Алёна Морозова


Центр Перми переформатируют

Началась серия экспертных круглых столов по градостроительству

Поделиться

Проект городской реновации «Пермь — 300 лет на Каме», впервые обнародованный в рамках VII Межрегионального архитектурно-строительного форума на «Пермской ярмарке», продолжает вызывать множество вопросов как у всех жителей Перми, так и у экспертного сообщества — архитекторов и урбанистов, а также у собственников зданий и территорий, входящих в зоны реновации или соседствующих с ними. Для того чтобы прояснить перспективы и объяснить детали грядущих изменений, решено провести серию круглых столов с профессионалами-градостроителями и представителями прессы. Первое такое собрание состоялось 4 июня в редакции «РБК-Пермь».

Головин

Андрей Головин
  Евгений Запискин

Вкратце о проекте «Пермь — 300 лет на Каме», разработанном архитектурным бюро MLA+ (Санкт-Петербург), рассказал Андрей Головин, пермский градостроитель, участвовавший в работе над проектом. По его словам, идея комплексной реновации возникла в июле 2017 года, когда стало понятно, что обилие инфраструктурных проектов — новое здание Пермской художественной галереи, новая сцена Пермского театра оперы и балета, реконструкция вокзала Пермь II, продолжение улицы Строителей — требует синхронизации этих проектов, сведения их в одну систему, тем более что многие из них так или иначе влияют на городскую среду — на жилую застройку и промышленные объекты.

По словам Головина, не нужно думать, что всё, что запланировано в проекте, непременно должно реализоваться к 300-летию Перми: некоторые элементы этой системы рассчитаны на строительство на протяжении нескольких десятилетий; тем более важно видеть общую картину, представлять себе градостроительную ситуацию в комплексе и понимать цели проводимых изменений.

Градостроитель назвал эти цели. Реновация проводится для того, чтобы сконцентрировать ресурсы в существующих границах города, максимально использовать площади городского центра для строительства и привлечения инвестиций, строить новые микрорайоны не на окраинах, а в центре, где, оказывается, есть множество территорий, находящихся в запустении, — это старые заводские товарные и транспортные дворы, складские комплексы и т. д. Если отнестись к этим площадкам по-хозяйски, появятся сотни тысяч квадратных метров жилых, офисных, торговых и прочих полезных помещений в непосредственной близости к центру города.

Ещё одна цель проекта — формирование нового городского центра, объединяющего центр XIX века (от Разгуляя до ул. Сибирской) с центром ХХ века (перекрёсток Комсомольского проспекта с ул. Ленина и городская эспланада).

Важнейшим элементом новой транспортной схемы станет транспортно-пересадочный узел (ТПУ) на Перми II. «Нынешнее положение автовокзала никого не устраивает: ни пассажиров, потому что автовокзал далеко от железнодорожного вокзала, ни транспортников, которым приходится ехать через весь город, а площадка при автовокзале не вмещает всё количество автобусов», — считает министр транспорта Пермского края Николай Уханов. ТПУ, который объединит железнодорожный и автобусный вокзалы, позволит пассажирам из территорий Пермского края быстро пересесть с пригородного автобуса на поезда дальнего следования и наоборот, кроме того, будет легко пересаживаться на городской общественный транспорт.

Андрей Головин обозначил очерёдность воплощения инфраструктурных проектов: строительство ТПУ на Перми II и параллельно — прокладка магистрали на ул. Строителей, реновация территории Разгуляя — завода им. Шпагина, что включает в себя новое помещение для Пермской художественной галереи и новую сцену Пермского театра оперы и балета.

Разумеется, у собравшихся на круглый стол архитекторов возникло много вопросов. Так, многих волнует, каким образом будет развиваться улица Монастырская от Перми I в сторону Мотовилихи. Андрей Головин уверил коллег, что на этой улице не планируется радикального увеличения трафика и никаких серьёзных реконструкций. Архитектурный ансамбль площади у Речного вокзала не претерпит изменений: на своих местах останутся и исторические лабазы, и ресторан «Экспедиция», и торговый комплекс «Речник».

Участники круглого стола сошлись на том, что представленная программа комплексного развития города является набором конкретных проектов по преобразованию общественных пространств и инфраструктуры. Они требуют привлечения не только серьёзных бюджетных вложений, но и поиска инвесторов, так как проектов такого масштаба мало даже на уровне страны.


Геннадий Воженников, заместитель председателя Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников:

— В целом то, что предлагает краевое правительство, интересно и актуально. Это лучше, чем растаскивать объекты по окраинам, где нет дорожной и коммунальной инфраструктуры. После того как были введены ограничения высотности в центре, застройщики стали уходить на периферию, что создаёт огромную нагрузку на инфраструктуру города и провоцирует пробки.

Я надеюсь, пермяки смогут не волноваться за снос исторических зданий и увеличение этажности в историческом центре, поскольку есть утверждённый проект зон охраны памятников Перми. В нём детально описаны все требования к домам и зданиям, которые строятся рядом с памятниками.

Но пока это всего лишь проект. Его реализация потребует значительных инвестиций и растянется на десятки лет. Надеюсь, что власти смогут воплотить его. Но, вероятно, не к 300-летию города. Я считаю, что нужно идти поэтапно: сосредоточиться на одном объекте (театр, галерея) и доводить его до конца. Строительная отрасль тянет за собой остальные стороны экономики, и я думаю, что это как-то подтолкнёт город к развитию.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться