Николай Яшин:
Если не заниматься проблемой отходов, край превратится в одну большую свалку
Игорь Катаев
newsko.ru
— Николай Арсеньевич, претендующий на мандат депутата Госдумы бывший глава Росприроднадзора Олег Митволь заявляет, что проблемы, связанные с экологией, в Пермском крае, да и в России вообще решаются плохо, и поэтому свою задачу он видит в том, чтобы изменить ситуацию. Вы согласны с такой оценкой?
— Всё зависит от задач, которые мы перед собой ставим. Если говорить о том, удовлетворяет ли людей, живущих в Пермском крае, сегодняшнее состояние экологии, то ответ будет однозначный — нет. С другой стороны, мы реально понимаем, что исправить ситуацию за короткий промежуток времени невозможно, потому что проблемы накапливались десятилетиями, их корни лежат в середине прошлого века, когда формировался промышленный потенциал региона. И мы сейчас пожинаем плоды той системы размещения производств, использовавшихся тогда технологий и их нагрузки на окружающую среду.
Сказать, что экология ухудшилась за последние 20 лет, нельзя. Наоборот, есть позитивные сдвиги по сравнению с годами советской власти.
— Улучшения связаны с закрытием части промпредприятий или внедрением современных технологий?
— Влияние оказали оба этих фактора. Ряд промышленных предприятий действительно прекратил своё существование, на части других сокращены объёмы производства и совершён переход на иную номенклатуру выпуска продукции. Одновременно повысилось внимание к экологии — происходит уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, что можно подтвердить и цифрами, и качественными характеристиками.
Допустим, за последние 10 лет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Пермского края сократились почти вдвое (с 1 до 0,55 млн тонн в 2010-м). Но повода для того, чтобы радоваться, пока нет. Если раньше реку Каму можно было охарактеризовать как «очень грязную», то теперь по качественным характеристикам она просто «грязная».
Олег Митволь прав в том, что необходимо кардинально изменить ситуацию. Если мы пойдём по пути эволюционного развития, который предусмотрен действующим законодательством, то через 10 лет Кама из грязной превратится в «загрязнённую», ещё через 10 лет — в «слабозагрязнённую»…
Удовлетворяющего горизонта с наших сегодняшних позиций не видно, поэтому на рассмотрении в Госдуме находится пакет документов, которые в целом меняют идеологию подхода к вопросам охраны окружающей среды. Во главу угла ставится принцип обязательности использования предприятиями самых современных технологий, учитывающих аспект их воздействия на природу. Хозяйствующим субъектам будет предоставлен срок (допустим, семь-восемь лет), в течение которого они должны будут провести инвестиционный цикл, заменить технологии и в результате этого минимизировать влияние на окружающую среду.
— Чем предприятия будут мотивированы на изменение своей деятельности?
— Предполагается кратное увеличение платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас, если ты применяешь наилучшие технологии, то платишь по установленному нормативу. Если не вписываешься в этот норматив, то получаешь повышенный коэффициент (в проекте закона был предусмотрен рост в 25 раз). Это существенная сумма, которая может лечь тяжёлым бременем на предприятие.
Эти инициативы были, так скажем, без восторга восприняты Торгово-промышленной палатой, «Опорой России» и рядом других организаций, которые лоббируют интересы крупных компаний. Они публично заявляют, что такие нововведения вредны, и надо продолжать идти эволюционным путём.
Понятно, что точку зрения промышленников надо учитывать, но необходимо разумно сочетать её с интересами людей, которые проживают на территории Пермского края, и со стремлением сохранить природу для будущих поколений. Принятие новых законов может существенно изменить подход к экологии.
В настоящее время под надзором Управления Росприроднадзора по Пермскому краю находится 779 хозяйствующих субъектов, которые отнесены к сфере федерального экологического контроля. С учётом действующих ограничений плановые комплексные проверки проводятся в среднем на 50 организациях в год. Большинство организаций выпадает из зоны контроля. Для того чтобы решить эту проблему, большинство предприятий и целый ряд полномочий предполагается передать на региональный уровень. В связи с этим вопросы экологии должны стать приоритетными в деятельности Пермского края, и это должно быть подкреплено системой организационных и политических мер, в первую очередь принятием краевой целевой программы.
— На какой стадии находится сейчас её разработка?
— На сегодняшний день существует второй вариант концепции этой программы, который проходит обсуждение среди заинтересованных лиц. Он до сих пор не рассматривался ни в правительстве края, ни депутатами Законодательного собрания. В этом направлении необходимо ускориться.
Помимо краевой целевой программы, требуется программа работы с отходами — это сейчас серьёзная проблема для Пермского края. Из почти 40 млн тонн отходов, которые ежегодно формируются на территории региона, перерабатывали лишь 35-37%. В прошлом году этот показатель существенно уменьшился, и причиной тому явился рост количества отходов «Уралкалия» и «Сильвинита» — почти на треть в связи с увеличением объёма производства. При этом программа по переработке отходов у калийщиков не очень большая.
— Насколько современным требованиям соответствуют работающие в крае полигоны?
— К полигонам промпредприятий много вопросов, особенно связанных с прошлым экологическим ущербом (в Березниках это «Сода», «Сода-Хлорат», «Бератон»), но в текущей деятельности они не являются грубыми нарушителями природоохранного законодательства. Острейшая проблема сложилась в сфере размещения твёрдых бытовых отходов. В Пермском крае зарегистрировано 600 мест их размещения, из них только 17 имеют лицензию и право на легитимную деятельность. 25 полигонов возможно и нужно реконструировать и затем выдать лицензии. Все остальные надо закрывать и рекультивировать, потому что они представляют собой обычные свалки бытовых отходов, являющиеся источником инфекционных заболеваний и загрязнения окружающей среды. Многие из этих мест бесхозные, не охраняются, не регулируются, и ситуация там крайне сложная.
Краевые власти приступили к реализации плана по исправлению ситуации, но продвигается он медленно. Самое главное, чего сейчас нет в крае, — это идеология размещения полигонов.
— По инициативе краевого Законодательного собрания не раз проводились выездные заседания консультативного совета, на которых обсуждалась тема размещения полигонов твёрдых бытовых отходов, а реальных сдвигов нет. Нужна чья-то политическая воля?
— Во многом виноват федеральный законодатель, который исключил из полномочий субъектов РФ систему регулирования работы с твёрдыми бытовыми отходами. Функции по сбору отходов и их перемещению были переданы поселениям, по размещению отходов — районам и городским округам. Однако последние делегировали многие из этих полномочий поселениям, не подкрепив их необходимыми источниками финансирования. В итоге поселения остались с проблемами один на один и не могут с справиться с ними. Руководители некоторых территорий решили вопрос, передав полигоны в аренду частным структурам, и те сейчас зарабатывают неплохие деньги, не имея на руках разрешительной документации и по факту ни за что не отвечая.
В организационном плане также существует масса проблем. Назову лишь одну из них. Региональная энергетическая комиссия, формируя тарифы на текущий год, исключила плату за размещение отходов. В результате в воздухе повисли 130 млн руб., которые собственники отходов должны платить за негативное воздействие на окружающую среду.
— Вы собираетесь в РЭК обращаться по этому поводу?
— Мы, безусловно, предъявим санкции по тем предприятиям, которые таким образом уходят от платежей. С целью не нести ответственность за отходы и не утилизировать их официальными методами руководители идут на разные уловки, в том числе начинают заключать договоры с перевозчиками о передаче им в собственность своих отходов. В этой сфере надо наводить порядок. Тема многосторонняя, и если ею не заниматься, край превратится в одну большую свалку.
— Сейчас модно рассуждать про энергоэффективность, а условия для утилизации современных приборов созданы?
— В Пермском крае есть целая серия специализированных организаций, занимающихся сбором и переработкой люминесцентных ламп, которые в состоянии переработать лампы нового поколения. Другое дело, что не организован их отдельный сбор у населения, и никто такой задачи сегодня не ставит. В этом отношении край является отстающим субъектом РФ, и решение этой проблемы нельзя откладывать.
Ещё она проблема: у нас зарегистрировано 170 тыс. юридических лиц и частных предпринимателей, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность, из них лишь 5,9 тыс. стоят на учёте как плательщики, оказывающие негативное воздействие на природу. Все остальные якобы не оказывают негативного воздействия. В то же время в Татарстане стоят на учёте более 60 тыс. плательщиков, в Удмуртии —
19 тыс., в Самарской области — 35 тыс.
Дело даже не в деньгах, которые платят эти организации, хотя они на 80% остаются в крае, а в том, что мы должны прививать ответственность людям за то, что они своей деятельностью наносят ущерб окружающей природе, должны его минимизировать. И это должна быть совместная работа региональных и муниципальных органов власти. Положительные примеры есть. Так, в результате действий администрации Пермского района из 1,6 тыс. зарегистрированных организаций около 800 встали на учёт и перечисляют платежи.
— Кто, по вашему мнению, должен выступать инициатором разработки идеологии природоохранной деятельности? Или эта проблема решится со вступлением в силу нового федерального законодательства?
— Учитывая, что экология является объектом совместной деятельности, работа должна вестись федеральными и региональными органами власти совместно. Есть выработанная практика объединения усилий разных уровней власти путём разработки, принятия и реализации программ. В Пермском крае, например, действует программа по предупреждению вредного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, где в том числе есть мероприятия, финансируемые за счёт федерального бюджета.
При этом главное, чтобы программа была нацелена на решение болевых вопросов, которые находятся в ведении субъекта РФ. Подготовительные этапы уже проведены: правительством Пермского края утверждён план по сокращению негативного воздействия на окружающую среду, есть план, контролируемый краевым министерством природных ресурсов, в котором по годам прописано, как, в какой степени и когда основные загрязнители будут сокращать свои выбросы. Аналогичный план существует по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты. Есть аналитическая база, которая требует добавки мероприятий по работе с отходами, потому что для нас это проблемный момент, и количество накопленных отходов в Пермском крае постоянно увеличивается, переработка не растёт, проблемы полигонов пока решаются плохо.
Кроме этого, есть объекты ранее накопленного экологического ущерба. Часть из них можно решить, в том числе войдя в недавно принятую федеральную программу. Речь, в частности, идёт о разливах кислых вод в Кизеловском угольном бассейне. Дальнейшее непринятие мер усугубляет и без того сложную экологию в этом регионе.
В Краснокамске надо решать проблему короотвала. В своё время владельцы Краснокамского ЦБК избавились от этого проблемного актива, и теперь это головная боль властей.
— Специалисты из Голландии, которые по предложению краевого правительства прикинули варианты разработки мастер-планов для городов Верхнекамья, сделали вывод, что Березники необходимо целиком переселять. Там действительно экологическая обстановка, несовместимая с проживанием людей?
— У нас в крае три наиболее проблемные с точки зрения экологии территории. Это Соликамско-Березниковский, Пермский и так называемый Чусовской промышленные районы (Чусовой, Губаха, Горнозаводск).
Соликамско-Березниковский узел не прост по проблематике, потому что одновременно он является проблематичным с экологической точки зрения и наиболее перспективным для экономического развития Пермского края — там возможно расширение работ на Верхнекамском месторождении калийных солей и развитие предприятий остальных отраслей. Работающие там предприятия стали более ответственно относиться к охране окружающей среды, в частности, «Соликамскбумпром» имеет серьёзную экологическую программу, постоянно сокращает сбросы и выбросы, расходы леса и воды на тонну выпускаемой продукции. Решаются проблемы на «Ависме». Серьёзная программа на объединённом «Уралкалии». Это всё позволяет иметь позитивные результаты, но скорость решения должна быть другой.
— Какие перед вами стоят приоритетные задачи — ускорить процесс принятия программы по охране окружающей среды, навести порядок в сфере учёта хозяйствующих субъектов, которые наносят экологический ущерб?
— Это лишь часть проблем, которые мы с вами обсудили. Есть ещё проблемы, связанные с водоохранными зонами, которые обостряются в летний период, проблемы доступа к водным объектам, что сегодня регулируется водным законодательством. Есть вопросы по рекультивации земель, особенно после аварий и прокладки новых линейных сетей, газопроводов, трубопроводов и т. д. Есть другие вещи, которыми занимается Управление Росприроднадзора по Пермскому краю. Это охрана «краснокнижных» растений и животных, функции по особо охраняемым территориям федерального уровня и т. д.
Главная задача одна — сформировать экологическую политику в Пермском крае. Программа, в появлении которой мы, безусловно, заинтересованы, является хоть и главным, но лишь первым шагом. А дальше нужно максимально скоординировать работу с органами исполнительной власти края, потому что значительная часть функций будет с федерального уровня передана регионам. Возможно, у нас останутся только крупные промышленные предприятия, и сфера нашей деятельности будет перемещена в зону надзора за их деятельностью.
Правила игры будут зависеть от того, как сформируются подходы к экологической политике в рамках государства. Что такое принятие закона в Госдуме? Это значит, что будет переработан весь массив нормативных документов, связанных с экологией. На адаптацию, увязки этого огромного количества документов уйдёт немало времени, и главное в этом промежутке — не потерять эффективность работы.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.