Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

Октябрьский переворот

Градсовет одобрил идею открытия площади у политеха для пешеходов и санкционировал застройку пустыря на эспланаде

Поделиться

Члены Градостроительного совета при главе Перми 10 октября поддержали два знаковых решения властей. Во-первых, они окончательно согласились с идеей «вдохнуть вторую жизнь» в аллею Комсомольского проспекта, что приведёт к открытию для пешеходов Октябрьской площади. Во-вторых, единогласно одобрили проект строительства многофункционального торгово-развлекательного центра на пустыре около эспланады, где раньше располагалась кондитерская фабрика. Впрочем, пока по обоим проектам есть вопросы, касающиеся организации транспортного движения. В районе эспланады после открытия комплекса в часы пик есть риск образования автомобильных пробок и массового скопления людей. Власти пообещали совместно со специалистами отдельно проработать эти нюансы.

эспланада

По проектам архитекторов так будет выглядеть эспланада через несколько лет

Плитка на Октябрьской площади

Тему реконструкции Комсомольского проспекта на заседание градсовета вынесли повторно. В прошлый раз, 17 августа, эксперты обсудили общую концепцию изменений. Тогда решили, что весь проспект нужно привести к единой стилистике. То есть сделать одинаковыми парковки, ограждения, светильники, цветовую гамму фасадов (или как минимум органично распределить цвета по кварталам), оформление магазинов, остановок, рекламных конструкций. Директор МКУ «Институт территориального планирования» Елена Ермолина, представляя проект, заявила, что нужно «оживить» аллею на проспекте и отдать пешеходам часть Октябрьской площади, но не представила конкретных предложений. Глава Перми Дмитрий Самойлов попросил её к следующему заседанию проработать их точнее.

На градсовете 10 октября Ермолина рассказала, что сама аллея станет сквозной для пешеходов. Сейчас сплошное движение автомобилей на перпендикулярных улицах заставляет горожан пользоваться аллеей реже, что фактически лишает её прямой функции. Пешеходу невозможно без нарушения правил дорожного движения напрямую перейти от одной части аллеи к другой — на каждом квартале нужно возвращаться на тротуар проспекта и идти «по светофорам». Из-за этого аллея во многих местах, особенно в осенне-весенний период, выглядит практически заброшенной.

Для обеспечения сквозного движения предлагается включить Октябрьскую площадь в пешеходный маршрут (кстати, так уже было в советские годы). Для этого Институт территориального планирования предложил обозначить пешеходную часть площади плиткой, а также под видом малых мобильных архитектурных форм поставить там делиниаторы, которые без особых усилий можно демонтировать. По проекту в качестве делиниаторов будут использоваться переносные клумбы.

центр

Вместо пустоты в самом центре Перми появится большой многофункциональный центр с высоткой около Коммунального моста

Кроме того, перед входом в главный корпус ПНИПУ предлагается организовать общественное пространство для студентов — по сути, тоже сделать пешеходную площадку. Для этого придётся убрать часть автопарковки, а автобусную остановку, которая сейчас располагается практически напротив входа, перенести ближе к ул. Екатерининской. На время больших городских мероприятий пешеходная и автомобильная части площади по-прежнему будут перекрываться.

Что касается «оживления» аллеи, то для сквозного прохода Елена Ермолина предлагает нанести «зебры» между кварталами и по возможности минимизировать количество левых поворотов для автотранспорта.

Члены градсовета посчитали, что это решение может спровоцировать пробки. «Если где-то убрать, то добавится в другом месте, — эмоционально заметил архитектор Андрей Жуковский, намекая на то, что «притеснение» транспорта на Комсомольском проспекте может привести к коллапсу на параллельных и без того перегруженных улицах. — Я бы посоветовал обратить внимание на ул. Куйбышева. Когда-то она была частью федеральной трассы и по ней ходили большегрузы. Сейчас же во многих местах она сузилась до двух полос, хотя у неё остаются резервы. Может быть, стоит её расширить, и тогда она сможет принять часть нагрузки от Комсомольского проспекта».

Дмитрий Самойлов заверил, что транспорт «притеснять» никто не будет. «Мы понимаем возможные проблемы. Транспортный вопрос надо решать комплексно, в том числе и с возможным расширением ул. Куйбышева», — пояснил глава города.

Заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич добавил, что сейчас рассматривается возможность разрешить повороты между кварталами Компроса в «разрывах» аллеи только общественному транспорту, а также обсуждается предложение отменить дублирующие маршруты и в целом троллейбусное движение по проспекту.

В итоге члены градсовета одобрили представленную концепцию реорганизации аллеи и Октябрьской площади. Но при условии, что горадминистрация и Институт территориального планирования доработают транспортное направление.

Ориентировочная стоимость всех реконструктивных работ на Комсомольском проспекте — от 900 млн до 1,5 млрд руб.

Многофункциональное дополнение к эспланаде

Вторым важным вопросом на градсовете стала застройка пустыря на месте кондитерской фабрики «Пермская» (квартал, ограниченный улицами Петропавловской, Попова, Монастырской, Осинской). «Он не просто не украшает этот участок города, а диссонирует с ним. Какой красивой будет эспланада, когда заработает новый фонтан, а тут этот «гнилой зуб», — заметил Дмитрий Самойлов.

Екатеринбургская компания ГК «Проспект» (владелец участка) ещё осенью прошлого года предложила краевым властям проект строительства многофункционального комплекса, который будет включать торговые галереи, кинотеатр, рестораны и кафе, конгресс-холлы и пятизвёздочную гостиницу. Весь комплекс будет состоять из зданий разной высоты — от 13 до 40 м. Высшей точкой будет отель международного бренда высотой 80 м на пересечении улиц Монастырской и Попова. Общая площадь осваиваемой площадки — 31 тыс. кв. м, площадь зданий — 150 тыс. кв. м. Комплекс проектирует английское архитектурное бюро Twelve Architects.

Последнее крупное обсуждение проекта с губернатором, представителями минстроя и рядом экспертов состоялось в августе. Были одобрены и сама идея, и проект в целом. Тогда губернатор Максим Решетников отметил, что новый квартал должен быть не только функциональным и удобным, «он должен очень корректно осуществить переход от исторических зданий центра города к новой архитектуре». Кроме того, по словам губернатора, «мы должны сохранить пешеходный трафик к набережной, который впоследствии сможет стать самостоятельным туристическим маршрутом вдоль ул. Попова». Поскольку многие члены градсовета присутствовали на этих совещаниях, для них 10 октября сенсации не было.

центр

Вид на комплекс с улицы Попова

Директор архитектурного бюро Twelve Architects Мэтью Картрайт на заседании градсовета, поясняя, как родилась идея, отметил, что первое место, где он побывал по приезде в Пермь, — набережная. «Сразу бросилась в глаза её оторванность от центра города, хотя она расположена недалеко от него. Думаю, наш комплекс и станет той объединяющей частичкой, через которую жители смогут идти на набережную и обратно», — сообщил архитектор.

Дмитрий Самойлов дополнил список преимуществ: помимо разносторонней направленности объектов, которые разместятся в комплексе, там будет организована подземная парковка на 1,2 тыс. мест (которая и должна решить острый «парковочный» вопрос в центре города), а также интерактивные фасады, которые позволят визуально объединить здания с новым фонтаном на эспланаде. Помимо этого, в комплексе планируется организовать смотровые площадки, откуда пермяки смогут наблюдать на эспланаде большие праздники.

Строительство МФЦ будет проходить в два этапа, пояснил директор ГК «Проспект» Юрий Моисеенко. Первую очередь (перекрёсток улиц Попова и Петропавловской) начнут строить в третьем квартале 2019 года. Предполагаемая сдача в эксплуатацию — третий квартал 2021 года. Вторую очередь будут возводить в первом квартале 2020 года с окончанием строительства в 2022 году. Гостиницу инвестор планирует сдать до конца 2021 года.

В процессе обсуждения проекта предсказуемо во главе угла встал транспортный вопрос, а также перегруженность этих улиц людьми после открытия комплекса, особенно в часы пик и во время общегородских мероприятий.

Авторы проекта считают, что оптимальным вариантом станет организация двустороннего движения на ул. Монастырской, а также строительство ещё одной полосы на ул. Попова. Часть людского потока возьмёт на себя надземный пешеходный переход над этой же улицей.

Сложнее с ул. Петропавловской: с одной стороны здесь будет расположен главный вход в комплекс, с другой — новый сквер на эспланаде. Это сочетание может привести к постоянным пробкам.

Варианты строительства подземных пешеходных переходов авторы проекта отмели сразу, заявив, что в этом случае автомобилисты автоматически получат преимущество, а заботиться нужно в первую очередь о пешеходах. Поэтому людские потоки будут регулировать установкой дополнительных светофоров.

Дмитрий Самойлов добавил, что на этом участке очень много подземных инженерных коммуникаций, поэтому, чтобы построить подземные переходы, «придётся уйти в землю метров на пятнадцать».

Теоретическая и техническая возможность строительства подземного перехода есть у противоположной части комплекса — под ул. Окулова. Кстати, впервые эту идею высказал губернатор Максим Решетников на совещании в августе. Представители инвестора на градсовете сказали, что этот вариант сейчас в работе.

Сразу несколько членов градсовета, в том числе и главный архитектор города Дмитрий Лапшин, усомнились в том, что дополнительные светофоры смогут удержать людей от самовольных переходов от комплекса к эспланаде и обратно.

Эту обеспокоенность поддержал и Дмитрий Самойлов: «Авторам и нам ещё нужно подумать о пешеходных связях между эспланадой и комплексом на ул. Петропавловской, а также о вариантах выхода из комплекса на набережную».

Тем не менее члены градсовета единогласно одобрили концепцию комплекса в целом.

Решения по дискуссионным вопросам, связанным с транспортом и пешеходной логистикой, будут объявлены дополнительно. Конкретные сроки, впрочем, обозначены не были.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться