Александр Протасевич: Общественные дискуссии вокруг культурной политики просто необходимы

Поделиться

Положить конец «кулуарным» решениям

— Кадровые перемены в краевой власти породили множество ожиданий, надежд, а то и опасений. В том числе ведётся много разговоров о необходимости «ревизии» культурной политики. Как вы считаете, такая ревизия нужна? Она состоится?

— Да, в этом нет сомнений. В любом большом деле время от времени необходимо корректировать курс, напролом идут только недальновидные люди. В нашем случае это требуется ещё и потому, что культурная политика касается сотен тысяч людей, затрагивает их судьбы и жизни. К тому же речь идёт о деньгах налогоплательщиков, и я отдаю себе отчёт в том, какая это мера ответственности.

Исходя из этих соображений первым делом мы сделали ставку на открытость министерства.

— Что это означает?

— Мы исходим из того, что каждый житель Пермского края имеет право знать не только то, как расходуются средства, но и как принимаются те или иные решения.

Для этого мы воссоздаём работу коллегии при министерстве, объединяющую профессионалов отрасли, представляющих в том числе муниципалитеты региона. Мы стали плотно общаться с Общественной палатой Пермского края. Я готов представлять членам палаты полный отчёт о планах, мероприятиях, финансировании сферы культуры. Любое наше начинание может быть предметом их общественной экспертизы.

В еженедельном режиме мы проводим совещания с руководителями крупных культурных институций. Это очень важно, потому что краевые учреждения — верхушки «вертикалей», деятельность которых влияет на все территории Пермского края.

Мы активизировали сотрудничество с творческими союзами как генераторами культурных инициатив. Считаю хорошим знаком, что союзы вышли на новый уровень развития, создав свою ассоциацию. Надеюсь, это будет мощный креативный локомотив, который окажет существенное влияние на дальнейший курс культурной политики.

Наконец, я с полным пониманием отношусь к многочисленным проверкам, которые постоянно проходят в министерстве, понимая, что это тоже способствует реализации принципа открытости. Необходимо объективно разбираться в том, что происходит, взвешенно и спокойно, с участием всех заинтересованных лиц и сообществ, включая профсоюзы.

Мы видим, что те же процессы идут и на уровне губернатора. Создаются экспертные советы из представителей профессиональных сообществ, в том числе, кстати, и по направлению культуры. То есть публичность и открытость становятся реально работающими инструментами, обеспечивающими принятие оптимальных решений.

— Ну, здесь вы не оригинальны. Об открытости и публичности в принятии решений на каждом углу говорили и ваши предшественники...

— Тем не менее чиновники часто об этом забывают, когда дело доходит до практики. Одна из главных претензий, которую предъявляли министерству в последние годы, — «кулуарное» принятие решений, недостаток информации. Во многом я должен согласиться с этой критикой.

Понимаю, что иногда информация просто не успевала за динамикой событий, а порой приводила просто к чудовищным искажениям фактов. Ну что ж, значит, будем расторопнее — ничего другого не придумано. Ведь когда людям объясняешь свои намерения и действия, то часто даже просто в процессе полемики настороженные критики становятся союзниками. Общественные дискуссии вокруг культурной политики просто необходимы, ведь все понимают: культурные преобразования — один из важнейших факторов развития территории. Привлекая общественность к принятию решений, министерство не только работает более выверенно, но и разделяет с обществом ответственность за свои решения.

Пересмотреть проекты и программы

— Будут ли пересматриваться какие-то нормативные акты или программы, что будет развиваться, а что — «сворачиваться»?

— «Сворачиваться» — наверное, слишком радикально сказано. Но ряд направлений будем корректировать. Сейчас идёт формирование бюджета на 2013‑2015 годы, и это удачное время, чтобы разобраться, какие направления можно оптимизировать, а какие нуждаются в активизации.

— Тогда давайте сформулируем иначе: какие проекты и программы вы считаете удачными, а какие — не очень?

— Однозначно будем продолжать работу по развитию художественного образования детей, в том числе в рамках программы «Семья и дети». Здесь мы сохранили лучшие традиции советской системы, и коллеги с Запада, знакомясь с нашими учреждениями художественного образования, признают: «У вас это работает лучше, чем у нас». По программе мы, в частности, ведём обеспечение музыкальных школ и школ искусств музыкальными инструментами, компьютерной техникой и пр. С 2013 года мы предложили увеличение финансирования этого направления.

Будем развивать проекты, направленные на гармонизацию национальных отношений, на модернизацию учреждений культуры, развитие молодёжной политики и внедрение современных социокультурных технологий развития...

Будет продолжаться проект по приведению в нормативное состояние объектов культуры. Планируем увеличить финансирование на сохранение и реставрацию наших памятников историко-культурного наследия. К сожалению, десятилетиями шёл процесс уничтожения и разрушения многих из них. Сегодня нужно срочно спасать и вдыхать «новую жизнь» в то, что у нас ещё осталось, чем мы можем гордиться и что может работать на привлекательность наших территорий.

Что будем пересматривать? Это прежде всего программа по развитию туризма, которая родилась четыре года назад. С тех пор появились новые тренды, которые мы планируем заложить в основу перспективной программы на 2013-2015 годы.

— Рассматриваете ли вы идеи и проекты, которые предлагали в разные годы многие известные пермяки, но которые по тем или иным причинам при предыдущих министрах попадали «под сукно»? Например, развитие бренда «Пермский период», о котором давно говорят директор турфирмы «Евразия» Сергей Минаев и декан географического факультета ПГНИУ Александр Зырянов. Или одобренная Общественной палатой Пермского края программа «Кино и социум» Павла Печёнкина, содержащая, помимо прочего, очень интересную (даже с экономической точки зрения) идею создания кинокомиссии — она тоже много лет лежит без рассмотрения. Ну и, конечно, инициативы писателя Алексея Иванова по «Горнозаводской цивилизации». Примеров много. Какая судьба их ждёт?

— Начну с того, что один из брендов, предложенных к развитию Алексеем Ивановым, уже активно развивается — я говорю о проекте «Кын-парк», где уже работают инвесторы и наше министерство. Эту работу сворачивать никто не будет, наоборот — мы видим, что благодаря участию в проекте «Пермский край — территория культуры» Кын становится одной из важнейших культурно-туристических точек Пермского края.

Что касается бренда «Пермский период», то напомню, что «Парк Пермского периода» уже создан два года назад при поддержке нашего министерства — в Очёре. Да, возможно, стоит говорить о создании чего-то подобного, но более масштабного, в Перми. Я готов обсуждать этот проект в любое время с любыми заинтересованными людьми.

Что касается программы «Кино и социум» и других инициатив Павла Печёнкина, то они уже перешли в практическую плоскость. С программой мы начали работать. Там содержится много интересных и полезных предложений по развитию документального, художественного кино, синтезу кино и образования.

По кинокомиссии достигнута принципиальная договорённость: в 2013 году она будет создана и станет частью большой программы развития кинопроизводства в Пермском крае. У нас есть для этого все возможности. Съёмочные группы из разных городов и стран работали в Кунгуре, в Чусовском районе, в Хохловке. Добавьте к этому Соликамск с его уникальным архитектурным ансамблем, Вишерский заповедник, уникальные ландшафты Коми-Пермяцкого округа и Лысьвенского района, тот же музей «Пермь-36»... С руководством «Мотовилихинских заводов» сейчас ведутся конструктивные переговоры о передаче части цехов для нужд города и края, под культурные реновации — там можно создавать и съёмочные павильоны, и музеи, и концертные площадки.

Заинтересованность киноиндустрии в том, чтобы работать в Пермском крае, есть. Вы верно упомянули об экономической составляющей работы кинокомиссии. Производство кино — очень дорогостоящий процесс. На примере работы над фильмом по книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил» видно, что один день работы группы стоит примерно 1 млн руб. Предварительные расчёты показывают, что на каждый затраченный на проект кинокомиссии рубль в экономику края может поступать до 5 руб., потраченных киногруппой. Даже затруднюсь привести пример, где в легальной экономике есть такой уровень рентабельности.

К перечисленным примерам добавлю ещё крупные инвестиционные проекты. Перед нами стоит задача вывести наш театр оперы и балета в тройку ведущих театров страны, наряду с Большим и Мариинкой. Будем продолжать работу над проектом Пермской государственной художественной галереи. Необходимо довести до логического конца проект реконструкции Музея современного искусства PERMM, начать реализацию проекта филиала Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Всё это — тоже новые задачи, или, во всяком случае, новый подход к имеющимся задачам.

— Будет ли пересмотрена «фестивальная» политика? Прежде всего будут ли вынесены уроки из «накладки» нынешнего лета, когда совпали «Сотворение мира» и Rock-Line? То, как этот урок усвоен, вам придётся продемонстрировать уже нынешней осенью — снова по датам проведения совпадают фестивали «Флаэртиана» и «Пространство режиссуры». Вообще, даже продюсер «Сотворения» Александр Чепарухин уже говорит, что Пермь «перекормили» фестивалями...

— Таких накладок необходимо, конечно, избегать. Фестиваль — это очень «длинный» проект с точки зрения логистики, организации, безопасности. Назначенные сроки почти невозможно «переиграть», поэтому нужно такие проекты разводить по срокам заранее.

Если мы грамотно распределим фестивали по времени, уверен, сами собой отпадут и разговоры о «перекормленности».

Смотрите: прошли очень насыщенные «Белые ночи», наступил июль — и мы видим спад активности культурной жизни в Перми... Фестивальный цикл в краевой столице можно и нужно распределить более равномерно. Причём как во времени, так и пространственно, включая не только центральные, но и отдалённые районы города. В этом смысле весьма показателен успешный опыт проекта «59 фестивалей 59-го региона», финансирование которого, кстати, мы планируем увеличить.

Доводить до конца проект «Культурная столица Европы»

— А что будет с самым громким начинанием последних лет — проектом «Пермь — культурная столица Европы»?

— Будем работать в этом направлении дальше, поскольку даже краткосрочная остановка на этом пути будет означать потерю для региона исторического шанса, который мы видим вполне отчётливо.

— Есть основания для оптимизма?

— Да, и довольно серьёзные. Мы включили в эту работу очень многих серьёзных людей и институций — как в России, так и в Европе. Подключились член Совета Федерации Андрей Климов, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. «За нас» — российское представительство Института Гёте, у нас много партнёров в Берлине, Брюсселе, Женеве и других европейских городах. Не без нашего участия Еврокомиссия сегодня работает над трансформацией ряда положений программы «Культурная столица Европы» с тем, чтобы Пермь и другие города России могли включиться в этот процесс.

— Какого рода должны быть внесены изменения?

— Здесь есть развилка, которая таит риски, в том числе и для нас. Можно попробовать «сделать исключение» только для Перми, как это делали некогда для Стамбула. А можно изменить положение программы, которое позволит делать заявки на «культурную столицу» любым городам Европы, независимо от членства страны в Евросоюзе. Второй путь, конечно, более правильный и справедливый, но тут у нас однозначно появляются конкуренты — например, Ульяновск, который с достаточно вескими основаниями в прошлом году был назван «культурной столицей стран СНГ». Нам нужно быть готовым выдержать эту конкуренцию.

Пока мы работаем как в том, так и в другом направлении, и я уверен, на каком-то из них точно случится «прорыв».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться