«К сожалению, добро у нас должно быть с кулаками»

Поделиться

Всего за год пермяк Павел Селуков сумел сколотить команду помощников из обычных ребят, создав вместе с ними общественную организацию и сумев уберечь от беды многих своих друзей. Сам он считает, что именно «реальные» пацаны и девчонки с окраины, которые спиваются или попадают в тюрьму за неимением альтернативы, в первую очередь нуждаются в помощи и поддержке.

— Когда впервые вам пришла мысль о том, что ваши друзья и соседи нуждаются в помощи?

— Когда учился в университете. Увидев лицемерие так называемых благополучных людей, я ещё больше полюбил простых ребят из своего спального района. Потому что они, хоть и многого не понимают, но всё-таки такими человеческими качествами, как честность и открытость, наделены в полной мере. Я тогда понял, что глупо бросать «своих» и бежать в другой мир, если тебе повезло родиться в более социально здоровой семье. Лучше уж попробовать помочь тем, кому повезло меньше.

На самом деле я не считаю, что занимаюсь чем-то необычным. Скорее, удовлетворяю свои эгоистические потребности: пытаюсь сделать окружающую среду более комфортной и удобной. Ведь понятие комфорта включает в себя не только потребительские блага, но ещё и общую атмосферу. Чем больше дружелюбия и понимания вокруг, тем комфортнее жить.

— А не проще переехать в другой район, сменить круг общения?

— Не думаю, что в другом районе обстановка много лучше.

Я общаюсь с разными людьми, в том числе с образованными и во всех смыслах благополучными: юристами, педагогами, общественными деятелями. Но простые парни с Пролетарки мне не менее интересны. Я знаю, что они никогда не предадут, не бросят в трудной ситуации, а если надо, то и морду за меня набьют. Хотя, например, мой интерес к философии ребята поддержать вряд ли смогут.

В своё время я пошел учиться в университет на культуролога как раз для того, чтобы вырваться из мрачной среды, найти себе интересное занятие в жизни. Но, проучившись год, понял, что и люди с высшим образованием в большинстве своём не отличаются от гопников. У них те же мелочные потребности — заработать деньги и авторитет, обеспечить себе комфортное существование обывателей. А знания — всего лишь инструмент, которым они, порой бездушно и лицемерно, пользуются ради выживания. В общем, я ушёл из университета и стал заниматься самообразованием.

Деньги зарабатывал самыми пролетарскими способами: работал и охранником в клубе, и дворником. Сейчас работаю экспедитором. А в свободное время занимаюсь, как вы говорите, благотворительностью: помогаю создать футбольную секцию при местной школе, провожу дискуссионные встречи для жителей Пролетарки, да просто раздаю своим друзьям интересные книги.

— Чем конкретно вы занимаетесь? В чём главная миссия организации «Гражданское участие»?

— Организация создана относительно недавно. А на общественных началах мы работаем уже больше года. Первым делом, конечно, взялись за самые сложные проблемы, которые мешают нормально развиваться местной молодёжи, это — игровые клубы и засилье наркотиков.

В частности, год назад мы провели первую крупную общественную акцию: посчитали количество подпольно работающих у нас в микрорайоне игровых клубов и передали эту информацию куда следует. Тогда правоохранительные органы сработали достаточно оперативно: часть клубов закрыли или из них вывезли игровые автоматы, часть — оштрафовали. Но, конечно, игровые клубы у нас до сих пор есть, и мы планируем провести ещё одну подобную акцию.

Что касается наркоторговли, то здесь она повсюду. Любой местный житель знает, где достать наркотики. И я тоже. Но все считают это нормой. Разобраться с проблемой, на мой взгляд, не так уж и сложно. Достаточно просто проявить неравнодушие. Жёстко поговорить с местными участковыми: мол, если вы вот этой и этой «точкой» лично не займётесь, я сообщу вашему начальству. Позвонить на анонимную горячую линию Госнаркоконтроля. Что может быть проще? Но никто даже не пытается совершить эти элементарные действия. Именно поэтому местной молодёжи ничего не остаётся, кроме как принимать те условия, в которых они живут.

— А вам не кажется, что многие из этих людей и не хотят никакой другой жизни? Их всё устраивает. А сделать человека счастливым без его согласия невозможно.

— Я не утверждаю, что все жители спальных районов — хорошие, честные люди, которые просто родились не там, где надо. Нет, есть среди них откровенные хулиганы, с ними и связываться-то не хочется. Но проблема в том, что ни у тех, ни у других нет в жизни никакой альтернативы. Всё, что их окружает, — бедность, алкоголизм, наркомания и преступность. Семья не способна их воспитать, потому что мама и папа не знают, как нужно воспитывать.

Родители просто не в состоянии привить ребенку социальный иммунитет, неспособны воспитывать личным примером. А все оттого, что в нашей стране институт семьи и брака разрушен. Детей воспитывают по принципу — одет, обут и ладно.

В школе работают учителя, которые не внушают детям даже толики уважения. Они, конечно, образовывают, но не воспитывают. Слово учителя не авторитетно в жизни подростка. Поэтому никаких правил, кроме «закона улиц» ребята не знают. А закон этот прост: имей сильные кулаки, пей, кури, обманывай, если можешь, — и тогда все будут тебя уважать.

Я же хочу немного расширить восприятие тех моих товарищей, которые ещё на это способны. Хочу показать им, что есть и другой мир, в котором можно заниматься спортом, смотреть интересные фильмы, читать книги. В общем, предложить им некую альтернативу.

— Я ещё могу понять, что при содействии правоохранительных органов вам удалось закрыть игровые клубы. Вполне реалистично, что появившаяся в школе футбольная секция с хорошим тренером перетянула многих ребят с улицы на футбольное поле. Но как вам удаётся заманивать ребят из неблагополучных семей на лекции, дискуссионные клубы, кинопросмотры?

— Удаётся! Мало того, ко мне потом приходят парни, просят книги, вопросы задают.

Недавно один знакомый говорит: «Вот, сходил в книжный, купил сборник стихов Бродского». Это после того, как я провёл лекцию о жизни поэта. Рассказывал я всё без лишних усложнений, без морализаторства. Поговорил с ребятами в простоте: был такой поэт, такая сложная у него судьба и т. д. Вот человек и заинтересовался, увидел, может быть, какие-то параллели с собственной жизнью, пошёл и купил книжку. А ведь это обычный парень с Пролетарки.

И на дискуссионном клубе — то же самое. Мы не обсуждаем далекие от жизни философские вопросы, мы говорим о проблемах, которые касаются каждого: аборты, права детей и т. д.

Несмотря на актуальность этих вопросов, ребята, может, впервые в жизни по-настоящему задумываются об этом только на дискуссионных встречах. Они приходят домой, а голова уже немного по-другому работает. Постепенно начинают ощущать радость от осознания, что им теперь понятны скрытые от любительского взгляда проблемы своего города, а зачастую и пути их решения. Главное — говорить с ними на понятном языке и не ставить себя на ступень выше. А мне это несложно. Я понимаю этих ребят и умею с ними общаться. Не потому, что меня кто-то заставляет. Потому что мне самому это нравится: развиваться вместе с ними, узнавать что-то новое.

— Всё, что вы рассказываете, выглядит слишком уж идеалистично. Даже сложно в это поверить. Все-таки вам лично-то это зачем?

— Наверное, у меня есть склонность к такой просветительской деятельности. Мне это нравится: устраивать лекции, кинопоказы, организовывать шахматные турниры и футбольные матчи.

А для того чтобы эта деятельность была более эффективной, нужно устранять негативные факторы, которые дурно влияют на неискушённых и доверчивых граждан, такие, как засилье наркотиков и нелегальных игровых клубов. К сожалению, добро у нас должно быть с кулаками.

Вообще, я мечтаю полностью посвятить себя этой деятельности. Может быть, получится найти спонсоров или государственную поддержку. Потому что, честно, такая работа мне приносит радость и удовлетворение. Постепенно я понял, что озлобляться или бежать из этого мира бесполезно. Потому что «звериные законы» существуют везде. От них не сбежишь. А мне хочется, чтобы вокруг всё-таки было больше людей неравнодушных, честных, интересующихся. Для этого не обязательно иметь высшее образование или работу с хорошей зарплатой.

Что касается общественной организации «Гражданское участие», то сейчас первостепенная наша задача — найти единомышленников из других сложных микрорайонов Перми, где такие же проблемы, что и у нас, на Пролетарке. Чтобы добиться результата, нужно объединяться. Хотя, конечно, я не мечтаю о каких-то заоблачных перспективах. Просто хочу сделать всё возможное для улучшения обстановки хотя бы на территории одного небольшого района. Мне это интересно. И я очень рад, что меня поддерживают многие наши местные жители, я им за это искренне благодарен.

Деньги, репутация, помощь государства, конечно, тоже нужны любой общественной организации. Но самое главное — видеть интерес со стороны тех людей, которым ты помогаешь. Видеть их заинтересованные глаза и готовность включаться в процесс. В этом, наверное, главный смысл общественной деятельности. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться