Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Надежда Булатова: все родом из детства

История успеха создательницы центра «Аистёнок»

Поделиться

Дети в Надежде Булатовой сразу признают свою: берут за руку, тянут играть, делятся секретами, при первой возможности садятся ей на колени. Дело не в её опыте, компетенциях и профессионализме (хотя и в этом тоже), а в том, что она тёплое солнышко, вокруг которого хочется погреться.

Взрослые тоже чувствуют её спокойную силу: Надежда Булатова — это человек, которому можно доверить самое дорогое, что есть у каждого из нас, — своих детей. Из писем благодарности родителей можно составить отдельную книгу: вся она будет про любовь и уважение.

Надежда Булатова возглавляет детский центр «Аистёнок» уже 26 лет. Она же его и создавала во времена, когда дикой была сама мысль платить за обучение.

Дети, которые учились в то, первое время, уже выросли. Сейчас они — предприниматели, руководители, есть даже министр, но главное, все они благополучные, успешные люди.

Это значит, всё удалось, всё было правильно.

В 1987 году Надежда Владимировна устроилась в детский сад с прагматичной целью — всё тогда было в дефиците, и места в детские учреждения тоже, а она ждала ребёнка. Но именно здесь она вошла в свою реку!

Булатова

На работу приходилось ходить к семи утра, иногда работать в две смены. Группы тогда были большими. Надежда и горки лепила, и стены сама раскрашивала, каждый уголок от пола до потолка! Гуашь смешивала с мылом, при тех скудных материалах что-то выдумывала… Ей очень нравилось заниматься с детьми. Да и сейчас нравится. Когда она объясняет методику, по которой в центре «Аистёнок» обучают детей, глаза её загораются, и так ловко, оказывается, можно складывать двузначные числа, так просто петь слоги, так всё весело выходит!

В детском саду ей постоянно доставалось за то, что полотенца не промаркированы, пыль на шкафчиках, и за то, что она вместе с детьми веселится.

«Ишь, профессор у нас, ещё хохочет с детьми!» — жаловались на неё коллеги. Да, большие женские коллективы — это всегда непросто.

Но в жизни Надежды никогда и не было ничего простого. Все трудности и невзгоды в конечном итоге шли ей на пользу, потому что она всё смогла преодолеть.

К примеру, когда родился её малыш, то в первые же дни врачи сказали, что, возможно, он не будет ни ходить, ни говорить — у него нарушены все функции. Но они не знали Надежду. Она стала искать, что делать... Изучала статьи, книги о физическом и интеллектуальном развитии детей и действовала: массажи, плавание, развивающие занятия, хваталась за любую соломинку, и результат не заставил себя ждать. Мальчик и пошёл, и заговорил, и учиться стал лучше всех! Сейчас, глядя на взрослого красивого мужчину, в которого он вырос, даже сложно представить, что когда-то он был как полешко, у которого не было даже сил перевернуться.

Булатова

Главное, что дала та ситуация Надежде, — у неё начался внутренний поиск, который не заканчивается и сейчас: она продолжает искать методики, которые бы развивали ребёнка, сберегали его здоровье, приносили ему пользу.

«Я бы не ушла из детского сада, но мне хотелось большего! Мне хотелось учить детей читать!» — говорит Надежда Булатова.

Заведующая детским садом отпустила её без отработки — понимала, что зарплата, которую Надежда здесь получала, совсем не соответствовала её квалификации и тому, что она делала.

Шёл 1992 год, вокруг делили акции, недвижимость и сферы влияния, а Надежда отважно бросилась в открытый океан частного образования, где на тот момент времени не было никого и ничего. Даже сформированной потребности!

Надежда Булатова:

— Нам пришлось, по сути, совершать революцию: люди привыкли, что образование в стране бесплатное. Родители не готовы были оплачивать обучение. Для этого должна была измениться ментальность. Сколько мы всего о себе наслушались! Такой натиск выдержали и осуждение! Но внутри себя я была абсолютно спокойна: нам же нужно было платить аренду, никто не давал нам деньги на оборудование и т. д. Всегда было тяжело, я не помню, чтобы были лёгкие времена.

И всё завертелось.

Где только не снимала «углы» Надежда для того, чтобы проводить занятия с детьми! Было дело, занятия велись в кабинете директора мехового ателье. Но в основном это были квартиры, комнаты в общежитиях, кабинеты в институтах. Офисных центров тогда ещё не было.

«Печально, но соседство с детьми не нравится людям. Мы поём, топаем, хлопаем. И дети у нас идут с родителями с утра до вечера. Помню, в общежитии института снимали комнату, так сосед магнитофон включал погромче, как раз когда идут занятия», — говорит Надежда Булатова.

Лучшей рекламой занятий в «Аистёнке» стало «сарафанное радио». Родители, дети которых учились здесь, делились своими восторгами с другими мамами и папами. Первых учеников привела Лариса Копысова. Юлия Кузяева, член совета директоров санатория «Демидково», тоже всех своих троих детей отдала в «Аистёнок» и многое сделала, чтобы об этом чудесном месте узнали и другие родители.

Дело в том, что здесь всё направлено на развитие ребёнка. Доброта, терпение и сострадание — краеугольные камни обучения в «Аистёнке». Назойливые приставания категорически запрещены. Даже из-под стола ребёнок всё равно всё услышит, и когда его имя будут «пропевать», выглянет да посмотрит.

И вот ещё что. Здесь никого никогда не ругают.

Сложно бывает это отстоять! Не всем родителям нравится, что детей здесь не заставляют и никогда на них не кричат. «Вы должны быть пожёстче с моим сыном, вам нужно его переломить», — такое не раз слышали педагоги «Аистёнка» от родителей. Нет! Здесь учат по-другому — есть методики гораздо эффективнее крика и переламывания.

Надежда Булатова:

— В 1990-е всё начиналось с обучения собственного ребёнка. Люди узнавали об успехах сына и приводили своих детей. Я порхала от счастья, что занимаюсь тем, что мне очень нравится! И обустройство центров внутри складывалось из потребностей родителей и детей. Переодевает дедушка внучку и говорит: «Хоть бы скамеечку поставили!» Ага, покупаем скамейки и стулья, чтобы было удобнее.

Частных учреждений не было, поучиться, посмотреть было негде. Всё выстраивалось из потребностей и спроса. «То, что вы делаете уже 20 лет, ещё только витает в воздухе! Только появляются регламентирующие документы», — сказала однажды Татьяна Ежова, в прошлом заведующая РОНО Свердловского района.

Но «Аистёнок» всё преодолел, всё выдержал.

К этому времени пермский «Аистёнок» уже был лидером в стране по детскому дошкольному образованию. Их всегда в пример ставили, особенно педагог Зайцев, чью методику они творчески развили и поставили в основу всего педагогического процесса. Он во всех городах об «Аистёнке» рассказывал и считал пермский «Аистёнок» лучшей площадкой в стране. А уж на семинарах «зайчистов», которые проходили в Москве, куда приезжали со всей страны и ближнего зарубежья, пермяки были самыми почётными гостями. Всем на выступления давали по 15 минут, а нашим по два часа!

В 2011 году в «Аистёнке» открыли садик по многочисленным просьбам родителей — целые делегации от них ходили! А в 2015-м «Аистёнок» шагнул за рубеж: была продана первая франшиза — в Дубае (ОАЭ) открылся центр дополнительного образования, где работают по тем же методикам, что и в Перми.

В этом году пермский «Аистёнок» стал победителем Всероссийского конкурса социального франчайзинга! Целью конкурса был поиск перспективных франшиз, которые можно было бы тиражировать на всю страну.

И ещё одна важная победа этого года: открылся детский сад в «Демидково».

К слову, если к детям Надежда Булатова испытывает любовь, приятие и неназидательность, то к сотрудникам предъявляются требовательность и ещё раз требовательность! Там контрольные по цитатам великих людей пишут! Уроки снимают на видео, потом разбирают. Сама Надежда тоже приходит на уроки.

Надежда Булатова:

— Смотришь урок, и очень хочется выйти к доске и самой всё провести! Мне до сих пор это безумно нравится. Я тоскую по этому. Но сейчас много административной работы, и я первый год не преподаю. Учитель учит собой, своим примером и всем своим обликом, глаза в глаза, от сердца к сердцу. У нас «олимпийские игры» каждое занятие: нужно выдать результат. И праздник каждый день. Ребёнка нужно вдохновлять. И артистом нужно быть, и сердцем большим, и импровизировать, и уметь трудное для ребёнка сделать лёгким. И к каждому подход найти. С детьми всё всегда непредсказуемо! И очень ответственно. Всё родом из детства. Важны каждая мысль, каждое слово, каждое действие, каждый взрослый в жизни ребёнка!

Сейчас в «Аистёнке» работают 35 педагогов, которых здесь же и обучают профессии. Можно смело сказать: все они благополучны и успешны. У них есть уважение к профессии, они гордятся тем, что учителя.

«Было время, что при знакомстве люди теряли ко мне интерес, когда я говорила, что учу детей читать», — рассказывает Надежда Булатова.

Повышение престижа профессии учителя — вот так можно сформулировать ещё одну заслугу Надежды Булатовой.

И напоследок: Надежда Булатова почти всех детей, что обучила за эти 26 лет, помнит по именам. Родителей не всех, а детей почти всех. А уж дети-то её помнят абсолютно точно все. «Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра», — как поётся в одной известной песне.

У «Аистёнка» множество наград и грамот, побед и успехов, но, пожалуй, главная заслуга этого образовательного центра — искренняя любовь детей и благодарность родителей.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться