Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Спать или не спать?

Эту дилемму завсегдатаи Дягилевского фестиваля решают однозначно

Поделиться

За время проведения XII Международного Дягилевского фестиваля было выпито 5000 стаканчиков кофе — и это только в фестивальном клубе; а ведь кофе пили и в шатре во дворе Дягилевской гимназии, где проходила чуть ли не треть фестивальных событий, и в кофейне напротив Пермской художественной галереи в три часа ночи, когда заканчивался последний ночной концерт... Или первый утренний? Сложно было понять. Словом, без кофе, отпуска и социальных сетей фестиваль было не пережить.

Лунный Пьеро

Элени-Лидия Стамеллу в перформансе «Лунный Пьеро»
  Никита Чунтомов

Театральный крен

Дягилевский фестиваль проводится с 2003 года, но в ежегодном режиме — с 2011 года, когда к руководству им приступил Теодор Курентзис. Ежегодный режим — принципиальная установка худрука, и это довольно жёсткое расписание: к подготовке очередного фестиваля приступают, когда предыдущий ещё не кончился, ведь у хедлайнеров событий такого уровня выступления на годы вперёд расписаны. Неудивительно, что каждый фестиваль имеет особенности, проистекающие из объективных обстоятельств.

Так получилось, что нынешний Дягилевский фестиваль получил очевидный театральный крен: концертов, особенно масштабных, было меньше, чем год или два года назад, зато было много перформансов и театральных постановок: от классического спектакля Робера Лепажа «Иглы и опиум», поставленного ещё в 1991 году и обновлённого в 2013-м, и до новинок, родившихся буквально на фестивале, как остроумно сказал один из инсайдеров, «у Теодора на кухне». Понятно, что и самые сильные потрясения, и самые сильные разочарования преподнесла именно эта сфера.

Из потрясений, кроме «Жанны на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса, о которой «Новый компаньон» уже писал подробно, номер один — хореографический спектакль Алена Плателя Nicht Schlafen, название которого — «Не спать!» — стало фестивальным мемом. Бельгийский хореограф и его группа Les Ballets C de la B не впервые в Перми: их спектакль C(h)oeurs, что можно перевести как «Хоры/Сердца», получил Дягилевскую премию (её тогда ещё вручали) и был показан на фестивале 2014 года. Как и C(h)oeurs, «Не спать!» стал самым масштабным событием фестиваля и вызвал самые горячие споры.

Думается, многое проясняет интервью Плателя, опубликованное в этом же номере «Нового компаньона»: «Не спать!» — это спектакль о природе ритуала от древности до XXI века, о глобальном человечестве, о причудах и радостях мультикультурности, о том, что природа искусства едина, будь то музыка Малера или конголезские песнопения. Девять героев этой постановки проходят причудливый, полный надломов и внезапных поворотов путь от дикости к радости единения, к принятию друг друга. Единение тотально: танцовщики выходят, выпрыгивают и выползают в зал, братаются со зрителями, обмениваются деталями одежды, вытаскивают зрителей на танец... Финал спектакля — торжество веселья и лёгкости. Разумеется, пережить это счастье могут лишь те, кто к этому готов.

Последнее утверждение подходит ко многим спектаклям и перформансам фестивальной программы: многие из них требовали подготовки или хотя бы внутренней готовности принять «странное». Легче прочих воспринимались уже упомянутые «Иглы и опиум» — простой и трогательный рассказ о Жане Кокто, Майлсе Дэвисе и современном артисте, связанном по работе и по жизненным обстоятельствам с тем и другим. Рассказ простой по сути, но виртуозно сделанный и актёрски, и технически. Когда главный герой растворяется в звёздной вселенной постоянно меняющейся сценической реальности, в зале раздаётся дружное «Ах!».

Выступление культовой дивы американского авангарда Мередит Монк с музыкальным перформансом Cellular Songs было рискованным предприятием, но оно удалось: невероятные вокальные техники, позаимствованные у коренных жителей Америки, покорили пермяков, которые тихо и почти не включая телефоны полтора часа слушали магические завывания, прищёлкивания и другие экзотические звуки, производимые пятёркой певиц преклонного возраста.

Сложнее писать о неудачах, но придётся: ведь они тоже были. Непонятно, чем руководствовались отборщики фестиваля, включая в него перформанс Изабеллы Караян «Госпожа Смерть встречает господина Шостаковича». Именем исполнительницы — прямого потомка Герберта фон Караяна? Возможностью исполнить камерные произведения Шостаковича? Актуальностью темы? Любая причина недостаточна для того, чтобы на фестивале в России читать русскую поэзию начала ХХ века на немецком языке. Правда, струнный квартет солистов оркестра MusicAeterna и пианист Алексей Зуев Шостаковича играли прекрасно, и это спасло всю историю.

Перформанс присутствовал на фестивале не только в отдельных спектак­лях, он пронизывал всю его ткань. Приходишь на «Лунного Пьеро» Шёнберга — и приходится подождать часик в фойе частной филармонии «Триумф», где тут и там стоят неподвижные фигуры с закрытыми глазами: перформанс такой. На ночном камерном концерте в Доме Дягилева посреди выступления струнного квартета вдруг из зала поднимаются прекрасные барышни в вечерних платьях и молодые люди в строгих костюмах с маленькими фонариками, которые начинают совершать странные перемещения... Перформанс в постановке Лилии Бурдинской. Приходишь на концерт в Органный зал — а там поют, пляшут и активно вовлекают в веселье зрителей разноцветные ребята из Центра Ежи Гротовского.

Любовь Теодора Курентзиса к перформансу была очевидна: в этом жанре состоялось, например, исполнение «Лунного Пьеро» Арнольда Шёнберга самим Курентзисом, сборным инструментальным ансамблем и певицей Элени-Лидией Стамеллу, и если исполнение было безупречным, а певица невероятной, то к режиссуре Нины Воробьёвой, довольно манерной и слегка избыточной, есть вопросы.

Мировая премьера сочинения молодого композитора Алексея Ретинского «Камилла», навеянного судьбой и творчеством Камиллы Клодель, тоже превратилась в перформанс: хореограф и танцовщица Анна Гарафеева, используя пластическую технику буто, показала, как её героиня мучительно создаёт себя — скульптор, модель и творение в одном лице. Жаль, что история плохо рифмовалась с жёстким электронным саундом, а пластический приём и мысль были явно недостаточны для спектакля продолжительностью час с лишним.

Впрочем, Алексей Ретинский, как оказалось, может писать не только электронную музыку, как показал ночной концерт хора MusicAeterna... Но здесь мы затрагиваем уже иную тему.

Ночи и дни

Именно в таком порядке — «Ночи и дни», не наоборот. Ночь — главное время на фестивале, именно ночью исполняются лучшие камерные концерты, ставшие «фишкой» и традицией Дягилевского фестиваля. Культовый статус и небольшое количество мест в Пермской художественной галерее сделали ночные концерты здесь чуть ли не легендой. Это действительно прекрасно и незабываемо: быстрый проход публики через тёмные музейные залы, подъём под купол, к «пермским богам», торжественный выход хористов в тёмных балахонах — и никаких аплодисментов.

Хор MusicAeterna исполнял духовные песнопения Алексея Ретинского Salve Regina и Regina Coeli, но начали с сочинения композитора XII века Хильдегарды фон Бинген, может, чтобы показать корни в современной духовной музыке, подчеркнуть традицию. Действительно, традиция в хоровых произведениях Ретинского, где солисты перекликаются, как птицы, а современная перкуссия звучит, как церковные колокола, сильна и удивительно сочетается с новыми находками. Ночные залы Пермской галереи — наилучшее место для исполнения этой музыки, равно как и для минималистических произведений Арво Пярта, которые прозвучали на концерте постоянного участника Дягилевского фестиваля — Московского ан­самбля современной музыки.

А потом — кофе и рассвет на Каме...

Не спать

Сцена из хореографического спектакля «Не спать!»
  Антон Завьялов

Главные события в Доме Дягилева тоже происходят ночью: здесь каждый год фестивальная публика возлежит на коврах и подушках во время традиционного Pianо-gala — концерта-энигмы, программа которого становится известна только после окончания. Обычно пианисты — участники события выходят по очереди и играют, что хотят, но на сей раз в зале стояло сразу четыре рояля, и Алексей Зуев, Александр Мельников и Вячеслав Попругин под руководством профессора Алексея Любимова два часа исполняли некое произведение в восемь рук. Произведение было отчаянно минималистическое и казалось бесконечным; неожиданный финал — без всякого намёка на коду — лишь подчеркнул его принципиальную цикличность и нескончаемость: можно было бы продолжить и дальше, а можно было оборвать гораздо раньше...

Как выяснилось, играли Canto Ostinato Симеона тен Хольта, и заинтересованная публика охотно осталась во втором часу ночи вместе с музыкантами порассуждать о творчестве композитора.

Минимализм был главным стилем на большинстве концертов фестиваля. Произведения Альфреда Шнитке и Павла Карманова звучали наряду с опусами Моцарта и других классиков на концерте Chamber Musica Aeterna — ещё одном концерте-энигме, настоящем ребусе для слушателей-знатоков, которые пытались определить, что же всё-таки звучит. Моцарта-то сразу определили, а вот Карманова приняли за кого-то из американских минималистов.

Впрочем, как и положено на Дягилевском фестивале, музыка звучала самая разная: старинная, этническая, романтическая, хоровая, джаз, госпел, техно, диджей­ские сеты... Фестиваль — он для всех, лишь бы не было лень не спать ночью.

Однако и здесь нашёлся компромисс: впервые у зрителей фестиваля появилась возможность послушать музыку и одновременно выспаться. Композитор Николай Скачков и альтист Сергей Полтавский несколько ночей подряд играли с 23:00 до 07:00 в концертном зале отеля «Урал», где вместо кресел были установлены кровати. Зрители спали, судя по отзывам в соцсетях, крепко и с удовольствием.

Если ночь — время серьёзной музыки, то день — время фестивального клуба. Четвёртый год подряд на площади перед театром воздвигается этот шатёр, где собираются взрослые и дети, чтобы творить, общаться, веселиться и развиваться. В этом году, согласно официальной статистике фестиваля, здесь 578 человек спаслись от дождя и бури, было съедено 300 фирменных десертов и 77 человек покатались на фестивальных велосипедах. Один даже научился ездить на велосипеде. «Это принципиально важно, — считает глава пресс-службы Пермского театра оперы и балета Василий Ефремов. — Мы развиваем публику в разных направлениях!»

То, что в Перми происходит нечто неповседневное, могли понять даже люди, далёкие от искусства: то тут, то там между зданиями, над тротуарами и площадями протянулись пластиковые струны, светящиеся в темноте. Художники из Санкт-Петербурга Алёна Коган и Вадим Гололобов назвали свою глобальную инсталляцию «Экспериментальное подтверждение теории струн». Несколько позже из того же материала художники создали на площади перед Пермским театром оперы и балета объёмный знак — логотип Сбербанка в благодарность за всё, что банк сделал для фестиваля: будучи генеральным спонсором события, он не только профинансировал многие творческие проекты, но и устроил праздник для зрителей, которые получали от банка маленькие подарки.

Выход в завод

Финал фестиваля, его главное событие — концерт фестивального оркестра, который уже пятый год подряд играет симфонии Густава Малера. Впервые в истории фестиваля симфония — на сей раз Четвёртая — была исполнена дважды: основному концерту предшествовало Preview, прозвучавшее в цехе №5 завода им. Шпагина. Это не просто музыкальное событие — это символ новой мечты Перми, и он был заявлен очень внушительно. Прекрасный дворик завода, удивительная территория (публика бросилась делать селфи на фоне железнодорожных дрезин), фантастический антураж — и в нём исполняется феерическая программа, специально составленная для этого случая: прежде чем приступить к Малеру, сыграли два современных опуса — If I die... she said Андреаса Мустукиса (2017 год, российская премьера) и 

Ghb/Tanzaggregat Марко Никодиевича (2011 год); первый — лирический минимализм с красивейшим скрипичным дуэтом, второй — абсолютный индастриал, где каждый инструмент учится говорить на новом языке, а перкуссия просто рулит.

Акустика в цехе была... сказать, что сложная, — значит сильно преуменьшить, но подзвучка была сделана мастерски, иначе Курентзис не согласился бы играть. И всё же лишь на следующий день стало понятно, насколько лучше звучит Малер в исполнении фестивального оркестра, когда тот играет в акустическом зале!

Песенно-танцевальная, активно цитирующая романтиков, музыку барокко и народные мелодии симфония прозвучала, как и ожидалось, не просто безупречно, но с каким-то магическим качеством, которое не так-то просто определить словами. Курентзис и его музыканты (изучать состав оркестра, радоваться узнаванию имён приглашённых музыкантов — отдельное удовольствие на таком концерте) волшебно проявили все мелодические составляющие, подчеркнули все коллизии этого сложного музыкального сюжета, а подлинной героиней, принцессой и феей вечера стала певица Анна Лючия Рихтер, солировавшая в заключительной части симфонии. Её светлое, почти детское сопрано, выразительная мимика и нежный внешний облик создали тот образ небесной красоты, который композитор мечтал воплотить в своём сочинении.

Она же вместе с баритоном Флорианом Бёшем в первом отделении концерта солировала в вокальном цикле того же автора «Волшебный рог мальчика», что логично: финал симфонии цитирует одну из его песен.

Концерт был длинный, но без «биса» не обошлось: сыграли Ghb/Tanzaggregat Марко Никодиевича из «заводской» программы, и даже та музыка, которая, казалось бы, самой своей природой предназначена для исполнения в индустриальном антураже, прозвучала гораздо эффектнее в театральном зале. Звуковая гармония, помноженная на бешеную энергию дирижёра и его музыкантов, создала образ искусства, которое сносит горы. Фестиваль завершился не точкой, а восклицательным знаком.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться