Дама без камелий
Фрагмент спектакля «Анна Каренина» в Пермском академическом Театре-Театре
Алексей Гущин
newsko.ru
Первая работа Владимира Золотаря в Пермском академическом Театре-Театре стала эмблемой творческой программы режиссёра: отныне Театр-Театр будет заниматься интерпретацией русской литературной классики с точки зрения ХХI века. Начало этому положил, впрочем, вовсе не Золотарь, а Филипп Григорьян со своим нашумевшим «Горем от ума» — попытка не просто удачная, но и оказавшаяся в тренде того, чем стала сегодня пермская «драма». Недаром главный режиссёр театра, замыслив постановку «Анны Карениной», того же Григорьяна призвал в качестве художника-постановщика. В результате у двух спектаклей обозначилось много общего: и достоинства, и проблемы.
Филипп Григорьян как художник тяготеет к избыточности, к пышности. Здесь же чувствуется, что режиссёр стремился укротить его фантазию, свести видеоряд к современному элегантному минимализму. В результате спектакль получился очень красивым — два часа пиршества для глаз. Сцена как будто расширилась и наполнилась воздухом благодаря постоянному присутствию огромного панорамного окна, за которым — то даунтаун безымянного мегаполиса, то морской берег. Это не декорация, а очень красивое видео: пейзаж живёт, волны шумят... Обстановка аскетична, но аскетична дорого — это жизнь очень богатых людей, причём не нуворишей, не «новых русских», а богатых с историей и со вкусом, не тяготеющих к мишуре и побрякушкам. Столь же стильно подобраны наряды. Всё: от атласных халатов до вечерних платьев — художница по костюмам Галина Солодовникова не шила, а закупала в бутиках. Ей бы персональным байером работать — отбою от клиенток не было бы!
В этих интерьерах органична, как рыба в воде, спортивная худощавая блондинка по имени Анна. Актриса Наталья Макарова, вывезенная Золотарём из Нижнего Новгорода, предстаёт перед зрителем в образе современной независимой дамы, умной, самостоятельной, знающей себе сцену. Уже первое её появление говорит о ней чуть ли не всё: сначала из ванны появляется красивая нога, а затем и вся обнажённая натура. Каждое её движение — то, как она принимает ванну, одевается в махровый халат и выходит на террасу над морем, говорит: «Я этого стою». И возникает впечатление, что затея режиссёра удалась: он нашёл Анну — настоящую героиню современной драмы, стало быть, и история Анны вполне может вжиться в современность. А дальше...
Дальше спектакль начинает сопротивляться постановщику. Сопротивляется социальная фактура толстовского времени: фраза «Он не даёт мне развод!» никак не вяжется с той героиней, какую нам явили в начале спектакля. Эта Анна в жизни не стала бы ждать, чтобы ей «дали развод» — пошла бы в суд и развелась. И таких моментов множество. Хочется их списать на «театральную условность», но не получается — неправда так и лезет из несоответствия сюжета обстановке.
Понятно нежелание Владимира Золотаря рядить героев в кринолины, но оказывается, что проблемы толстовских героев всё-таки не всегда так современны, как хотелось бы.
Может, режиссёру и удалось бы заставить зрителя поверить в историю Анны Карениной XXI века, если бы его не подвёл главный герой. В своём интервью (см. «Новый компаньон» №16 от 15 мая 2012 года) Золотарь сказал, что не возьмётся за постановку «Трёх сестёр», пока не поймёт, кем были бы в наше время те офицеры, что приходят в дом к Прозоровым. В «Анне Карениной» он свой принцип не выполнил: не понял, кем мог бы быть в современности офицер Алексей Вронский.
В «Анне Карениной» Театра-Театра Вронский — никто. Мелкий, невыразительный, лишённый социального статуса... Что-то подобное произошло с Чацким в «Горе от ума» Филиппа Григорьяна, именно это и позволяет говорить, что у двух спектаклей есть общие проблемы.
Вронского играет Максим Новиков, который, как и Наталья Макарова, «импортирован» из Нижнего Новгорода. При этом в труппе театра есть как минимум пять более убедительных Вронских... Впрочем, не стоит обвинять режиссёра, который хочет работать со знакомыми артистами. Хуже то, что нет никакого психологического оправдания внезапной страсти героини к этому... молодому человеку (его даже хлыщом не назовёшь, недостаточно противный). Между ними нет никакой «химии», да и какая «химия» может возникнуть между кем бы то ни было и юношей, который абсолютно все фразы, в том числе «Она умирает», произносит с одной и той же интонацией плохо обученного школьника из самодеятельного спектакля?
Единственная существенная характеристика этого персонажа — его возраст: Вронский в этом спектакле вопиюще молод. Что ж, вот как раз это похоже на правду: с женщинами постарше такое случается, это ни для кого не секрет. Но даже в очень молодом человеке должно быть что-то впечатляющее, чтобы в него влюбиться. А в этом — ничего.
Страсть Анны к Вронскому в этих обстоятельствах — чистейшее безумие. Именно так её и трактуют Наталья Макарова и Владимир Золотарь. Анна сходит с ума: кричит, швыряется едой, начинает «закидываться» таблетками, как доктор Хаус, и бросается под паровоз в состоянии полного неадеквата. Это, наверное, правильно: трудно поверить, чтобы сильная современная дама, мать двоих детей, вдруг покончила с собой, будучи в здравом уме.
Всё это не вызывает сочувствия у публики. В вечер премьеры аплодисменты после окончания спектакля были лишь вежливыми. Искренние аплодисменты раздавались в адрес «второстепенной» пары: Китти и Левин (Ирина Мальцева и Олег Шапков) сыграны с таким теплом и лёгким юмором, что вызывают самые положительные эмоции, и публика не стесняется их выражать.
Если история Анны Карениной — мелодрама, то Китти с Левиным — герои лирической комедии. Кинематографические жанры приходят в голову не случайно: спектакль Золотаря на удивление похож на фильм. Вплоть до того, что в некоторых эпизодах (так и хочется написать — «в некоторых кадрах») появляется рапид — замедленное движение, которое добавляет сцене выразительности.
В том, что касается сценической выразительности, постановщик показывает истинный класс. Когда речь заходит о самых трудных, рискованных моментах, режиссёрская изобретательность всегда на высоте. Особенно красиво и остроумно решена сцена грехопадения Анны, ну и, конечно же, паровоз, которого все ждут с опасливым нетерпением, ведь финал истории ни для кого не является неожиданностью.
Звуковое сопровождение спектакля прекрасно — как и положено в мелодраме. Неоднократно звучит (в том числе в живом и очень красивом исполнении Анны Сырчиковой) ария Виолетты из «Травиаты» Верди. В уже упоминавшемся интервью «Новому компаньону» Владимир Золотарь утверждал, что Анну Каренину зритель не должен воспринимать как «даму с камелиями», однако сам лукаво наталкивает публику на эту ассоциацию, делая лейтмотивом спектакля мелодию из оперы, написанной по сюжету «Дамы с камелиями» Дюма-сына. Эта незатейливая культурологическая игра, конечно же, добавляет спектаклю шарма.
Словом, «Анна Каренина» Театра-Театра — это, конечно, «зачот», пусть и не полная «пятёрка». И всё же спектакль «не попал» в публику: ревнители хрестоматийной классики не одобрили режиссёрских вольностей, а для молодёжи, которая как раз вольности приветствует, здесь нет приманки, какой была в «Горе от ума» Зоя Бербер: ведь там публика ломилась не на Чацкого, а на Леру из «Реальных пацанов».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.