Перми мастер-план будущего культурного пространства на территории завода «Ремпутьмаш» (завод им. Шпагина), а также проект нового здания Пермской художественной галереи. Презентация проекта реновации территории бывшего мотовозоремонтного завода прошла 17 октября в очень странном месте — подвале бывшего Речного вокзала, где расположился нынче мультимедийный парк «Россия — моя история». Сама обстановка как бы говорила: «Вот видите, как остро Перми не хватает полифункциональных общественных пространств!»

чобан

Архитектор Сергей Чобан показал, как будет выглядеть территория завода «Ремпутьмаш» после реновации
  Марина Дмитриева

Архитектор Сергей Чобан начал своё выступление с того, что назвал территорию, которую уже через два с половиной месяца освобождает завод им. Шпагина, очень важной для развития города, новым городским фокусом, в котором сойдутся природа, история и водное пространство.

Он обозначил свои принципы: максимально бережное отношение к существующему наследию этой территории — промышленному и архитектурному, а также максимальная реализуемость, реалистичность планирования. Чобан считает, что архитектура должна быть устойчивой по отношению к времени — не в плане прочности зданий, а в плане их приспособляемости к разным функциям.

Давая общую характеристику нового пространства, Чобан сказал, что это — смешанная урбанистическо-природная территория, ансамбль, вырастающий из окружающей среды, в которой архитектор не должен совершать нелогичных жестов. Пространство должно быть проницаемо со всех сторон, легкодоступно и логически сопряжено с соседними территориями.

Основные объекты, которые Чобан обозначил на территории бывшего завода и поблизости, — это три музея, театрально-концертный комплекс и объекты, относящиеся к проекту «Первогород». Краеведческому музею для отдела природы архитектор предлагает отвести часть площади цеха №5 («буквы Ш»), Музею современного искусства PERMM — корпус более поздней постройки, стоящий вдоль речки Егошихи. Художественная галерея расположится в трёх небольших корпусах, которые объединятся путём нового строительства.

Кроме того, проектировщики предлагают построить на территории завода канатную дорогу, которая будет транспортировать людей с одного берега Егошихи на другой, а в небольшом историческом заводском корпусе на отшибе — так называемом «корпусе Грина», где будущий писатель Александр Грин проработал недолго, заехав в Пермь по пути на золотые прииски в посёлке Промысла, — планируется организовать депо детской железной дороги.

чобан

  Марина Дмитриева

Сергей Чобан предлагает оставить в неприкосновенности рельсы, проходящие по территории предприятия, и говорит, что у него уже есть опыт внедрения старых железнодорожных путей в новое функциональное пространство во время проектирования Восточной гавани в Берлине.

Первые этажи всех зданий в проекте отводятся для общественных функций. Так, на первом этаже художественной галереи предложено расположить детский центр, гардероб и библиотеку; первый этаж музея PERMM отдать под общение и даже первый этаж концертно-
театрального комплекса, который предлагается разместить выше завода, между сквером Татищева и берегом Егошихи, сделать проницаемым, так что сквозь него можно будет пройти насквозь от памятника Татищеву к речке, не обходя здание по периметру.

Фасад театрального здания будет выходить на 2-ю Разгуляйскую улицу, где планируется сохранить всю существующую малоэтажную застройку, а в старом трамвайном депо открыть фермерский рынок.

Пермская художественная галерея

Зал пермской деревянной скульптуры Сергей Чобан спроектировал как подобие церковного пространства

Более подробно о планах на Разгуляй рассказал председатель общественной организации «Пермский союз архитекторов» Виктор Воженников, один из авторов проекта «Первогород». Территорию бывшего Егошихинского медеплавильного завода планируется обыграть тематически: во-первых, как место, где зародилась Пермь, во-вторых, как место, где геолог Родерик Мёрчисон сделал находки, которые привели его к открытию пермского периода.

Архитекторы предлагают реконструировать заводскую плотину, пруд и медеплавильные печи — фундаменты плотины и печей найдены археологами. Кроме того, Воженников предлагает оформить вдоль берега Егошихи геологическую «тропу Мёрчисона». 2-ю Разгуляйскую улицу планируется тщательно отреставрировать и превратить в улицу Мастеров — с небольшими мастерскими, галереями, сувенирными магазинами и кафе.

Виктор Воженников назвал сохранение уголка старой Перми изюминкой проекта, а Сергей Чобан привёл в качестве аналога Плёс — посёлок на Волге, где старую средовую застройку удалось сделать туристическим аттракционом.

Прежде чем приступить к детальной презентации проекта нового здания Пермской художественной галереи, Чобан продемонстрировал, как новая территория будет выглядеть со стороны Камы. По замыслу архитектора, волнообразная спокойная линия крыш будет подчёркивать ритм движения реки.

Сергей Чобан предлагает сделать планировку художественного музея максимально простой и логичной. В качестве образца он назвал галерею Уффици во Флоренции. Залы постоянной экспозиции расположатся на втором и третьем этажах, зал для сменных выставок — на первом, чтобы посетитель, который уже знаком с постоянной экспозицией и пришёл лишь на выставку, не должен был долго к ней пробираться.

Все залы выстроятся вдоль большого застеклённого фойе с видом на Каму. Стена, обращённая в противоположную сторону — на юг, будет без окон, чтобы создать в экспозиционных залах специальное освещение. Зал деревянной скульптуры планируется расположить под крышей, в двухсветном пространстве с двухскатной кровлей, напоминающем церковное.

Музейное кафе и администрация галереи поместятся в ныне существующих отдельно стоящих зданиях, которые соединятся с основным зданием крытыми коридорами.

По словам Чобана, при проектировании была учтена возможность — пусть и очень маловероятная — катастрофического затопления территории: всё ценное в музеях будет расположено на верхних этажах.

Во время обсуждения, которое последовало за презентацией, директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян пояснила, что в результате реализации этого проекта площадь галереи увеличится более чем в три раза — до 16 тыс. кв. м.

Депутат Законодательного собрания Татьяна Шестакова поинтересовалась, как быстро можно реализовать проект, на что архитектор ответил, что галерею можно построить за два года, а вице-премьер краевого правительства Антон Клепиков пояснил, что строители заходят на этот объект уже в 2019 году.

Главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин предложил «добавить в архитектуру XIX и XX веков XXI век», для чего отвести для нового строительства территорию за рестораном «Экспедиция».

Ресторатор Олег Ощепков выразил обеспокоенность, будет ли новое культурно-рекреационное пространство достаточно востребованным в каждо­дневном рабочем режиме, на что
Сергей Чобан ответил, что часть реновируемых помещений планируется отвести под коворкинги и офисы.

Завершая обсуждение, Антон Клепиков напомнил, что мастер-план ещё не принят окончательно и его обсуждение продолжается.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться