Назад, в 1990-е

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

«Суки-Буги-Дэнс» — так называется первая повесть книги Романа Мамонтова «Фоторамка на забытой стене», выпущенной московским издательством «Вест-Консалтинг» тиражом в 1 тыс. экземпляров. Книга о жизни молодого поколения Перми «лихих 1990-х» и о том, что было и могло быть потом. Автор когда-то был рокером, гитаристом в пермской группе «Музыка народов Нагорья», и его первый литературный труд построен по законам музыкального произведения.

Название книги — метафора: время идёт, эпохи сменяют друг друга, но в памяти некоторые моменты запечатлеваются надолго, как фотографии, которыми Роман Мамонтов заполняет фоторамку. Роман Мамонтов словно достаёт фотоснимки из архива и выкладывает их на бумагу, чтобы всколыхнуть воспоминания прошлого: как любили, как жили, как верили и как разочаровывались.

Его произведения автобиографичны, герои имеют реальных прототипов, хотя ситуации смоделированы. На страницах книги появляется друг писателя, барабанщик группы «Музыка народов Нагорья» Андрей Побережник. Ныне — известный художник, он занимался оформлением книги.

«Фоторамка...» очень фактурна, полна цветов, запахов, речи того времени. Рассказы написаны в разные годы. В них взгляд студентов, рокеров, рабочих лесопилки... Взгляд пермяков на Пермь. Книга жёсткая, полная жаргонных словечек того времени, когда беззаботная молодёжь вдруг попала в эпоху власти денег. «Бабло» можно было делать из воздуха, а музыка оказалась никому не нужна. Справились не все. Есть в книге суицид, есть и жестокие драки. Есть немного наркоты, много алкоголя и ещё больше разговоров «за жизнь». Хлёсткий язык и очень пермская жизнь, узнаваемая в деталях, в лицах, в событиях и происшествиях.

В рассказе «Всё лучшее впереди?» автор ещё мальчиком работает в поле «на картошке». Когда ему стукнет 35, здесь упадёт самолет: «В дождливое утро по центральным каналам телевидения прозвучит фраза: «...крушение борта «Боинг-737» в районе Бахаревка». Скупое сообщение, а для меня целый мир втянут временной воронкой этого места и остановлен...» Благодаря таким эпизодам, пережитым в реальной жизни, создаётся эффект присутствия каждого в том мире, что рисует автор.

Повесть «Лесопильня.ru» — сильная и странная. Многим может показаться, что она неправдоподобна, но разве не такой жизнью живут окраины, деревни? Пьют спирт, меняются женщинами, мечтают о сотовом телефоне и перестают работать, как только остаются без надзора начальства, заболевают и продолжают жить.

Книга захватывает, уносит в прошлое, наполняет иными красками настоящее. Она позитивна, пронизана любовью к родному городу, написана с иронией по отношению к людям, к себе. Давящий сильный текст то и дело пронизывают ностальгические мотивы: «...только в феврале небо бывает таким — бесконечно чёрным и чистым, в ярких звёздах, до боли далёких и в то же время близких. Только в феврале дышится особенно хорошо, всеми лёгкими, прожигает грудь влажным воздухом до самого сердца». Звучит искренне, убедительно и душевно.

Книга Романа Мамонтова — парадоксальный симбиоз, где жёсткие социальные тексты соседствуют с лирическими описаниями природы, где сталкиваются возвышенные мысли и суровая реальность, где эпатаж и абсурд стоят рядом с искренними чувствами. И через всю книгу проходит ощущение ностальгии по чему-то ещё родному, но уже такому далёкому.

В первую очередь читать эту книгу будут ровесники Романа Мамонтова — те, чья молодость пришлась на 1990-е годы, а также те, кто хочет больше узнать о том времени. Перелистывая книгу, как семейный фотоальбом, каждый может узнать в нём себя и своих близких.

А начинающему писателю, радующемуся успеху первой книги у друзей и сверстников, хочется напомнить афоризм о том, что первая книга пишется легко, потому что она всегда о себе. Сложнее написать вторую.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться