Ардовский.png

Филипп Ардовский

журналист

Герои асфальта

Поделиться

До конца 2011 года Министерство транспорта Пермского края намерено определиться с подрядчиками, которые будут вести ремонт и строительство региональных дорог в 2012-м: 29 декабря должны пройти сразу 18 аукционов, на которых планируется разыграть право заключения контрактов на общую сумму более 2,3 млрд руб. Если торги состоятся и их результаты не будут опротестованы, краевому минтрансу удастся почти полностью определить пул подрядчиков за три месяца до начала ремонтного сезона.

Осваивать дорожные миллиарды подрядчикам придётся вдали от краевого центра. Ожидается, что одним из самых дорогостоящих проектов 2012 года станет ремонт нескольких участков автодороги Кукуштан — Чайковский общей протяжённостью около 50 км. Начальная стоимость торгов по этому лоту определена в 707,9 млн руб. Ещё 497 млн руб. из бюджета края может быть израсходовано на ремонт 46 км трассы Киров — Пермь — Екатеринбург в Сивинском и Карагайском районах. Третье место по сумме ожидаемых расходов занимает ремонт автодороги Оса — Чернушка. Начальная цена торгов по этому лоту определена в 294 млн руб.

В прошлом году ситуация несколько отличалась. Минтрансу и краевому управлению автомобильных дорог удалось заблаговременно распределить лишь часть основных контрактов. С остальными вышла задержка. Чиновникам потребовалось несколько месяцев для того, чтобы адаптироваться к условиям федерального закона №94, предписывающего размещать все заказы на электронных торговых площадках. В том числе и из-за этого торги по определению подрядчика для ремонта автодороги Пермь — Усть-Качка (начальная стоимость контракта — около 576 млн руб.) удалось объявить только в апреле. Ещё несколько многомиллионных аукционов «долежали» до июня — это автоматически означало, что и подрядчику, и заказчику придётся работать в условиях цейтнота.

Ситуация осложнялась ещё и тем, что краевым властям удалось договориться о федеральном софинансировании части местных дорожных проектов. Дело в том, что принцип софинансирования предполагает, что в проекте должны быть задействованы, пусть и в минимальных объёмах, средства муниципальных бюджетов. Как следствие, заказчиком при объявлении аукциона выступает уже не краевой минтранс, а местная администрация. Последствия очевидны — районные чиновники диктуют подрядчикам свои правила отбора, заключающиеся в том, чтобы свести всякую конкуренцию к минимуму. К участию в торгах может быть допущен только один подрядчик, который в итоге и получит контракт.

Самый скандальный дорожный проект этого года (ремонт автодороги Чусовой — Верхнечусовские городки) осуществлялся именно по такой схеме. Управление строительства администрации Чусовского района допустило к участию в торгах лишь одного из трёх заявившихся подрядчиков. В июле контракт стоимостью 238 млн руб. был подписан с пермским ООО «Уральская строительная компания», не имеющим ни опыта дорожного строительства, ни технической возможности сделать ремонт. Уже в сентябре заместителю министра транспорта Пермского края Евгению Негодину пришлось констатировать, что объект сдан не будет.

В своём блоге на Wordpress.com Негодин сетовал на действия краевого управления ФАС, отклонившего жалобы не допущенных к участию в торгах по чусовской дороге подрядчиков. Намёк был достаточно прозрачным — антимонопольный орган, который придирается к минтрансу по надуманным поводам (так, по крайней мере, считает министр транспорта Пермского края Елена Громова), проворонил ситуацию, в которой бюджету действительно был причинён значительный ущерб.

Впрочем, на спор двух ведомств можно взглянуть и под другим углом. Одно из проявлений конфликта — ситуация с уже упоминавшимся аукционом по определению подрядчика для ремонта автодороги Пермь — Усть-Качка. Проводимые Министерством транспорта Пермского края конкурсные процедуры часто могут считаться образцом создания конкурентных условий для подрядчиков. Ситуации, когда к торгам допускаются все претенденты, а стоимость контракта по итогам аукционов снижается на 30-50%, для краевого минтранса, скорее, правило, чем исключение. Неприятным исключением как раз и оказался самый дорогостоящий аукцион этого года. Участие в проходивших 14 июля (то есть спустя два с половиной месяца после начала размещения заказа) торгах приняли лишь две компании — «Пермдорстрой» и Пермская ДПМК. ДПМК выбыла из борьбы, отказавшись снижать цену более чем на 5%, и победителем аукциона вышел «Пермдорстрой». Однако контракт всё равно достался компании Сергея Титова — у «Пермдорстроя» обнаружились нарушения во второй части поданной заявки.

В итоге между антимонопольщиками и минтрансом начался очередной долгоиграющий судебный процесс. Оказавшаяся в ситуации финансовой неопределённости Пермская ДПМК всё-таки вышла на объект, но спустя несколько месяцев подала иск о самобанкротстве. Как следствие, увеличилась вероятность того, что минтрансу вскоре придётся всю конкурсную процедуру проводить заново.

Показательно, что с финансовыми проблемами в этом году столкнулась не только Пермская ДПМК, но и другие местные дорожные компании, ещё два-три года назад считавшиеся лидерами отрасли. «Пермдорстрой» и «Пермавтодор» вынуждены отбиваться от исков Сбербанка, потребовавшего от компаний досрочного возврата кредитов.

Мостоотряд №123 (филиал челябинского ЗАО «Уралмостострой») был вынужден сократить объёмы выполняемых работ — его прежний директор Юрий Истягин незадолго до отставки утверждал, что в этом году разыгрывается очень мало интересных для его предприятия контрактов. В тех же случаях, когда торги были «профильными» для мостоотряда, компания нередко их проигрывала, сетуя на демпинг со стороны конкурентов.

Ни одного контракта от минтранса в этом году не получило и ООО «Северный альянс», возглавляемое избравшимся в Законодательное собрание Пермского края Владимиром Хозяшевым (ему принадлежит лишь 10% в уставном капитале общества, владельцами двух других 45%-ных долей являются Светлана Сарксян и Наиля Нуртдинова). Евгений Негодин в своём блоге крайне критично отзывался о работе «Северного альянса» по контрактам прошлых лет. В этом году компания получила многомиллионный контракт с МУ «Пермблагоустройство» на ремонт дворов в Перми, после чего «Северному альянсу» пришлось столкнуться с критикой со стороны депутатов Пермской городской думы, недовольных темпами ремонта.

Следствием изложенных проблем стал частичный передел рынка, на котором появилось множество новых участников. В создании благоприятных условий для небольших предприятий отчасти «повинен» и краевой минтранс. Большинство проведённых им в этом году тендеров по ценам контрактов (в пределах от 1 млн до 15 млн руб.) идеально подходили именно для малого бизнеса.

Строительные подрядчики Министерства транспорта Пермского края

Компания

Руководитель
и учредители компании-подрядчика

Предмет дорожного ремонта

Сумма
заключённых
и ожидаемых
к заключению
контрактов,
млн руб.

Титов С. И. —
коммандитное товарищество
«Пермская ДПМК»

единственный полный
товарищ КТ и директор —
Сергей Титов

Пермь — Усть-Качка

553,478

ООО «Строительная
компания «Химспецстрой»

директор — Камиль Сафин

Губдор — Чердынь, Чертеж —
Тюлькино — Вильва

235,456

ООО «Сарко»

единственный участник
ООО и директор —
Самсон Саратикян

Оса — Чернушка

97,033

ЗАО «Перминжсельстрой»

акционеры —
Валерий Тырсин,
Николай Казанцев и др., директор — Виктор Писклов

Оханск — Большая Соснова, Острожка — Пихтовка, Барда — Куеда, Карагай —
Нердва — Ст. Пашня, Очёр — Верещагино
— Сива, Большая Соснова — Частые, Нытва — Ильинский, Пермь — Усть-Качка (ремонт труб)

86,396

ООО «Дорос»

директор —
Андрей Галиханов

Обход Чернушки, Оса — Чернушка

61,706

ООО «Лысьвенское
дорожно-строительное
управление»

директор — Игорь Шевчук

Кунгур — Соликамск — Горнозаводск, Полазна — Чусовой

48,573

ЗАО «Уралмостострой»

директор —
Константин Морозов

Кудымкар — Гайны (мост через реку Полог), Кунгур — Соликамск (мост через реку Вильва), шоссе Космонавтов
в Перми (места для разворота)

34,077

ООО «МостСтройГарант»

единственный участник
ООО и директор — Аурел Зегря

Кудымкар — Гайны (мосты через реки Коса, Обь), Пермь — Ильинский,
Сретенское — Рождественское

27,541

ООО «Урал-Знак»

участники ООО —
Людмила Плеханова (95%), Сергей Промах (5%),
директор — Сергей Промах

Установка противоослепительных
экранов на автодорогах Пермского края

22,85

ОАО «Пермавтодор»

председатель совета
директоров — Сергей Пантелеев, директор — Игорь Перевощиков

Восточный обход Перми, Пермь —
Усть-Качка (шумовые полосы),
обход Полазны (содержание автодороги)

21,237

ООО «Гормостреконструкция»

единственный участник
ООО и директор — Алексей Патласов

Пермь — Ильинский (мост через реку Масляна), Кудымкар —
Гайны (мост через реку Лопва)

20,475

В таблице учтены аукционы и конкурсы по размещению госзаказа, объявленные Министерством транспорта Пермского края и КГАУ «Управление автомобильных дорог» после 01.01.2011 года

Подрядчики Министерства транспорта Пермского края в области проектной и научно-исследовательской деятельности

Компании

Руководители
и владельцы
компании-
подрядчика

Предмет
проектирования
или научной разработки

Заключённые
и ожидаемые
к заключению
контракты,
млн руб.

ООО «Гео-Проект» (Санкт-Петербург)

директор —
Михаил Артемьев

шоссе Космонавтов
(Пермь)

47,258

ООО «ПСП «Автомост»

участники ООО —
Пикулёв В. Н.,
Пикулёв Л. Н.,
Никифорова Н. И., Мединский Ю. Б.,
директор —
Виктор Пикулёв 

Восточный обход Перми,
Пермь — Березники, Кудымкар — Гайны,
проектирование
устройства автобусных
остановок

13,389

ОАО «Автодормостпроект» (Ульяновск)

единственный
акционер ОАО — ООО «ВМС
Инжиниринг», директор —
Владимир Парамонов

Кудымкар — Гайны, Михино — Уинское, Уинское — Деменево, Кукуштан — Чайковский, Верещагино — Сива

7,295

ООО «Интехцентр»

директор —
Владимир Кулижников

диагностика
транспортно-
эксплуатационного состояния
региональных автодорог,
разработка проектов организации
дорожного движения

5,671

ГОУ «Пермский
государственный
технический университет»

 

диагностика и оценка
транспортно-
эксплуатационного
состояния региональных
автодорог

4,8

ОАО «Пермдорпроект»

ранее компания находилась
в краевой
собственности,
в октябре 2011 года
100% акций ОАО «Пермдорпроект»
проданы
Юшкову В. Б.

Кунгур — Соликамск, Шлыки — Пихтовка,
Нытва — Ильинский,
Оханск — Большая Соснова,
Карагай — Ст. Пашня,
Коса — Соликамск, Пермь — Березники, Березники — Кудымкар, Красный Берег —
Золотанка,
Кудымкар — Сыктывкар
(проект освоения
лесных участков)

2,94

ООО НПФ «Стройэксперт»

директор —
Владимир Клевеко

обследование мостов

2,78

ЗАО «Специализи-рованное
предприятие
«Автодорожные
мосты»

акционеры — Андрей
Поспелов (50%), Александр Ежев (50%), директор — Андрей Поспелов

обследование мостов

2,755

Учтены результаты размещения заказов по конкурсным процедурам, объявленным Министерством транспорта Пермского края и КГАУ «Управление автомобильных дорог» с 01.01.2011 г.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться