Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Не повторить судьбу «пермского Арбата»

Началась работа фокус-групп для создания проекта наполнения пространства завода   Шпагина

Поделиться

На минувшей неделе открылся проектный офис, который координирует деятельность экспертных, рабочих и фокус-групп, созданных для определения, каким будет смысловое наполнение культурного пространства на месте завода «Ремпутьмаш» (завода им. Шпагина). Завод должен прекратить свою деятельность на этой площадке с января 2019 года, и уже до конца 2018-го должна быть утверждена архитектурная концепция, над которой работает бюро Сергея Чобана.

фг шпагин

  Марина Дмитриева

По словам сотрудника проектного офиса Марии Ляминой, цель преобразований на территории мотовозоремонтного завода многосоставна: это создание нового бренда Перми, известного за её пределами, точки притяжения для нескольких очень разных целевых аудиторий и нового комфортного пространства для горожан; реновация промзоны, находящейся в центре города; создание новых градостроительных решений; обновление сразу нескольких локаций — не только самого завода, но и Разгуляя, набережной Камы, площади у Речного вокзала и т. п.; наконец, это решение проблем трёх пермских музеев, каждый из которых нуждается в новых площадях.

Работа проектного офиса строится постепенно: для начала пройдут встречи пяти фокус-групп, которые набрасывают «хотелки» — что должно быть на этой площадке и чего бы хотелось избежать. На основании этих набросков социологи создадут аналитические справки, с которыми будет сверяться рабочая группа, состоящая из директоров трёх музеев, которые планируется разместить на территории бывшего завода, — Пермской государственной художественной галереи, краеведческого музея и Музея современного искусства PERMM, — а также представителей правительства Пермского края и нескольких сторонних экспертов.

Первой начала работу фокус-группа «Культура, туризм и креативные индустрии», которая собиралась 12 октября. За ней последуют встречи фокус-групп «Инновации в гуманитарной сфере: образование, бизнес», «Ресторанный бизнес», «Экология и городская среда» и «Некоммерческий сектор».

лямина

Мария Лямина берёт на карандаш предложения экспертов фокус-группы по культуре
  Марина Дмитриева

Работу фокус-группы по культуре, туризму и креативным индустриям Мария Лямина назвала очень интересной, и, действительно, на встрече выяснилось много любопытного.

Прежде всего, представители культуры и смежных с ней индустрий решительно высказались за максимально бережное отношение к промышленному наследию одного из старейших предприятий города. На территории завода всего два строения имеют статус объектов культурного наследия, а сохранить хочется гораздо больше. Многие мечтают не только перенести на эту территорию пермские музеи, но и музеефицировать сам завод. Основатель музея «Ретро-гараж» Александр Черепанов даже предложил перенести на территорию завода «паровозное кладбище» со станции Шумково, потому что этот объект очень востребован у иногородних и особенно иностранных туристов. По мнению организатора событий фестиваля «Лето-Парк» Петра Кравченко, завод им. Шпагина может стать красивым символом разворота города от завода к человеку.

Кроме того, что уже есть на заводе им. Шпагина, — механизмов и транспортных средств — креативное сообщество, представленное на фокус-группе, хотело бы здесь видеть:

— новую архитектурную доминанту, способную составить конкуренцию Кафедральному собору;

— живое пространство, где люди будут находиться всегда, а не только от случая к случаю — этому может способствовать близлежащий новый жилой квартал или гостиничный комплекс;

— парк, где можно будет просто приятно погулять;

— идеально продуманную инфраструктуру, в которой было бы предусмотрено всё — от больших парковок для туристических автобусов до средств оперативной уборки снега;

— деловой центр, удобный для проведения мероприятий разного формата;

— открытое пространство для проведения маркетов и фестивалей;

— акустический концертный зал-трансформер на 1500 стоячих или 500 сидячих мест;

— купольный кинотеатр и студию VR;

— фотостудию, обучающие мастерские, открытые мастерские для свободного посещения.

Члены фокус-группы один за другим заклинали представителей проектного офиса не повторять ошибок, сделанных на «пермском Арбате», не «засушить» новое пространство, не превратить его в мертворождённое. Здесь организаторов встречи ждали неожиданности: оказывается, далеко не все считают, что совместить в одном пространстве три музея — такая уж хорошая идея.

Концерт на заводе

Цех №5 завода им. Шпагина уже примерил на себя роль культурного пространства во время Дягилевского фестиваля 2018 года
  Марина Дмитриева

Менеджер культурных событий Андрей Васькин считает, что музеи не генерируют аудиторию, не создают «движ», не привлекают молодёжь. Представитель туристического бизнеса Ольга Будаева считает, что туристам необходимо походить-поездить по городу от одной цели к другой, поэтому музеи надо размещать на приличном расстоянии друг от друга. Менеджер культурного пространства «Часовой завод» Евгений Коробейников думает, что размещение музеев в одной точке обеднит другие районы города. С этими мнениями солидарны другие эксперты, которые считают, что людям необходимо делать перерывы между музейными впечатлениями, проветривать мозги.

Завершилось первое заседание фокус-группы очень неожиданно и очень обнадёживающе. Один из ивент-менеджеров, участвовавших в работе группы, заявил, что ему нужно провести большое мероприятие в одном из пустующих заводских цехов уже в ноябре и за 
вполне конкретные деньги. Марию Лямину это заявление поставило в тупик, но стало понятно, что новое культурное пространство не то что будет востребовано — оно уже сейчас востребовано и вполне может зарабатывать себе на жизнь.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться