Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Школа без школы: как это работает

«Акселератору талантов» восемь месяцев

Поделиться

«Акселератору талантов» восемь месяцев. Несмотря на пока еще «младенческий» возраст, в практике уникальной площадки уже есть ребенок, освоивший учебник за два дня вместо отведенных на это девяти месяцев. «Это экстремальный случай», — признает автор проекта Вера Пупырева. На самом деле программы акселератора рассчитаны на обычных детей, которые могут при помощи взрослых научиться включать в своем сознании некую «кнопку» и поражать окружающих результатами творческого подхода.

Психолог и педагог с почти тридцатилетним стажем пояснила причины появления в обучении «новых скоростей».

— Вера Геннадьевна, можно объяснить на примере суть действия этой волшебной «кнопки»?

— На площадке «Акселератора талантов» работает летний лагерь для детей в возрасте шести -десяти лет. И просто поразительно, насколько им тяжело в пространстве, где на них не «давят», где хотят с ними договариваться. У ребят нет такого опыта общения в принципе. Сосредоточенности хватает на пять — десять минут, затем начинается «броуновское движение», а попросту — полный хаос.

Между тем, согласно всем психологическим концепциям, дети в этом возрасте уже точно должны владеть самоорганизацией и самоконтролем, уметь слышать другого не потому, что у него есть статус (учитель, родитель), а оттого, что находящегося рядом человека полагается слушать. Согласно всем базовым психологическим концепциям, дети в этом возрасте уже могут обладать такими навыками . А они их не имеют. Мы видим колоссальный разрыв между биологическим возрастом первоклассников — второклассников и их поведенческими стереотипами. Они представляют собой зачастую в эмоциональном, социальном и личностном плане сообщество детей не старше четырех лет. Хотя любознательны, активны и в школе вполне могут быть отличниками.

В ситуации хаоса есть два стандартных приема — «наехать» на детей и их построить, или же все сделать за них. Мы не делаем ни того, ни другого, и у ребят это вызывает культурный шок. Хотя при этом свобода всем нравится и создает комфортную атмосферу.

Когда подводятся итоги дня, становится ясно: «броуновское движение» не мешает детям услышать вещи, которые (во взрослом понимании) можно усвоить только сидя за столом и преданно глядя в глаза преподавателю. Это эффект «впитывающего разума», который Мария Монтессори открыла сто лет тому назад.

— То есть, вы предлагаете другие способы освоения информации?

— Мы организуем сервис персонального образования. Летний лагерь — это «проба пера», ситуация пилотного включения в новый формат педагогов и детей. Мы понимаем, что сначала участникам проекта придется пройти курс реабилитации (у каждого ребенка он будет свой), выровнять точки баланса, потому что мы видим, насколько велики разрывы между тем, что от ребенка требуется, и тем, что он реально может.

На нашей площадке сама логика дня выстроена таким образом, что ребенок может погрузиться в какую-то тему, ее исследовать с помощью разных инструментов в бурном живом процессе. Так он больше слышит себя, больше замечает обучающих материалов, которые находятся вокруг него, и понимает, что он может с ними сделать. Во второй половине дня дети вместе с руководителями выходят в разные городские пространства. Например, в музеи, на выставки. Наша модель базируется на очень простом формате: то, что я узнал в специальном пространстве, мне важно увидеть еще и в большом мире, где явление реально существует.

У нас есть своя образовательная модель мира, которая формирует иной опыт. Навык гибкого, мобильного переноса того, что я узнал в теоретическом поле, в прикладное пространство — это для современных детей мега важная история.

— Проект акселератора «Школа без школы» — альтернатива детсаду и стандартному школьному образованию?

— В обычной школе за тебя думают. Там есть учебный план, задача ученика — красиво его выполнить. То есть, сделать все, что придумали за него.

Еще недавно казалось, что педагог при любой формации точно не останется без работы. Но мы видим: то, что делает сегодня даже высококлассный учитель старого формата, легко может сделать робот. Например, в Калифорнии действует экспериментальная начальная школа, где в рамках базовой программы детей обучают роботы. В итоге существенно растут результаты. На вопрос, почему это происходит, дети отвечают: робот может повторить одно и то же несколько раз, и при этом без отрицательных эмоций. В такой ситуации ученик не чувствует себя неловко.

Взрослым сложно оторваться от многовековой истории про классно-урочную систему. Мы сами в ней учились, и, кажется, даже стали успешными. Но, приводя такие аргументы «за», мы, как минимум, выпадаем из реальности. Мир сильно изменился. Наши собственные привычки начинают сегодня работать против нас. Образовательные стереотипы ведут в тупик, куда мы идем вместе с детьми.

Дети говорят: создайте нам пространство, дайте нам другие возможности. Это мы видим по ребятам, с которыми встретились на этапе старта нашего проекта. Они способны удивлять и педагогов, и родителей. Они могут в другие сроки осваивать школьную программу с помощью двух инструментов: компьютера и собственной головы, которой наш тьютор помог включить программу самообучения.

Наша задача — научить включать эту «кнопку», которая есть в каждом из нас, и не одна. Их целый спектр — эмоциональных, интеллектуальных. Ребенок понимает, что при обилии информационных ресурсов, возможностей неформального образования он в состоянии выполнить государственную программу за другое время, другими способами и быть при этом достаточно успешным с точки зрения даже формальных параметров. При этом у него появляется время для того, чтобы понять свои потребности, осознать, куда двигаться дальше в этой жизни.

Уметь соотносить то, что хочу я, с тем, что хотят от меня другие (государство, общество различные социальные институты) — это жизненная аналитика, которая формируется только тогда, когда человек начинает жить реальностью. Этому невозможно научиться, прочитав курс основ самоорганизации. Если человек не начнет действовать, проживать весь этот цикл, и с ним рядом не окажутся взрослые — учителя, родители, которые принимают его индивидуальную историю, ничего не получится.

Мы готовы совместно разработать трек индивидуального развития, состоящий из освоения школьной программы, занятий за ее пределами, развития личных способностей и талантов. Это так называемый «образовательный конструктор», без которого не вписаться в историю под названием «образование в течение всей жизни».

— А как с освоением необходимого объема знаний?

- В нашей школе другая скорость усвоения материала. Есть дети, с которыми мы этот путь уже прошли, просто показав, как это работает. Дети просто находят на открытых ресурсах в компьютере необходимую информацию, сами себя тестируют и получают отличные оценки. Умение человека критически мыслить и фильтровать информацию является одним из базовых навыков новой грамотности. К сожалению, в обычной школе этому не учат.

В принципе требуются две недели, за которые мы можем через индивидуальные практики с тьютором, через практики с участием родителей добиться результата. Ребенок начинает понимать, что время — это капитал, и его можно инвестировать более эффективно. Если у тебя нет навыков, которые приносят ценность в этот мир, мир тебе не вернет потраченное время в виде финансового результата.

Пока ребенок в школе, у него нет времени над этим задуматься. В Германии, Японии, Великобритании в учебных планах школ есть уроки критического мышления, есть уроки счастья, уроки эмоционального интеллекта, когда детей учат слышать себя и, разумеется, других.

— То есть, вы отрицаете существующее школьное образование?

— Меня удивляет, когда люди начинают осуждать существующую систему образования, хочется задать вопрос: «а мы с вами откуда?». Мы выросли из старой школы, но видим сегодня, что там есть ограничения. Давайте совместно будем решать эти проблемы. Потому что, во-первых, время пришло. Во-вторых, есть понимание, что надо что-то предпринимать. И радостная новость — действующий закон об образовании это позволяет.

Да, это новая практика. Это новый опыт. Но когда заходишь в него не один, а с людьми, готовыми двигаться в том же направлении с едиными целями и смыслом, гораздо проще преодолеть ограничения. Проект создает это пространство для образовательного диалога, и не на уровне пустых рассуждений.

Наш «образовательный конструктор», набор тех инструментов, которые могут стать частью индивидуального трека, очень разнообразен. Например, есть «распределенный класс»- гибкий формат освоения школьных программ и практик дополнительного образования. Дети будут приходить для решения конкретных задач на площадку Монтессори-офиса, или площадку детского центра IT —технологий Codologia, или клуба (ай) lоve English», с которым мы будем развивать языковую тему. Или в клуб «Айкидо Династия», развивающий центр «Три кита» и «Дом музыки». Это будет интеграция разных практик, многих интересных людей, которые объединились на основе понимания, что проект «Школа без школы» невозможно реализовать в одиночку.

Мы не делаем самую крутую историю, потому что игры в крутизну — это игры из прошлого. Это игры про псевдоконкуренцию, в которую привыкли играть, потому что нет другого опыта. Мир движется по другим траекториям. Нам нужно кооперироваться, находить точки взаимных интересов.

Есть государственное и негосударственное образование. Мы выходим на сотрудничество со школами-партнерами, при участии которых будет реализовывать трек индивидуального развития , как совместную историю. Это разумное использование возможностей и ресурсов. Мы можем дать образованию инновационные практики и форматы, от государственной системы можно получить другие ресурсы с точки зрения аттестации, создания их специалистами совместных проектов. Время для этого пришло.

— Есть серьезные проблемы, с которыми приходится сталкиваться?

— Основным ограничителем, о котором говорят неравнодушные родители и педагоги, является то, что мы показываем детям модель прошлой жизни. Получается, что жизнь сама по себе, а школа — сама по себе. И эта пропасть очень велика. Ее можно преодолевать, каждому — своим способом. Формировать свою собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни — это базовый навык. А как это делать, если в то время, когда программируется психика человека, максимально закладывается потенциал (до 10-12 лет), ребенок вообще не получает опыта конструирования собственной образовательной истории.

Мы совместно с инвестором хотели бы создать пространство, пусть сначала небольшое, в котором все паззлы сложились бы лучшим образом, при этом понимая, как будет развиваться проект дальше. Сделать так, чтобы такие пространства появлялись еще и еще, находились люди, педагоги и родители, которые видели, как это интересно — выходить за известные границы и познавать новое. Не убивать классно-урочную систему, а развивать свою историю. Нужно сделать то, что когда-то сделал Ян Амос Коменский несколько сотен лет тому назад: найти идею, из которой сложится другая система, которая будет более созвучной и гармоничной тому, что называется жизнь.

— Каковы потенциальные потребители ваших услуг?

— Мы работаем с детьми любого возраста и с взрослыми, потому что трек индивидуального развития — это образование себя. Формирование себя, как человека. Смысл педагогики Монтессори — помочь человеку обрести свой собственный дух. А дух — это смысл: что я делаю и почему, зачем и с кем. И это, в нашем понимании, и есть патриотизм. Если задумываться над тем, почему ты родился в этой стране, живешь в этом городе, то разумный человек понимает, что в этом заложен свой смысл. И он начинает его постигать. Это — принятие. Это часть прикладной истории про эмоциональный интеллект. Да, не лучшее лето в этом городе. Но есть масса других увлекательных вещей, которые дают вкус жизни, возможность самому дальше расти. Потому что это моя среда, и я могу влиять на то, что будет происходить рядом со мной.

Монтессори - инструмент развития самостоятельности, но не в противопоставлении, а в единении с собой и с миром. Это очень хороший инструмент, направленный на развитие целостной модели человека.

— Много ли родителей разделяют вашу позицию?

— Тех, кто готов к действиям, примерно 5%. Просто интересующихся — около 15-20%. Это те, кто уже задумывался над проблемой, но им пока страшно. Когда у нас будет не два-три ребенка, с которыми мы прошли этот маршрут, а 50 (а мы уверены, что за 2018-2019 учебный год так и произойдет), это будет полный эксклюзив. Это будут самые сильные дети, но с большими сложностями. Потому что они увидят возможность намного уменьшить присутствие школы в жизни или вообще обойтись без нее. И сделать это не хлопнув дверью, а в нормальном диалоге. Следующая волна таких учеников может быть очень впечатляющей.

— Есть люди, которые готовы инвестировать в подобные проекты? Это интересно для бизнеса?

— Я представляла проект «Акселератор талантов» на площадке «Разведка боем», который создан неравнодушными пермяками. Наша «Школа без школы» — продукт бизнеса. Пять человек заинтересовались идеей. Бизнес — это история не только про деньги, а про ценности и вклад в развитие мира. Так говорила Мария Монтессори.

В то же время многие понимают, что этот проект может быть тиражируемым.

Инвесторам интересно, что мы создаем новую модель, которая будет постепенно расти во взаимодействии с существующими форматами. Ко мне уже обращались люди из Москвы, Екатеринбурга, Уфы с вопросом, будем ли мы развивать проект в других регионах. Время пришло не просто говорить о том, что надо все менять, а действовать.

— У вас нет сомнений в правильности избранного пути?

-Нам бывает страшновато, когда оцениваем, на что замахнулись. Мы тоже открываем для себя новые грани, новые формы, но верим, что дорогу осилит идущий. Пока не начнешь действовать, не найдешь тот вариант, который будет оптимальным для определенного отрезка времени.

Скорости, которые были в моей 28 — летней работе психолога и педагога в государственной системе и сегодняшние — это две разные скорости. В прошлой жизни были классные моменты, это была хорошая школа. И она стала отличной почвой для того, чтобы сейчас прийти к другому пониманию смыслов. Основная проблема педагогики — мы пытаемся втюхать в сознание детей картину идеального мира. Но при этом мы сами в него не верим. Поэтому всем тяжело — детям, педагогам, родителям. Есть иллюзия, что жизнь — борьба, и некогда остановиться, чтобы понять: идеального мира просто нет. И хорошо, что его нет. Потому что наш несовершенный мир — это прекрасная «Школа без школы», в которой есть ресурс для меня, а я — для него.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться