Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Посмотри в глаза чудовищ

В музее PERMM открылась персональная выставка Ивана Горшкова (Воронеж)

Поделиться

Как нередко случается в последнее время, новая выставка в Музее современного искусства PERMM – это не набор экспонатов, а единое произведение – тотальная инсталляция, организованная почти по законам градостроительства. Иван Горшков – художник, мастерски владеющий разными медиа, но особенно впечатляют его скульптуры, выполненные из таких серьёзных материалов, как металл или дерево, однако «Утопия драконов», которую можно увидеть на третьем этаже в PERMM – это даже не вполне скульптура. Скорее, это архитектура.

выставка Ивана Горшкова

  Сергей Федосеев

Это город. В городе есть всё для него необходимое – жилища его обитателей, памятники вождям, рекламные экраны, зелёные насаждения, а в центре – самый настоящий фонтан. «Фишка» в том, что всё это – не человеческое. Точнее так: нечеловеческое. Принципиально нечеловеческое, как Зона у Стругацких в «Пикнике», как оккупированный иными расами Город или Заповедник гоблинов у Саймака. Полнейшее впечатление, что попадаешь в один из этих фантастических миров, причудливых, слегка отталкивающих и в то же время прекрасных в своей эстетике, которая скорее угадывается, чем видится человеческим глазом, находящимся в плену собственных стереотипных представлений о прекрасном.

выставка Ивана Горшкова

  Сергей Федосеев

Когда-то здесь жили драконы, но что-то заставило их покинуть своё жилище, и пустой город стал заполняться совсем уже невероятными жителями: какими-то обретшими самостоятельность садовыми гномами, проявившими индивидуальность фотожабами, активными и осмысленными потёками краски и вырастающими тут и там тёплыми, уютными шапочками. Объекты реди-мейд в этой инсталляции столь активны, что нет никаких сомнений – это не предметы, это персонажи, подобные ожившим сломанным зонтикам и прочему самостоятельному и разумному мусору в романах Чайны Мьевиля.

выставка Ивана Горшкова

  Сергей Федосеев

Город между тем продолжает функционировать. Световые короба, телеэкраны, фонтан и некий маяк, посылающий прерывистый сигнал в небеса – всё это исправно. Для нынешних обитателей вряд ли нужны эти устройства, но они уживаются с ними, постепенно адаптируя под себя: покосившиеся, деформированные памятники, заросший шапочками маяк и покрытый немыслимыми красками фонтан.

выставка Ивана Горшкова

  Сергей Федосеев

Город стоит не сам по себе, он вписан в большой окружающий мир. Выставка кажется абсолютно единой, но на самом деле она составлена из трёх авторских проектов – «Утопия драконов» (сам город), «Крем-брюле» – несколько добавочных скульптур и «Гиперпрыжок и муравьед» – большие коллажи, которые, собственно, и обеспечивают ощущение широкой, планетарной реальности, каких-то равнин, гор и морей, которые окружают Утопию драконов и продолжаются где-то за горизонтом. Сложная техника – живопись, рисунки карандашом и фломастерами, печать на бумаге и виниле, коллажи и ассамбляжи – вылезла за рамки отдельных произведений и разместилась прямо на стене зала музея, где вся эта красота неизбежно погибнет, как только выставка закроется.

выставка Ивана Горшкова

  Сергей Федосеев

В этом – важный пафос, перекликающийся с пронзительным и явным месседжем самого художника: страны, цивилизации, расы, биологические виды смертны, но жизнь и культура продолжается, пусть даже в причудливых, не всегда понятных нам формах. 

выставка Ивана Горшкова

  Сергей Федосеев

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться