«Это как редакторский третий глаз»

В Перми прошёл международный питчинг документальных фильмов

Поделиться

В этом году на втором питчинге за историю международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» проекты будущих фильмов представили 40 российских и зарубежных документалистов. Презентация будущих фильмов шла три дня. Традиционно предваряли серию питчей мастер-классы от экспертов фестиваля. Профессиональные режиссёры и продюсеры учили начинающих документалистов делать правильную презентацию проекта, позволяющую «зацепить» потенциальных сопродюсеров из Бельгии, Германии, Франции и других стран.

флаэртиана
Фото: Тимур Абасов

Дирижёр, монах, художник

Десять участников приехали на «Флаэртиана-Форум» из стран восточного партнёрства: Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Белоруссии, Азербайджана. Среди российских кинопроектов было несколько работ начинающих режиссёров — учеников сценарной мастерской SiberiaDoc, призёров Московского питчинга дебютантов. Свой проект о дирижёре Теодоре Курентзисе «Принцип страсти» также представил пермский режиссёр Алексей Романов.

«Идея фильма появилась три года назад, когда я вместе с Теодором Курентзисом поехал на один из крупнейших музыкальных фестивалей в Германию. Там я записывал интервью, вёл кулуарные разговоры, снимал репортажи и сами выступления. Затем работа продолжилась в Перми», — рассказал Алексей Романов.

Режиссёр отметил, что на сегодняшний день существует более 50 часов видеоматериалов. Однако, по словам Романова, отснятые материалы являются лишь подготовкой к будущему большому фильму, снятому в жанре документальной драмы.

флаэртиана
Владислава Жуковская
Фото: Тимур Абасов

«Это будет история о человеке, который ставит оперу. Наша задача — показать результат изнутри, изучить природу и проблему творчества. Главные вопросы нашего исследования: как рождается искусство и каков при этом наш герой? Мы бы хотели вовлечь зрителей в историю создания музыкального произведения, чтобы это стало приключением для каждого. Кульминацией фильма станет премьера оперы», — говорит режиссёр.

Планируется, что фильм будет полнометражный, продолжительностью 90 минут. Бюджет картины составляет 200 тыс. евро. Продюсером проекта выступает генеральный директор «Пермкино» Павел Печёнкин. Сейчас документалисты ждут ответа от министерства культуры о возможном спонсировании проекта.

Как рассказал Алексей Романов после питчинга, фильмом о дирижёре Курентзисе особо заинтересовались продюсеры из Австрии.

На питчинге свой проект представил корифей российского документального кино Сергей Ландо, который в этом году получил специальное упоминание жюри «Российской «Флаэртианы» за фильм «Небесный тапёр». Будущий фильм «Дневник Миллера» рассказывает историю об известном петербургском художнике-авангардисте Кирилле Миллере, который нашёл дневник своего отца, режиссёра научно-популярного кино. Дневник написан по-немецки, а художник не владеет языком своих предков. Фильм, по сути, посвящается жизни двух Миллеров — отца и сына, а также истории загадочного дневника.

флаэртиана
Сергей Ландо
Фото: Тимур Абасов

«Давай на ты» — проект Владиславы Жуковской, выпускницы Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. В основе фильма — личная история режиссёра о взаимодействии дочери и отца, которого Владислава почти не видела: в детстве отец был военным, а сейчас — монах.

«Я с папой на «Вы», с детства. Всегда смотрела на него снизу вверх. Оправдывала его во время развода. Спала на полу в храме, когда он стал монахом. Папа всегда был на пьедестале. Но у меня есть вопросы. Вопросы, которые снизу вверх не задашь: «Папа, почему ты всю жизнь где-то служишь?», «Зачем ты снова и снова ездил в Чечню?», «Почему ты так гордишься участием в войне?», «Почему ты выбрал монастырь?», «Почему тебя всегда было так мало?» — объясняет режиссёр идею фильма.

Питч от экспертов

Редактор-консультант дирекции документального кино «Первого канала» и эксперт форума Елена Молочкова говорит, что питчинг и сам процесс обсуждения проектов позволяют кристаллизовать идеи в кино.

«Питчинг — это как редакторский третий глаз: материала много, а что из этого всего может получиться, знает только он. На международных питчингах, таких как на «Флаэртиане», очень много проектов, которые заведомо ориентированы на западного зрителя. Мы понимаем, что какая-нибудь проблема российскому зрителю мало интересна, а для иностранца — это такая иллюстрация современной России», — подчеркнула Елена Молочкова.

С точки зрения Любомира Георгиева — президента фестиваля Millenium, проходящего в Бельгии, проведение питчинга на фестивалях документального кино позитивно влияет на дальнейшую жизнь фестиваля.

флаэртиана
Алексей Романов
Фото: Тимур Абасов

«Я приезжаю на «Флаэртиану» 15 лет. От питчинга на фестивале появляется энергетика. Так фестиваль и питчинг создают некое равновесие, закольцованность: проект представляют на питчинге, а через год зрители видят его в программе фестиваля», — говорит Любомир Георгиев.

Кай Весинг, член правления немецкой ассоциации неигрового кино AG DOK (Австрия):

— Я считаю, что «Флаэртиана-Форум» — это смесь школы, университета и питчинга. Обычно на европейских питчингах действует система презентации проектов. Проекты хорошо проработаны,
к ним сделаны прекрасные трейлеры, на питчингах собираются исключительно профессионалы. А здесь проекты разные. При этом каждый из иностранных участников надеется, что увидит проект, который ему захочется доводить до ума дальше. Мы, как эксперты, на «Флаэртиане» тоже учимся. Понятно, что трёх дней недостаточно. Сейчас появилась идея сделать так, чтобы начать работать с проектами, которые будут представлены на питчинге через год, для того чтобы встречаться и обсуждать их больше. На иностранных питчингах процесс проходит именно так. Документалист одновременно снимает свой фильм и учится, как его нужно делать. Ведь когда команда фильма торопится и делает фильм в короткие сроки, получается грязно.

Координатор «Флаэртиана-Форума» Клавдия Чупина поясняет, что далеко не все проекты получили поддержку продюсеров. Однако работа питчинга организована так, чтобы участники получили экспертное мнение со стороны.


Поделиться