«Я не буду разрабатывать никакую программу!»
Администратор
newsko.ru
Состоявшееся в последний день лета, 31 августа, заседание Общественной палаты Пермского края прошло «на повышенных тонах». Видимо, под занавес полномочий (срок работы нынешнего созыва палаты заканчивается в декабре) её члены осознали, что теперь вместо парламента зал, где они заседают, — самое место для дискуссий.
Слегка покритиковав основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в 2012 году, члены палаты благодушно их одобрили, чем подняли настроение докладчика и содокладчика — и. о. министра развития предпринимательства и торговли Пермского края Константина Пьянкова и заместителя министра сельского хозяйства Пермского края Ивана Огородова. Зато министр культуры Пермского края Николай Новичков вызвал у собравшихся такую бурю эмоций, что автор «Дозоров», фантаст Сергей Лукьяненко наверняка углядел бы над его головой чёрный смерч инферно.
Министр был приглашён в качестве содокладчика на обсуждение двух вопросов — «О ходе разработки краевой целевой программы «Библиотеки в социокультурном пространстве Пермского края» и «О реализации концепции краевой целевой программы «Кино и социум». Обе инициативы вышли из палаты весной 2011 года и зашли в правительство Пермского края. Члены палаты хотели поинтересоваться дальнейшей судьбой их предложений. Николай Новичков приготовил им сюрприз.
Председатель «профильной» комиссии палаты Павел Печёнкин во вступительном слове ещё раз объяснил, для чего нужны библиотеки. По его мнению, библиотеки, особенно в небольших населённых пунктах — место, где формируются смыслы, ответы на самые важные вопросы: для чего человек живёт, ест, пьёт и работает. Но XXI век и его технологии требуют определить новые функции и формы работы библиотек.
Николай Новичков вроде бы сначала согласился с доводами Печёнкина. Но тут же сделал из них парадоксальный вывод: поскольку ответа на вопрос, какими должны быть библиотеки в XXI веке и чего ждут от них потенциальные посетители, никто не знает, разрабатывать какой-либо документ на эту тему нет смысла. Вот, мол, в мае 2012 года в Перми пройдёт Всероссийский форум библиотек — там и поговорим о том, нужна ли пермским библиотекам какая-то программа.
Николай Бухвалов недоумевал, почему нельзя продолжать работу над «библиотечной» программой с тем, чтобы представить для обсуждения на майском форуме уже какие-то предложения. Сергей Шамарин пытался сослаться на мировой опыт: мол, во всём мире люди давно определились, что библиотеки — нужны, и строят для них новые современные здания (и это действительно так — например, в центре датской столицы Копенгагене недавно появилось ультрасовременное здание библиотеки, «упакованное» по всем требованиям XXI века). В дополнение этого тезиса председатель палаты Борис Светлаков рассказывал об опыте Испании, где детей записывают в библиотеки с девятимесячного возраста и приучают их к чтению с помощью книг, которые для начала можно хотя бы погрызть.
К обсуждению подключились и присутствовавшие в зале директор краевой библиотеки им. Горького Нина Хохрякова и директор муниципального учреждения «Объединение муниципальных библиотек Перми» Елена Клешнина. Оказалось, что у руководителей самих библиотек есть вполне чёткое видение реформ, которые нужны библиотекам, и путь к их «осовремениванию». Поделиться этим видением с министром культуры они могли бы прямо тут же, поскольку сидели рядом с ним. Но все обсуждения были тщетны. Министр Новичков оставался непреклонен и категоричен.
«Я не буду разрабатывать никакую программу! — сказал как отрезал министр. — Вы не должны превышать свои полномочия. Вот здесь сидят экс-губернатор Геннадий Игумнов и бывший председатель правительства Николай Бухвалов. Ну вы-то, коллеги, должны это понимать! Не надо указывать правительству, какие ему нужно разрабатывать программы. Я буду вынужден прекратить всяческие отношения с Общественной палатой».
Ответить на эту угрозу взялись упомянутые Игумнов и Бухвалов, тактично напомнив разошедшемуся не на шутку министру пункт проекта решения: мол, Николай Владимирович, посмотрите внимательно. Там написано: «предложить», а уж никак не «указать». Мол, ваше мнение — это совсем не обязательно мнение всего правительства и губернатора. Вы передайте пожелание палаты, а если и сочтёте необходимым дать отрицательный ответ — оформите отказ по всей форме.
Тут Николай Новичков, кажется, понял, что перегнул палку, но терять лицо ему явно не хотелось.
«Да я уже пять раз пытался объяснить, что я против формулировки «краевая целевая программа». Давайте напишем в решении: «создать рабочую группу по разработке концепции развития библиотек».
Члены палаты решили не углубляться в подсчёты, сколько раз министр пытался донести до них, недалёких, свою кристально чёткую мысль. Внеся коррективы в проект решения, вопрос с библиотеками от греха подальше пока закрыли.
Видя, что министр явно не в настроении, Павел Печёнкин уже без особого энтузиазма напомнил, что точно так же с весны в краевом правительстве лежит уже одобренная палатой концепция программы «Кино и социум». Учтя новые веяния верховной бюрократической мысли, палата даже переформулировала своё предложение: не разрабатывать программу, а внести положения концепции в Единый кодификатор целей. Ведь согласно уверениям разработчиков и юзеров кодификатора, чего нет в нём — того нет и в жизни.
Но в этот день Николай Новичков явно решил сразить всех наповал своей логикой. Вместо обсуждения вопроса он зачем-то похвастался, что отказал Голливуду в съёмках фильма, поскольку там не было пиара Пермского края, и заявил, что найдёт сколько угодно денег, если фильм о Пермском крае будет снимать Вуди Аллен. Неизвестно, куда бы вырулил такой неожиданный вектор дискуссии, если бы у Валерия Сергеева не сдали нервы.
«Я разговаривал недавно с руководством ВГТРК, — вкрадчиво и обманчиво тихо начал директор филиала ВГТРК ГТРК «Пермь». — Они едут сюда на фестиваль «Флаэртиана», чтобы познакомиться с живой легендой — Павлом Печёнкиным и киностудией «Новый курс». Это едва ли не единственная выжившая в стране региональная киностудия, которая снимает фильмы, и это фильмы международного уровня. Они делают их по заказу федерации, показывают по центральным каналам. Печёнкина знает весь мир. А вы гоняете его по своим кабинетам, как зайца! Да мы потеряем его, этого великого, не побоюсь этого слова, человека. Если ему сказать, сколько стоит ваш «Бахчисарайский фонтан», он прямо тут в обморок упадёт (речь, по-видимому, идёт об обновлении этого балета в Пермском театре оперы и балета — ред.). Вы вбухиваете миллионы в один «Театр-Театр». По сравнению с этим программа «Кино и социум» стоит копейки. Дайте Печёнкину денег!» — крещендо Сергеева достигло своего апогея, и в зале повисла тишина.
Однако Николай Новичков, конечно же, не мог допустить, чтобы последнее слово оставалось не за ним. Он снова заявил о неточности формулировки в проекте решения палаты. Мол, вице-премьер края Борис Мильграм, которому палата рекомендовала включить в Единый кодификатор целей положения многострадальной программы «Кино и социум», самостоятельно сделать этого не может, а потому надо написать: рекомендовать Мильграму обратиться с этой просьбой к губернатору.
Напоследок Сергей Минаев плеснул ещё один стакан масла в огонь, попросив Николая Новичкова ответить на вопрос о перспективах налаживания диалога с писателем Алексеем Ивановым, который сегодня трудится по заказам правительств Башкортостана, а также Челябинской и Свердловской областей. Министр культуры ответил, что сделал в эфире телекомпании «Уралинформ-ТВ» предложение Иванову развивать «Лысьвенский проект». Так что теперь, считает Новичков, «мяч на стороне» писателя, а «бегать за ним по Челябинской области и Башкортостану» он не будет.
И без Иванова хороших писателей хватает, заявил Новичков. «У нас вон на «Текстуру» Владимир Сорокин приедет», — ещё раз чётко обозначил приоритет автора «Голубого сала» перед автором «Географа» и «Золота бунта» в пермской культуре её министр.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.