«Текстура»: Must see
Администратор
newsko.ru
Фестиваль «Текстура», изобретённый художественным руководителем театра «Сцена-Молот» Эдуардом Бояковым, — это, по сути, манифест: жанровые определения, время создания произведения или первенство на фестивальной карте в показе кино- и театральных премьер для него не главное, главное — отношение к современности. Именно пропаганда «современного» (в трактовке Боякова и его соратников) искусства кино и театра — главная миссия фестиваля. Отсюда — все особенности «Текстуры».
В конкурсной программе фестиваля — уже поставленные спектакли и снятые фильмы (причём кино может быть и художественным, и документальным), а также только что написанные пьесы и киносценарии. Программа фестиваля при этом хорошо структурирована. Есть четыре основных конкурса — «Кино», «Театр», «Драматургия: пьесы» и «Драматургия: киносценарии». Есть программа «Имя», в ней подробно представлено творчество современных кино- и театральных деятелей, которых основатели «Текстуры» считают флагманами избранного направления в искусстве. Есть обширная специальная программа.
В качестве жюри работает совет фестиваля, в котором уже числится около полусотни уважаемых людей — деятелей искусства, учёных и благотворителей, которых оргкомитет считает для «Текстуры» важными. Председательствует уже второй год актриса Ингеборга Дапкунайте.
По словам Боякова, это сообщество — прообраз некоей «академии современного кино и театра», которая вручает премии по результатам общего голосования, подобно американской киноакадемии. В качестве «Оскара» выступает оформленный в элегантную раму кусочек натурального шёлка из Варанаси — священного города индуистов на Ганге, откуда, по легенде, происходит искусство ткачества. Для «Текстуры» шёлк из Варанаси — образец безупречности и бескомпромиссности в создании прекрасного.
Существует на «Текстуре» и зрительское голосование, по результатам которого вручаются два приза — за самый полюбившийся фильм и самый полюбившийся спектакль.
Нынешняя «Текстура» изобилует событиями, около которых уважающие себя театралы и киноманы должны поставить значок must see («смотреть обязательно»). Это, прежде всего, фильм открытия фестиваля — «Пина. Танец страсти».
Картина Вима Вендерса, посвящённая недавно умершей Пине Бауш, — это не просто фильм выдающегося режиссёра, рассказывающий о выдающейся танцовщице и хореографе. Это открытие новых возможностей кино, это пример достижения недостижимого: растворения театра в кинематографе и кинематографа в театре.
Кроме всего прочего, Вендерс показал мастер-класс в использовании формата 3D, а для людей, равнодушных к современной хореографии, создал повод, чтобы в неё влюбиться. Для него это не впервой: он уже создал всемирную славу старичков-музыкантов из Buena Vista Social Club, сняв про них документальный фильм.
Из того же разряда must see — спектакль театра Derevo «Мефисто-вальс». Основатель театра Антон Адасинский изобрёл уникальный жанр и особый творческий метод, в его спектаклях танец, пантомима и серьёзная драматургия соединяются в особое действо, наполненное глубокой и гуманной философией.
Кроме спектакля, Адасинский проведёт в Перми серию мастер-классов, а в этом качестве он знаменит во всём мире: его мастер-классы необычайно результативны. Вот и в Перми в один из завершающих дней фестиваля будет показан спектакль, созданный этим экспресс-методом. Записаться на мастер-класс может любой желающий, если у него есть какая-то хореографическая подготовка.
Адасинский приезжает на фестиваль не просто так, а с особой миссией: «Мефисто-вальс» будет показан в рамках презентации программы «Текстура-Олимпия», которая станет существенной частью культурной программы Олимпиады-2014 в Сочи.
Среди важнейших событий фестиваля, которые обязаны стать пермскими сенсациями, — российские премьеры новых фильмов братьев Дарденн, Аки Каурисмяки, Грегга Араки. Особое любопытство должен вызвать фильм одного из величайших российских документалистов Виталия Манского «Родина или смерть». Картина о Кубе, судя по многочисленным рецензиям в прессе, на самом деле очень многое говорит россиянам о них самих.
В программе «Имя» — подробное знакомство с творчеством русского автора Владимира Сорокина и шведского кинорежиссёра Лукаса Мудиссона. В специальной программе — показ фильмов московского Beat Film Festival, лучших фильмов о современных популярных музыкантах, а также продолжение начатого год назад показа спектаклей театра «Практика», созданных в рамках проекта «Человек.doc».
Совершенно особая история состоится в рамках фестиваля на территории женской исправительной колонии на Пролетарке. Уже год там реализуется проект, который был задуман телевизионным деятелем Александром Любимовым. Женщины, отбывающие наказание в этой колонии, осваивают профессию художника-мультипликатора, причём учатся пользоваться сложнейшими компьютерными программами. Презентация результатов этой программы пройдёт 23 сентября.
Фестиваль «Текстура» состоится в Перми с 16 по 25 сентября.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.