Эти «Удивительные звуки»: терменвокс и арфа из стекла

Поделиться

  newsko.ru

Последние годы Пермская краевая филармония не перестаёт удивлять своих слушателей разнообразием уникальных проектов и фестивалей, абонементных циклов и исполнительских имён мирового уровня, тем самым расширяя свою миссию институции-флагмана как в регионе, так и в общероссийском контексте. Осваивать новые направления творческой деятельности — одна из генеральных линий руководства Пермской краевой филармонии (директор — Галина Кокоулина). Инновации в содержании, в формате программ и даже в названиях — факторы, стимулирующие интерес публики. Реальное подтверждение результативности этого направления — проект «Удивительные звуки. Дни необычных инструментов в Пермской краевой филармонии». Встречи с редкими, малоизвестными музыкальными инструментами и исполнителями вызвали такую живую реакцию слушателей, что стали импульсом для размышлений о новом масштабном фестивале.

«Стаканьола», или Crystal Trio

«Наши пальцы знают каждый миллиметр стеклянных граней, но всё же инструменты не перестают удивлять нас, — рассказывал Игорь Скляров, исполнитель на Glass Harp (стеклянной арфе), создатель Crystal Trio — наверное, правду говорят сказки: в хрустале есть что-то магическое. Возможно, это память о тех временах, когда из мельчайших кристалликов собиралась наша вселенная, и в пустоте звучала самая первая мелодия…»

Реально, Crystal Trio — единственный в мире ансамбль подобного состава: стеклянная арфа (набор бокалов), веррофон (verrophone — стеклянные трубки разной длины, закреплённые в дереве, подобно большим пробиркам; их — 33, и вид сверху напоминает расположение кнопок баяна), стеклянная пан-флейта, звучащая как бас (Glass Flute), тоже из трубок разной длины. Весом около 4 кг. Изготовил эксклюзивные инструменты для музыкантов немецкий мастер Саша Реккерт. Всё начиналось с бокалов, цена набора которых — около 5 тыс. евро, потом в дуэт подключили веррофон, позже, по образцу старинной флейты пана, — инструмент для басовых звуков, его придумали сами. Так появилось «Хрустальное трио». В составе ансамбля — два баяниста, сибиряки Игорь Скляров и Владимир Попрас, а также флейтист Владимир Перминов. Все — с консерваторским образованием, а исполнитель на флейте — ещё и со специализацией игры на «барочном» инструменте (учился в Австрии в Академии старинной музыки).

Это сейчас Crystal Trio — ансамбль, востребованный во всём мире: от Японии до США. Только в Венеции на фестивале выступали раз восемь, успешно включившись в волну рок-музыки (с Pink Floyd на площади Сан-Марко).

А в начале феерического взлёта, шесть лет тому назад, бывали и курьёзы. Где-то директор одного уважаемого учреждения, услышав про бокалы, внятно объяснил, что возглавляет не ресторан, а филармонию. Японцы же до сих пор ищут среди стекла электронику.

Перевозят свои уникальные инструменты музыканты в специальных кофрах. Для чистоты строя иногда самостоятельно осуществляют «технологическую подточку». И постоянно моют руки. Такое вот «закулисье» и страницы истории.

Свою пермскую программу музыканты начали с «Менуэта» Боккерини. Потом впечатлили Концертом Вивальди «Зима». Позже рассказали, что знаменитого венецианца нигде в мире «на стекле» не играют.

Певица пермской краевой филармонии Олеся Мезенцева дополнила итальянскую палитру звуков арией Скарлатти. Был Бах, Шуберт, Григ, Дворжак, Сен-Санс — популярные европейские шедевры.

Второе отделение посвятили русской музыке, ведь наши классики всегда тяготели к волшебству сказок. «Музыкальную табакерку» Лядова сменил «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргского, потом звучал Чайковский. С вокалом — «Сирень» Рахманинова. Раньше стек­лянная гармоника звучала во дворцах и салонах, для неё писали Глюк, Моцарт, Бетховен, ее ввёл в партитуру «Руслана» Глинка. Музыканты «Хрустального трио» исполняли в Перми переложения. Узнаваемые мелодии вызывали восторг переполненного зала. Представив на бис Венгерский танец Брамса и «Ave Maria» Баха-Гуно, мужчины галантно преподнесли Олесе Мезенцевой в честь дебюта свои розы. Не забыли поздравить всех с наступающим Новым годом, поиграли и на бутылках, в том числе из-под «Hennessi», рассказали байку про «Стаканьолу» (так одна слушательница назвала их программу). Обещали приехать ещё. А потом был главный сюрприз: всех желающих пригласили на сцену. И стекло чуть-чуть отозвалось…

Физики, они же — лирики, или Кое-что о «матреминах»

«Как же мы вчерашний концерт пропустили!» — сетовали в антракте зрители, узнав про терменвокс. А многие с удовлетворением улыбались: они-то были, и программу «Удивительные звуки» послушали, и про Термена, и про «шпионские страсти» вокруг его судьбы много чего узнали.

Олеся Ростовская, композитор, органистка, исполнительница на терменвоксе и карильоне, выбрала для авторской программы формат диалога: вопрос — ответ. Много и увлечённо рассказывала, в том числе и про карильон («колокольное фортепиано», которое использовали в своих крупных сочинениях Гендель и Мейербер). Но главным «героем» вечера был терменвокс. Исполнительница интриговала, предложив для начала программы свою 20-минутную мистерию «Гул земли»: вначале играла на органе, развивала музыкальные мысли на фортепиано, и только после этого зазвучал терменвокс.

Инструмент, принцип звучания которого — воздействие на волны электромагнитного поля, изобрёл в 1920-м русский инженер Лев Сергеевич Термен. Основа терменвокса — ящик с генератором высокой частоты, вертикальная антенна, возле которой позиционно работает кисть правой руки (высота звука). Левая рука меняет громкость звучания (антенна — горизонтальная подковообразная). Художественная выразительность — спецэффекты для театра, кино, звуки сирены, глиссандо, подражание певческому голосу. Говорят, сам Термен идеальной композицией для терменвокса считал «Вокализ» Рахманинова. Он и стал вершиной концертной программы, как и другие образцы мировой классики: «Мелодия» Глюка, «Лебедь» Сен-Санса, «Жаворонок» Глинки, «Соловей» Алябьева и пр. «Вокализ» на терменвоксе звучал вместе с фортепиано (солистка филармонии — Людмила Иванова).

Игра на терменвоксе — процесс сложный и очень чуткий. Как рассказала Олеся Ростовская, сегодня «бум» терменвокса — в Японии. Наиболее модными стали инструменты в виде матрёшек высотой в 20 см. Их называют «матрёмины». Деревянные фигурки продаются по цене $400-450. Учатся играть на них в специальных школах, преимущественно женщины 20-30-летнего возраста, объединяясь даже в ансамбли. Внешних антенн у «матремин» нет, исполнитель «колдует» руками внутри электромагнитного поля, полагаясь лишь на остроту собственного слуха.

…Пение терменвокса в Органном зале завораживало, вовлекая слушателей в тайны природы звука и в мир музыкальной классики. В этом, собственно, и заключалась суть уникального проекта «Удивительные звуки» Пермской филармонии, вызвавшего неподдельный слушательский резонанс. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться