Моя мечта-2, или Университетский город

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Мне никогда не удавалось придумать какую-то идею, всё хорошее всегда приходило само, в результате стечения внешних обстоятельств. Так же произошло и в истории с университетами. Я не знаю, как далеко смотрел Андрей Фурсенко, но один из шагов, который он сделал, для Перми стал началом большой истории.

Был объявлен сначала первый, а затем второй конкурсы на получение статуса национального исследовательского университета. И в первом, и во втором конкурсе мы участвовали и были победителями. Участвовали, может быть, даже не понимая, для чего нам это надо. Логика была проста: раз государство даёт университетам деньги, значит, надо им помочь эти деньги получить. Вот и помогали. Находили правильных консультантов для разработки программ, да и, чего греха таить, лоббировали интересы своих университетов путём поиска личных контактов с членами комиссии. Слава богу, работа в Совете Федерации создала широкий круг связей в самых различных сферах.

И вот результат: два национальных исследовательских вуза плюс филиал Высшей школы экономики, которая тоже является национальным исследовательским. Что дальше? Останавливаться и оставлять этот проект было уже нельзя — слишком большие репутационные потери. Только поэтому и вынуждены были начать разбираться, что такое университет. Поехали в Штаты, Германию, Израиль. Пытались понять, что такое университет там.

Университет у нас — это место для подготовки кадров для экономики. Университет там — это место для зарабатывания денег путём коммерциализации знаний. Магистры здесь — это студенты за партами. Магистры там — это дешёвая рабочая сила, подмастерья для тех людей, которые зарабатывают деньги на рынке знаний. Студенты здесь — это те, кто ждёт, что жизнь у них впереди, что они к ней только ещё готовятся. Студенты там — это те, кто пытается реализоваться сегодня, делая выбор: продолжать набирать знания и навыки либо уже сейчас бросать университет, поскольку это всегда альтернатива самостоятельной работы по реализации своей великой мечты.

Стало понятно, что надо превращать наши университеты в место, где люди начинают зарабатывать свои первые деньги.

Ключевой вопрос — это создание историй успеха. Важно, чтобы по коридору университета временами проходил свой Стив Джобс, тот парень, который учился здесь или даже не доучился, но именно здесь, в университете, в его голову пришла мечта, в результате чего он стал либо великим ученым, либо богатым человеком.

Чтобы это стало реальностью, университету нужно немногое: хорошие студенты и классные преподаватели. Мы начали поддерживать профессуру, доплачивая докторам наук сумму в 30 тыс. руб. в месяц, начали платить лучшим абитуриентам, набравшим 225 баллов по ЕГЭ, 5 тыс. руб. в месяц. Сначала 600, а затем 1 тыс. таких абитуриентов появились в наших университетах. Увы, половина — на гуманитарных специальностях. Задача следующего года — сделать так, чтобы они пошли на математику, физику, биологию, химию, инженерные науки.

Для того чтобы наша профессура вышла на западные рынки знаний, поняла, как люди там зарабатывают и что там интересно, начали финансировать создание малых инновационных групп. Это форма, при которой два профессора, один российский и один зарубежный, ведут совместную научную деятельность. Таким образом, мы стимулируем их общую работу и адаптацию наших учёных на внешнем рынке. Эта работа только началась, но почти уверен, что где-то возникнет первая искра. Как только появится первая история успеха, очень многие поверят в то, что зарабатывать можно головой, в сфере науки.

Второй важный аспект этой истории — что будет с нашими многочисленными университетами. Сегодня они дублируют друг друга. Получается, что специальность «пиар» есть в политехническом университете, «государственное и муниципальное управление» — в сельхозуниверситете. В общем, много странностей.

Если посмотреть на западный опыт, то там два базовых университетских направления: технический университет, включающий сельскохозяйственную проблематику, и классический университет, имеющий медицинские, фармацевтические, педагогические специальности. Конечно, есть и другая специализация, но глобально так. Это говорит о том, что, скорее всего, и у нас будут три базовые точки развития — вокруг трёх наших исследовательских вузов.

Совсем не обязательно проводить изменения революционным путём, можно просто поддерживать процессы, которые уже идут. Потихонечку передаём имеющиеся у нас здания на Городских горках Высшей школе экономики. Филиал разрастается, вкладывает федеральные деньги и образует какое-то подобие городка.

Место расположения классического университета правильно, традиционно и понятно. Жаль только, что, как и весь город, университетский городок не имеет выхода к реке, вся набережная застроена промышленными зданиями. Но постепенно эти площадки уже освобождаются. В том числе там есть и краевые здания бывших средних учебных заведений, и мы передаём их университетам. Вопрос в том, правильно ли передать их самому классическому университету или тем вузам, которые потенциально должны к нему присоединиться, например, фармакадемии или медакадемии? Представляется, что второй вариант более правильный. Он стимулирует процесс в нужном направлении. Надо думать. Надо бороться за земли между университетом и рекой для того, чтобы передавать их университету.

Совсем сложно с техническим университетом. Десятилетия он реализует свою стратегию по переезду на другой берег реки, в студенческий городок на комплексе ППИ. Думаю, что это неправильная стратегия, что перенос Политеха из центра города в лес был ошибкой. Мыслили по аналогии с Новосибирским академгородком, но там другие масштабы и другие инвестиции. Исправлять эту ошибку, возможно, уже поздно. Надо ещё раз взвесить, но, вполне возможно, надо решиться на развитие комплекса ППИ. А решения такого рода приходится принимать постоянно. Не так давно техническому университету выделили федеральные деньги на строительство общежития. Где его строить? В центре у Политеха площадки нет, а на комплексе ППИ готова. Так вот и развиваются подобного рода проекты.

Отдельная история — сельскохозяйственная академия. Она расположена на двух больших площадках, на Липовой горе и в здании бывшей женской гимназии рядом с театром оперы и балета. Возможно, правильнее было бы им быть вместе с Политехом, а в центральном здании рядом с театром разместить так важную для Перми консерваторию. Но поскольку судьба площадки самого Политеха ещё не решена, надо думать над этим.

В общем, нельзя дальше плыть по воле волн. Нельзя развиваться и строить одно здание здесь, другое здание там. Как и со строительством общежития, это решит проблемы предоставления мест в общежитиях студентам, но не решит проблем университета и проблем города. Это будут инвестиции, которые использованы нерационально.

Университеты должны стать сердцем города. Это тоже моя мечта.  

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться