Наталья Тимофеева

журналист

Дмитрий Енцов

журналист

Дожди над руинами

Городские власти придумали, где взять деньги на развитие ливневой канализации и восстановление ветхих объектов культурного наследия

Поделиться

Пермская городская дума 25 сентября рассмотрела ряд вопросов, касающихся будущего облика города. В частности, депутаты утвердили документы, которые позволят приватизировать и сдавать в аренду объекты культурного наследия, а также узнали, как идёт подготовка проекта пользования системой ливневой канализации. Также на заседании утвердили окончательный проект схемы размещения на территории Перми рекламных конструкций.

дача

Дача Александра Синакевича. Чиновники полагают, что Кировские дачи можно будет восстановить за счёт средств инвесторов
  Константин Долгановский

Наследие на продажу

Депутаты Пермской городской думы утвердили ряд документов, позволяющих приватизировать или сдавать в аренду объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности.

Прежде всего речь идёт о зданиях, которые находятся в непригодном состоянии. На сегодняшний день в муниципальной собственности находятся четыре невостребованных объекта культурного наследия: «Здание школы, где учились семь героев Советского Союза» на ул. Восстания, 55 (1913 год постройки), «Дом С. Е. Грацинского» на ул. 25 Октября, 47 (вторая половина XIX века), «Дача на набережной» на ул. Кировоградской, 178 (конец XIX — начало XX века) и «Дача А. В. Синакевича» на ул. Танцорова, 24 (конец XIX века).

Ранее на заседании комитета по вопросам градостроительства начальник департамента имущественных отношений Михаил Берников сообщил, что город ежемесячно тратит на содержание этих пустующих зданий 100 тыс. руб. При этом, как пояснил первый заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев, мэрия не будет восстанавливать эти объекты, чтобы что-то там разместить, так как построить новое здание намного дешевле.

Чиновники полагают, что возможность приватизации и сдачи в аренду объектов культурного наследия поможет снизить расходы города на их содержание и восстановить здания за счёт инвесторов.

На пленарном заседании Виктор Агеев пояснил, что они не могли продавать объекты культурного наследия из-за отсутствия соответствующего положения. Сейчас предложений о внесении этих объектов в план приватизации нет, но, если они появятся, уже будет утверждённый порядок действий.

Поправки в Положение об аренде муниципального имущества разрешат передачу объектов культурного наследия в аренду. По словам Виктора Агеева, если объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, цена устанавливается 1 руб. за 1 кв. м, а если в удовлетворительном, то цена определяется на основании оценки независимого оценщика и рыночной стоимости арендной платы. При этом, в случае если арендатор вкладывает свои средства в сохранение объектов культурного наследия, он имеет право получить льготу по арендной плате в размере до 30% от годовой арендной платы.

По замыслу городской администрации, арендаторы или покупатели должны восстановить здание в срок, определённый договором. Если мероприятия по восстановлению не будут выполнены, то договор расторгается, а объект возвращается обратно в муниципальную собственность. Также к покупателю могут применить штрафные санкции вплоть до возмещения полной стоимости объекта. Контролировать выполнение условий конкурса будет департамент имущественных отношений.

На градостроительном комитете думы депутат Владимир Молоковских напомнил, что в своё время объект культурного наследия «Кинотеатр «Кристалл» фактически снесли и построили на его месте новое здание. Однако Виктор Агеев заявил, что новый собственник здания не сможет заниматься самодеятельностью и обустроить его по собственному усмотрению, так как, прежде чем начать работы, он должен согласовать всё с инспекцией по охране памятников.

Также некоторые депутаты усомнились в том, что кто-то захочет купить деревянные и почти разрушенные дачи в Кировском районе и вложить большие деньги в их восстановление. Они принадлежали основателю Пермского университета и всего высшего образования на Урале Николаю Мешкову («Дача на набережной») и городскому голове и основателю первой в России городской театральной дирекции Александру Синакевичу.

В частности, на заседании комитета по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами депутат Павел Фадеев спросил, нет ли у мэрии ощущения, что кто-то просто заплатит штраф за то, что дача сгорела, и построит там очередной красивый особняк? Дело в том, что такая судьба ранее постигла третий объект культурного наследия, располагавшийся на этом участке, — дачу в «Лесном уголке».

Чтобы этого не произошло с оставшимися объектами комплекса дореволюционной деревянной архитектуры, заместитель председателя Пермской городской думы Алексей Грибанов предложил передать дачи в краевую собственность под краеведческий музей. В ответ Виктор Агеев сообщил, что они прорабатывали возможность передачи в краевую или федеральную собственность всех объектов. В частности, есть предложение передать школу на ул. Восстания, 55 для размещения объектов военкомата. Но по остальным объектам решение пока не принято.

Несмотря на бурные дискуссии и множество неудобных вопросов, прозвучавших на двух комитетах и пленарном заседании, депутаты проголосовали за утверждение Положения об особенностях приватизации объектов культурного наследия и внесение изменений в Положение об аренде муниципального имущества Перми единогласно.

В ожидании ливня

В феврале 2018 года Пермская городская дума рекомендовала администрации разработать и представить им до 1 августа 2018 года проект решения «О порядке пользования системой ливневой канализации, расположенной на территории Перми». Этот документ должен урегулировать вопросы приёма поверхностных сточных вод в систему ливневой канализации.

В пермскую «ливнёвку» принимаются дождевые воды, а также воды, образованные от таяния снега, и воды из системы водоснабжения и теплоснабжения, появившиеся в результате аварийного сброса. Также допускается подключение к системе ливневой канализации дренажной системы подземных коммуникаций.

В отчёте об оценке регулирующего воздействия проекта нормативно-правового акта (опубликован на сайте городской администрации 17 мая 2018 года) сказано, что существующая ливневая канализация имеет высокую степень износа и недостаточное количество очистных сооружений. Такая ситуация сложилась из-за того, что вопрос содержания и развития ливневой канализации обеспечивается только за счёт городского бюджета, и это является для него существенной нагрузкой. При этом в документе говорится, что все проблемы можно постепенно решить, в том числе за счёт привлечения в отрасль денежных средств организаций, которые используют систему ливневой канализации для своих нужд.

На пленарном заседании гордумы заместитель главы администрации города — начальник управления внешнего благоустройства Анатолий Дашкевич сообщил, что основная концепция проекта Порядка пользования системой ливневой канализации — это установление договорных отношений и взимание платы с хозяйствующих субъектов за отведение поверхностных сточных вод, сбрасываемых в «ливнёвку», и вод аварийного сброса, возникающего у сетевых компаний. По словам чиновника, для поддержания системы ливневой канализации в нормативном состоянии нужно проводить обследования, очистку и ремонт. И то, что деньги на содержание имущества, находящегося в частной собственности, тратит не собственник, а только бюджет Перми, противоречит Гражданскому кодексу РФ.

В отчёте об оценке регулирующего воздействия проекта нормативно-правового акта сказано, что вопросы пользования системой ливневой канализации затрагивают всех владельцев земельных участков, зданий, строений, сооружений, за исключением организаций, управляющих многоквартирными домами. Также это касается застройщиков, так как при создании новых объектов водоотведение всегда организуется в систему ливневой канализации. Плату за водоотведение планируется определять согласно методике расчёта, которую должна утвердить администрация. Объём поверхностных сточных вод, образующихся на территории, определяется на основе данных приборов учёта или расчётным методом на основании методики.

В заключении об оценке регулирующего воздействия от 12 июля 2018 года, подготовленном департаментом экономики и промышленной политики, приводятся предварительные расчёты. Например, размер платы за выдачу технических условий с составлением договора на проведение работ
в полосе отвода автомобильной дороги составит 740 руб., а плата за отведение поверхностных сточных вод, если площадь земельного участка составляет 10 соток (50% территории занято зданием, 25% — асфальтовое покрытие
и 25% — газон), — 1508,27 руб. в год.

В проекте решения гордумы также сказано, что отведение поверхностных сточных вод с территории и от зданий, строений, сооружений в систему ливневой канализации без договора
с эксплуатирующей организацией считается самовольным и приводит к административной ответственности. В случае если сточные воды содержат загрязняющие или иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу «ливнёвки», пользователь должен компенсировать эксплуатирующей организации расходы и убытки, связанные с негативным воздействием этих веществ и микроорганизмов.

Если пользователь отказывается заключить договор или сбрасывает загрязняющие вещества, то он обязан в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования демонтировать элементы водоотведения в месте сброса вод за свой счёт. Иначе их уберёт эксплуатирующая организация, а потом взыщет затраты с владельца здания, строения, сооружения или земельного участка.

Планировалось, что документ вступит в силу уже с 1 октября этого года, но на сентябрьском пленарном заседании депутаты по просьбе мэрии продлили срок исполнения рекомендаций до 1 июля 2019 года. За предоставление отсрочки до 1 июля проголосовали
28 депутатов, один высказался против.

Анатолий Дашкевич пояснил, что увеличение срока необходимо для более детального обсуждения разработанной концепции и уточнения условий пользования муниципальным имуществом системы городской ливневой канализации с общественностью и депутатами гордумы.

В частности, депутат Владимир Молоковских спросил, проработает ли мэрия ситуацию, когда дом находится в нижней точке, и из-за этого «там собираются все стоки с района». «Формально жителям сейчас говорят, что это их дом 
и подвал, поэтому они должны заниматься этими стоками. Но они не внутренние, а внешние», — пояснил депутат. В ответ Анатолий Дашкевич сообщил, что они очень детально и аккуратно готовят этот документ, так как нужно учесть много нюансов, связанных в том числе и с вопросами, когда на территорию хозяйствующих субъектов попадают другие стоки. Следующее обсуждение с депутатами проекта Порядка пользования системой ливневой канализации, по словам чиновника, запланировано на ноябрь.

Рекламная пауза

Также депутаты утвердили окончательный проект схемы размещения на территории Перми рекламных конструкций, который необходим для проведения торгов.

Первый вице-мэр Перми Виктор Агеев сообщил, что новый вариант схемы дополнили 732 объектами. Теперь общее количество разрешённых в Перми рекламных конструкций составит 916 штук, причём вся крупноформатная реклама будет вынесена за пределы центра города.

Большинство договоров на размещение рекламных конструкций заключили ещё в 2013 году. Так как за пять лет законодательство и система государственных стандартов серьёзно изменились, многие рекламные конструкции теперь не соответствуют ГОСТам. В результате в схему не вошло около 1 тыс. мест, и в ноябре—декабре 2018 года, после того как закончатся действующие договоры, новые торги на эти места объявляться не будут. Также в новой схеме нет ни одной уличной перетяжки, так как они больше не соответствуют стандартам. Поэтому, по словам Виктора Агеева, в ноябре—декабре они прекратят в Перми своё существование.

В случае если торги на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций успешно пройдут по всем 916 местам, это принесёт в бюджет города минимум 66,1 млн руб.

Запасы на 300-летие

На заседании гордумы председатель Контрольно-счётной палаты Мария Батуева рассказала о результатах анализа 18 проектов муниципальных программ.

Батуева сообщила, что документы ещё требуется доработать. Например, КСП обнаружила, что проекты монопольных программ предусматривают в 2018—2019 годах по скверам на улицах Колгановской, Генерала Черняховского, Екатерининской и Корсуньской только разработку проектно-сметной документации. При этом строительство скверов планируется только через четыре—пять лет. Мария Батуева отметила, что такие большие временные разрывы приведут к дополнительным расходам на актуализацию проектно-сметной документации.

Глава Перми Дмитрий Самойлов пояснил, что в рамках подготовки к празднованию 300-летия города с 2020 года инвестиционная составляющая в расходной части городского бюджета составит более 30%, или 10—11 млрд руб. Проекты, на реализацию которых пока нет финансирования, войдут в «лист ожидания». И когда наступит инвестиционный бум, готовую проектно-сметную документацию достанут и приступят к строительству. При этом глава города отметил, что, если удастся привлечь дополнительное финансирование из краевого или федерального бюджета, строительство скверов начнут раньше.

Депутат Арсен Болквадзе отметил, что на основании муниципальных программ составляется бюджет города. «Если мы видим, что мероприятие включено в программу, то оно найдёт отражение и в бюджете. Главное — потом проконтролировать, как эти мероприятия реализуются», — добавил депутат.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться