Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Что имеем — храним

Пермская художественная галерея опубликовала записки Натальи Скоморовской

Поделиться

Презентация книги «Из записок главного хранителя» прошла накануне открытия Дягилевского фестиваля — не лучшая дата, но издание — не из тех, что затеряются в потоке событий. Наталья Владимировна Скоморовская 27 лет проработала главным хранителем Пермской галереи. Через её руки прошли все экспонаты, которые хранились в коллекции галереи и пополнили её за эти годы; порой это были предметы с удивительной судьбой. Будучи человеком очень дотошным и увлечённым, Наталья Владимировна выясняла всё о каждой картине или гравюре, всё об их авторах, а когда была такая возможность — знакомилась с авторами.

Книга Скоморовской

Юлия Тавризян с книгой «Записки главного хранителя»

Её профессиональные, научные и человеческие интересы были разнообразны. Она увлекалась сценографией и много сделала для презентации работы художника в театре; чрезвычайно интересовалась народным декоративно-прикладным творчеством и практически создала в галерее коллекцию народной росписи по дереву; писала научные работы о художественном металле.

Обо всём этом она оставила воспоминания. Судя по всему, она не ставила перед собой задачу написания мемуаров: просто на быструю руку фиксировала факты, мысли, эмоции по следам событий. Всегда от руки, на разрозненных листах, не в тетрадках, быстро — чтобы не забылось, не стёрлось. Записки она складывала в папки. Сохранилось около 600 рукописных страниц бесценных исторических свидетельств, касающихся собрания главного музея Пермского края. Но что делать с этим богатством? Это ж разрозненные рукописные страницы!

Почти пять лет после смерти Натальи Владимировны её дочь, директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян, не могла приступить к разбору папок. В нынешнем году у Натальи Владимировны юбилей — 80 лет, и это послужило стимулом к изданию книги. В её подготовке приняли участие многие достойные люди: литературный редактор Елена Сушанек, которая героически разобрала рукопись и разбила на главы, дизайнер Вадим Зубков, издательство «Литер-А» во главе с Татьяной Курбатовой. Самым сложным было выбрать фрагменты для публикации: в результате тщательного отбора в книгу вошли самые драматичные сюжеты из воспоминаний Скоморовской, связанные с трагическими и переломными моментами истории, а также самые забавные, связанные с курьёзами музейной работы.

Как готовили юбилейную пушкинскую выставку. Как снимали документальный фильм с режиссёром Мариной Голдовской. Как ездили в Москву и Санкт-Петербург на закуп картин, как потом везли их без всяких страховок и спецтранспорта — в купейном вагоне. Как отправлялись в экспедиции, чтобы спасти иконы, интерьеры, предметы обихода в старинных деревнях Верхнекамья.

Среди героев книги — художники, искусствоведы, писатели (один из самых выразительных эпизодов — визит к Виктору Шкловскому); исторические персонажи: задолго до легализации фигуры адмирала Колчака, не говоря уже о фильме «Адмирал», Наталья Скоморовская заинтересовалась судьбой Анны Тимирёвой и её сына — художника, погибшего в годы Большого террора, и написала о них очерк, который по понятным причинам не мог быть в те годы опубликован. Произведения искусства — тоже герои, которые переживают приключения: «Мадонна с младенцем и Иоанном», написанная в начале XVI века в Италии, обретает имя автора — Андреа дель Сарто; иконостас работы Николая Рериха благодаря реставрации возвращает себе первоначальный облик; расписные интерьеры крестьянских домов, оставленных хозяевами, становятся музейными экспонатами.

Особый сюжет связан с необходимостью переезда галереи в новое здание: Наталья Владимировна напоминает различные эпизоды из истории этой темы — так, оказывается, галерею однажды чуть было не переселили в здание городской думы на ул. Ленина, 23.

Понятно, что такая книга должна быть богато иллюстрирована, и, действительно, в ней много фотографий: исторических, запечатлевших важные моменты в биографии Натальи Скоморовской, и художественных — репродукций картин.

Презентация книги, изданной небольшим тиражом в 500 экземпляров, собрала в галерее немало любителей искусства и редких книг. Разумеется, не обошлось без слёз: ведь и Юлия Тавризян, и заместитель директора галереи по научной работе Нина Казаринова, много лет дружившая со Скоморовской, и другие сотрудники музея говорили о близком человеке.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться