Зеркало Терпсихоры

В галерее «Уникум» открылась выставка, посвящённая балету

Плюсануть
Поделиться

Выставка с немного кокетливым названием «В чертогах Терпсихоры» приурочена, как и почти всё, что происходит в Перми в эти дни, к Дягилевскому фестивалю. Это событие не входит в его официальную программу, но удачно её дополняет: в нынешнем году балета на фестивале нет, зато он есть около фестиваля — в галерее частных коллекций «Уникум».

Татьяна Бруни
Татьяна Бруни. Эскиз декорации к балету «Щелкунчик». Снежинки. 1969 г

Как понятно из названия галереи, речь идёт о частной коллекции, точнее, о семейной. Семья абсолютно балетная: Юлия Машкина, прима пермской балетной труппы 1990—2000-х годов, и её муж Олег Бухалов переехали из Перми в Санкт-Петербург, чтобы быть вместе с дочерью Полиной, когда та поступила в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой. Полина окончила академию блестяще и в нынешнем сезоне дебютирует в балетной труппе Баварской оперы в Мюнхене. Понятно, что эта семья балетом живёт, и это видно по их частной коллекции.

Здесь не только произведения искусства, но и исторические документы, раритетные фотографии, автографы. Куратор Вадим Зубков, работая с этим разнообразием артефактов, разделил экспозицию на три раздела.

Первый раздел — исторический. Здесь среди множества любопытных документов выделяется большая серия шаржей, которые братья Николай и 

Сергей и Николай
Сергей и Николай Легаты. Шарж на Мариуса Петипа, 1903 г

Сергей Легаты, знаменитые танцовщики и блестящие рисовальщики, создали на своих коллег. Здесь — все! Петипа и Иванов, Кшесинская и Павлова... Все — очень забавные, и у каждого — характер. Эти шаржи, очень похожие на оригиналы, живописующие не только внешность, но и натуру героя, наверняка в своё время очень нравились и зрителям, и персонажам. Не забыли братья нарисовать и самих себя.

Среди фото тоже немало примечательных. Есть, например, знаменитое фото «зависшего» в воздухе Михаила Барышникова в балете «Сотворение мира». Великолепный фотопортрет Фаруха Рузиматова подписан для Полины. Вообще, среди фотографий знаменитостей многие с автографами.

Второй раздел — эскизы декораций и костюмов к балетам. Здесь все громкие имена сценографии Серебряного века: Лев Бакст, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский и другие, но главная героиня этой части экспозиции — Татьяна Бруни, работавшая в Пермском театре оперы и балета в военное время, когда в Перми размещался эвакуированный из Ленинграда театр им. Кирова, а позже много раз приезжавшая на постановки. Есть, например, серия эскизов к «Спящей красавице» c именами балерин, для которых они предназначены: Галина Шляпина, Ольга Ченчикова, Любовь Фоминых. На оборотах — спецификации к каждому костюму: сколько ткани, какой, какие стразы и т. п. «Раньше люди ответственно к работе относились», — шутит по этому поводу Вадим Зубков.

Лев Бакст
Лев Бакст. Эскиз театрального костюма. 1922 г

Некоторые эскизы напоминают о драматических историях балетных постановок. Эскизы Бруни к балету «Маскарад» в Мариинском театре связаны с настоящим триллером. Накануне премьеры балета умер его постановщик — Борис Фенстер, а ровно через год скончался дирижёр, после чего балет сняли с репертуара. Судя по эскизам, его визуальное решение было красивым и необычным — с ростовыми куклами.

Вадим Зубков мечтает издать книгу о творчестве Татьяны Бруни и даже подготовил её вёрстку.

Пол Колник
Пол Колник. Михаил Барышников, балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет», 1978 г

В третий раздел — «За кулисами театра» — вошли произведения современных художников, посвящённые балету. Здесь бросается в глаза серия пастелей Сергея Бакина, которая дала название всему разделу: речь идёт о закулисье. Название обманчиво: художник не пытается приоткрыть суровую изнанку балета, его кровавые мозоли и его стервозный нрав. Героини Бакина — полувоздушные, тающие в пастельном тумане балерины, которые вот-вот выпорхнут на сцену и уже почти в образе, уже вот-вот... Очень проникновенные, очень вдохновляющие образы.

Для этого раздела выставки существенны работы пермских художников. Разумеется, здесь есть классическая акварель Ивана Борисова — без такой работы не может обойтись, наверное, ни одна выставка, посвящённая балету, особенно в Перми. И если Борисов в экспозиции ожидаем, то две небольшие акварели Аркадия Амирханова — приятная неожиданность. Юмористические миниатюры удачно снижают пафос в подаче балетной темы и с новой стороны открывают творчество интеллигентного, остроумного художника, известного в первую очередь в качестве книжного иллюстратора.

Выставка работает до 7 сентября.


Плюсануть
Поделиться