Дорога на Конжак
Рассказ путешественника Сергея Аверьянова о восхождении на одну из высочайших вершин Урала
Один известный хоббит говаривал когда-то своему племяннику: «Опасное это дело, Фродо, выходить за порог: стоит ступить на дорогу, и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесёт». В отличие от неблагоразумных толкиеновских героев, я начинал свои путешествия по окрестностям, и тропинка от родного крыльца сначала приводила не в Тибет и Антарктиду, а в основном на уральские вершины, полого вздымающиеся над океаном тайги. Конжаковский Камень был одной из них.
В просторечии называемый Конжаком, Конжаковский Камень является высочайшей горой Свердловской области и одной из самых высоких гор Урала. Его грандиозный массив состоит из нескольких хребтов, вершин и плато, он включает в себя Серебрянский Камень, гору Трапеция, Тылайский Камень, Северный и Южный Иов. Верхняя точка находится на высоте 1569 м над уровнем моря. Название горы происходит от фамилии вогула Конжакова, жившего в этих местах 200 лет назад, мансийский же топоним затерялся в веках. Массив Конжака возвышается в ожерелье не менее живописных отдельно стоящих гор — это гора Семичеловечья, Косьвинский Камень, Казанский Камень и Буртым. Район активно посещается туристами. В июле ежегодно проводится Международный горный марафон «Конжак», один из самых массовых в России, в нём участвуют до 2 тыс. спортсменов, в Марафоне Эвереста имени Тенцинга — Хиллари участников в десятки раз меньше, правда, их количество обычно ограничивается организаторами.
В большинстве современных путеводителей по Уралу путешествие на Конжаковский Камень описывается как не представляющее трудностей и доступное для начинающих туристов. Мои отношения с этой горой складывались непросто, в первое восхождение мы оказались на вершине в непроглядном облаке, среди бушующего ветра и дождя, в видимости, не превышающей пары десятков метров. Второй поход оставил нас без вершины: ожидая погоды в долине реки Катышер, мы несколько суток довольствовались созерцанием красот зимнего леса и коротали время за заготовкой дров на лыжах. Попытки выйти на плато пресекались сбивающим с ног ветром и непроглядной пургой. Словом, для меня путешествие на Конжак всегда было довольно сложной затеей, требующей подготовки и с непредсказуемым результатом. В ясную погоду довелось оказаться на вершине лишь с третьей попытки, и тогда усилия предыдущих лет были вознаграждены. По мере подъёма над границей леса открываются всё более захватывающие пейзажи. Процесс напоминает смену декораций. За спиной появляются пологие волны Казанского Камня и Семичеловечьей, потом становится виден гигантский купол Косьвинского Камня, а хребты, разделяющие долины рек, остаются внизу. Предвершинное плато с библейским названием Иовское открывает вид на север, там возвышаются огромные безлесные пространства Главного Уральского хребта и Кваркуша. В очень ясную погоду, что случается нечасто, на горизонте виден конусообразный Денежкин Камень.
Так как Конжак имеет выраженную вершину, то, стоя на ней, легко поддаться иллюзии, что находишься на макушке мира, а земная ось проходит прямо через тебя. Наверное, это обманчивое, но вызывающее необъяснимый восторг ощущение не в последнюю очередь является причиной «зова гор» — чувства, не встречающего понимания у обитателей равнин.
Марафонская трасса частично проходит вдоль русла реки Конжаковки, по этому пути раньше совершалось и большинство походов к вершине. Лесная часть пути увлекательна и живописна, здесь встречаются огромные кедры в несколько обхватов, в урожайные годы лес изобилует орехами, их сбор и поедание добавляет путешествию гастрономического азарта. По мере подъёма меняется климатическая зональность: тайга сменяется криволесьем, а затем карликовой растительностью. Выше начинается пояс горных тундр, сменяющихся каменными россыпями — курумниками. Зимой продвижение по лесу затруднено глубоким снегом, но выше границы леса снежный покров превращается в фирн — твёрдую, утрамбованную ветром субстанцию. Ходить по ней легко, но на крутых склонах могут понадобиться «кошки» или как минимум лыжные палки, чтобы избежать незапланированного скольжения, следует придерживаться тропы. В тёплое время года путешествие к вершине превращается в прыганье с камня на камень, которое требует определённой сноровки и осторожности. Большие снежники на северных склонах могут не таять до конца лета.
Наступившая эра снегоходов и квадроциклов сделала уральские вершины доступнее. Тарахтящие и испускающие высокооктановый выхлоп механические жуки, вгрызаясь в тропу гусеницами и протекторами, возносят своих наездников к предвершинному плато за считаные часы, где те, постояв на ветру, не снимая шлемов и замёрзнув в пластиковых сапогах, спешат, ухватившись за обогреваемые электрические рукояти, вернуться к теплу и уюту турбаз.
Благоприятное время для восхождения в холодный сезон — с конца февраля до начала марта, в это время погода обычно устойчиво ясная. Когда после февральских метелей в небе появляется синева, а робкие единичные голоса переживших зиму птиц предвещают неизбежный приход весны, во мне просыпается пресловутый «зов», поэтому, выхватив в прогнозе погодное окно, мы с другом 10 марта отправились по знакомой дороге на север Свердловской области. В багажнике лежали лыжи, палатка, тёплые спальники и прочие предметы, необходимые для сурового ночного времяпровождения в лесу, среди снегов на склоне горы. Машину планировалось оставить у одной из турбаз. До этого я не был на Конжаке пять лет. Мы слышали, конечно, о какой-то дороге, которую строят к неким месторождениям, но не придавали этому значения. Первые подозрения закрались после Карпинска. Узкая, не всегда чищеная грунтовка превратилась в асфальтированную трассу с ограждениями и новыми мостами. Реальность начала проясняться, когда мы увидели широкую укатанную дорогу, уходящую от основной трассы в сторону Серебрянского Камня. Оказавшиеся поблизости дорожные рабочие на вопрос, куда ведёт эта дорога, простодушно ответили: «На Конжак». Да-да, всё так и есть! Не прямо на вершину, но очень близко к ней, на Иовское плато. Дело в том, что ещё в 2007 году было выдано разрешение на добычу дунитов — полезных ископаемых, из которых в основном состоит гора. С тех пор разговоры о начале разработки месторождения велись с разной интенсивностью, экологи и общественность выражали обеспокоенность, но строительство началось в 2016-м. Новая дорога проходит траверсом по Серебрянскому хребту, поднимаясь всё выше, преодолевает границу леса и выходит на плоскогорье, извиваясь между возвышенностями, минуя Южный Иов, она приводит к дунитовому карьеру на Иовском плато. Пока здесь работает один экскаватор, несколько раз в день порода вывозится самосвалами. Дорога поддерживается в хорошем состоянии спецтехникой, она открыта для всех желающих, и продвижение по ней не представляет никаких трудностей. Естественно, это обстоятельство стало причиной необычайного притока туристов. Сейчас на Урале это единственная гора высотой более 1000 м, к вершине которой можно подъехать на автомобиле. Впрочем, не все туристы поднимаются на высшую точку, даже сейчас это довольно утомительное предприятие. Большинство ограничиваются осмотром пейзажей с дороги и подъёмом на окрестные вершины.
Сейчас ситуация вокруг Конжака выглядит довольно оптимистично. Карьер даёт работу жителям Карпинска и Кытлыма, появление дороги привело к увеличению туристского потока. Места на турбазах бронируются заранее, а поездку лучше планировать на будние дни, чтобы не пересекаться с организованными группами, которые прибывают на микроавтобусах. Многие люди, живя на Урале, имеют довольно приблизительное представление о горах, теперь у них есть возможность просто и комфортно побывать на одной из красивейших уральских вершин. Будущее, как всегда, неопределённо. Останется ли Конжаковский Камень жемчужиной Урала в ожерелье хребтов, возвышающихся над изумрудным бархатом кедровой тайги, или со временем карьер превратит его в очередную «минус-гору», уступчатую воронку в земной коре, покажет время.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.