Водная «феерия»
МУП «Водоканал» (г. Краснокамск) заключило 27 августа договор с новым поставщиком воды — ООО «Инжсетьсервис». Этот шаг стал следствием деятельности прежнего партнёра муниципального предприятия — ООО «КРФС» (Камская районная фильтровальная станция), с которым «Водоканалу» не удалось наладить конструктивную работу.
Своеобразное понимание бизнеса руководством КФРС систематически создавало в городе проблемы с водоснабжением. В 2011 году «Водоканал» пять раз (31 марта, 25 мая, 15 июня, 18 и 23 августа) подвергался угрозе отключения воды со стороны фильтровальной станции. Более того, в июне КРФС ограничила подачу воды в город, вследствие чего пострадали жители верхних этажей многоэтажек. Таким способом Камская районная фильтровальная станция, невзирая на прямое нарушение закона, пыталась взыскать задолженность с «Водоканала» (по этому факту административного правонарушения Управление ФАС по Пермскому краю назначило рассмотрение дела на 28 сентября). Последнее уведомление от КРФС о возможном ограничении с последующим полным прекращением подачи воды в связи с отсутствием финансового обеспечения технологического процесса водоподготовки поступило в администрацию и прокуратуру Краснокамска, а также на предприятия города 23 августа. Причина — задолженность КРФС перед поставщиками ресурсов (ОАО «Пермэнергосбыт», ООО «Камабумпром. Очистка»).
Для того чтобы разобраться в сути происходящих событий, необходимо обратиться к истории вопроса. Конфликт возник задолго до 1 апреля 2011 года, когда МУП «Водоканал» вернулось к функциям оператора сетей по водоснабжению после ООО «Новогор-Прикамье».
Изначально поставкой воды на нужды города занималось ФГУП «Камский ЦБК», в собственности которого находился весь комплекс технологического оборудования от подъёма воды из реки Кама до подачи её населению и последующей очистки стоков. ЗАО «КРФС» было создано в 1995 году, его учредителями стали ФГУП «Камский ЦБК», КБФГ «Гознак» и комитет по управлению ЖКХ администрации Краснокамска.
Преобразование ЗАО «КРФС» в общество с ограниченной ответственностью с передачей ему имущества, на котором оно осуществляло деятельность, произошло в период банкротства ФГУП «Камский ЦБК» (2002 год). Тогда внешний управляющий ЦБК передал в ведение администрации Краснокамска часть имущества, в том числе несколько водоводов.
В последующем администрация безвозмездно (!) передала это имущество ООО «КРФС» на основании положения «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование», утвержденного решением Краснокамской городской думы № 61. После чего постановлением главы местного самоуправления №343 от 27.11.2002 г. вышеназванное имущество было передано на баланс ООО «КРФС», а 22 января 2003 года фактически перешло в частные руки.
Впрочем, объём имущества, официально переданный ООО «КРФС» для ведения хозяйственной деятельности, был недостаточен для организации нормального технологического процесса. Новый владелец осуществлял свою деятельность на технологической линии, на 90% состоящей из имущества, принадлежащего ЦБК «Кама» (впоследствии — ООО «Камабумпром»), используя его безвозмездно вопреки воле собственника. Эта ситуация была возможна лишь потому, что в заложниках ситуации оказалось население Краснокамска.
Последующие события показали, как своеобразно новоявленный оператор организует свой бизнес.
Руководство ОАО ЦБК «Кама», решив прекратить неуместную благотворительность, в 2007 году потребовало с общества арендную плату. Вначале это требование было воспринято арендатором положительно, но после утверждения гордумой тарифа, в который была заложена сумма аренды в полном объёме, ООО «КРФС» сочло себя не обязанным платить за аренду в принципе. Аналогичное решение было принято и в отношении энергоресурсов, получаемых от ОАО ЦБК «Кама» (исходной воды, услуг по очистке сточных вод, электроэнергии и тепловой энергии в горячей воде). Взаимоотношения контрагентов перешли в судебную плоскость.
На протяжении двух лет (2009-2010 годы) ЦБК «Кама» обращался в суд за взысканием сумм по каждому выставленному счёту, производя принудительное взыскание по исполнительному листу за каждый месяц потребления. В результате такой формы хозяйствования КРФС вошла в 2011 год с большими долгами: в целом задолженность перед ЦБК «Кама» за поставку энергоресурсов (по состоянию на 31.12.2010 г.) составляла свыше 5 млн руб. За аренду имущества не было заплачено ни копейки: КРФС всеми силами оспаривает в суде сам факт пользования имуществом и его размер.
Эта ситуация с неплатежами со стороны КРФС поставщикам ресурсов сложилась в период работы в Краснокамске в качестве оператора ООО «Новогор-Прикамье», который без задержек оплачивал поставку воды станции. Куда делись деньги, собранные с населения за поставленную «Новогором» воду, неясно.
Проблемы с платежами — отнюдь не единственная причина решения «Водоканала» о переходе на нового поставщика воды. Стоит лишь вспомнить ситуацию с отравлением города хлором и постоянными авариями, последствия которых вынужден был «разгребать» «Новогор». Грубые нарушения в технологии со стороны КРФС привели тогда к чрезвычайной ситуации, когда Краснокамск несколько дней остался без воды.
На основании решения комиссии краевого правительства глава Краснокамского городского поселения обратился к руководству ЦБК «Кама», как владельцу имущественного комплекса, в который входит система водоподготовки, с просьбой рассмотреть возможность создания полного цикла водоподготовки для обеспечения водоснабжения города. ЦБК, начинавший в то время работы по реконструкции производства, согласился, поскольку для реализации проекта производства легкомелованной бумаги предприятию необходима была автономная линия водоподготовки, позволяющая производить воду питьевого качества.
Подготовка альтернативной линии водоподготовки велась абсолютно открыто. В 2009 году было создано профильное предприятие ООО «Камабумпром. Очистка», а затем было организовано ООО «Инжсетьсервис». В начале 2011 года ООО «Камабумпром. Очистка» начало деятельность по поставке исходной воды и очистке сточных вод.
В конце 2010 года ООО «Инжсетьсервис», технологический и инженерный оператор на мощностях, предназначенных для поставки питьевой воды, заявилось на получение тарифов на поставку питьевой воды и начало технологическую подготовку по восстановлению системы водоочистки от подъема воды до подачи в город.
В начале 2011 года Региональная энергетическая комиссия установила для ООО «Инжсетьсервис» тарифы на поставку питьевой воды. Тогда же было разослано уведомление в адрес предприятий города и администрации о выходе этой компании на рынок услуг по поставке воды населению. После чего КРФС начала неприкрытый шантаж угрозами отключения города, рассылая бесконечные жалобы в надзорные органы разного уровня с целью дискредитации и воспрепятствования нормальной работе потенциального конкурента. Кроме того, руководство станции решилось на откровенный популизм.
В частности, 23 июля ООО «КРФС» уведомило администрацию и предприятия Краснокамска, а также МУП «Водоканал» о введении «бесхлорного метода очистки воды» без конкретизации, что это за метод и с кем он согласован.
Оказалось, что в основу технологии заложен препарат «Дезавид», безопасность применения которого в целях очистки питьевой воды до сих пор является спорным моментом. Например, от его применения после двух лет испытаний отказался мурманский «Водоканал», а главный санитарный врач Москвы на основании тестов не рекомендовал применять «Дезавид» в сетях «Мосводоканала». Ряд «Водоканалов» (Калининград, Ижевск, Череповец) только испытывают данный препарат, ведут наблюдения без подачи в распределительную сеть города.
КРФС же не только начала применение «Дезавида» без предварительных испытаний и согласования с «Водоканалом», но и игнорировала все обращения с просьбами о даче пояснений по разрешительной документации и способах контроля.
Практически на следующий день после перехода КРФС на новый реагент лаборатория «Водоканала» зарегистрировала резкий рост количества патогенных организмов в воде, получаемой от Краснокамской районной фильтровальной станции. И только экстренные меры не позволили плохо очищенной воде попасть в городские сети.
С марта 2011 года (ещё до выхода на рынок МУП «Водоканал») станция потребляет исходную воду от «Камабумпром. Очистка». Руководство станции закладывает в свой тариф по максимуму расходы на аренду, на исходную воду и энергоресурсы, за которые либо не платит вообще, оспаривая каждый пункт в выставленных на оплату документах, либо оттягивает время оплаты по максимуму. При этом ежегодно эти «затраты» индексируются при установлении тарифа.
В итоге, взимая стоимость воды с оператора сетей (ранее ООО «Новогор-Прикамье», а теперь МУП «Водоканал») в полном объёме, КРФС расходы как минимум в половину заложенной себестоимости не несёт вообще. В этой ситуации действия поставщика ресурсов ООО «Камабумпром. Очистка», который принимает меры по введению ограничения поставки услуг в отношении КРФС, представляются обоснованными и законными.
Притчей во языцех стали упрёки в неплатежах со стороны МУП «Водоканал». Однако задолженность перед поставщиком копится с марта 2011 года, а «Водоканал» приступил к работе в апреле, выручку начал получать только через два месяца (поскольку за предшествующий период платежи шли на «Новогор-Прикамье», а за новый период поставки срок платежа для населения по законодательству ещё на наступил). Несмотря на это, «Водоканал» из общей суммы задолженности в размере 12 928 193 руб. заплатил КРФС 6 348 492 руб. Однако в официальных заявлениях ООО «КРФС» об этом молчат.
Есть ещё одна важная деталь. В ситуации внезапной смены оператора (напомним, что в начале 2011 года ООО «Новогор-Прикамье» уведомило о расторжении договора аренды с 31 марта) ООО «Инжсетьсервис» технологически ещё не было готово к поставке воды на город. Пользуясь этим, под угрозой отключения потребителей, спровоцировав давление государственных органов, КРФС вынудила МУП «Водоканал» к заключению долгосрочного договора на поставку воды на своих условиях, крайне невыгодных для муниципального предприятия. Затем, видимо, почувствовав действенность, а главное, безнаказанность метода, руководство КРФС стало регулярно направлять угрозы об отключении в целях получения платежей за воду с МУП «Водоканал».
Все эти обстоятельства и привели к тому, что администрацией Краснокамского городского поселения было принято решение о переходе на нового поставщика воды, готового работать не в постоянной конфронтации со всеми, а настроенного на открытый диалог с хозяйствующими субъектами, без диктата и шантажа на основе монопольного положения.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.