Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Сам не ам и другим не дам»

Поделиться

  newsko.ru

«Будем надеяться, нам предстоят два последних жарких дня в этом зале», — сказал накануне закрытия сезона директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалёв. И хотя он имел в виду всего лишь то, что вскоре в зале будет налажена система кондиционирования, прозвучало это символично. Прошедший сезон во многих пермских театрах действительно выдался «жарким». Увы, не в творческом плане. В двух театрах сменились руководители, ещё два стоят на пороге таких же перемен. А когда происходит смена власти, сложно говорить о художественных достижениях.

Пермский театр оперы и балета

Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского — единственный, кто может отметить закрытие сезона не одним из репертуарных спектаклей, а концептуальным гала. В этом году закрытие было «двухсерийным»: 29 июня — балетный вечер, посвящённый 10-летию работы в театре солиста балета Сергея Мершина, а 30 июня — заключительный оперно-балетный вечер. Дивертисменты обоих гала были выстроены «по-исаакяновски»: зрителям напомнили самые значительные события прошедшего сезона, сделали анонсы на будущее и познакомили с новыми действующими лицами. Именно так всегда выстраивал заключительные концерты Георгий Исаакян. Нынешний художественный руководитель театра Теодор Курентзис на закрытие не прибыл, «рулили» главный балетмейстер Алексей Мирошниченко и режиссёр Ольга Эннс.

Балетный вечер получился более впечатляющим, чем оперный, что не­удивительно: балет в этом сезоне уверенно затмевал оперу. Последней «взрослой» оперной премьерой была «Мадам Баттерфлай» Пуччини в постановке ученика Исаакяна Дениса Радченко. Спектакль, что и говорить, не самый яркий в истории театра, но красивый вокал Натальи Князевой, исполнявшей заглавную роль, многое искупает. На концерте она пела знаменитую главную арию из этой оперы.

Вторая оперная премьера — особый случай: детскую новогоднюю историю «Призраки Рождества» написал главный хормейстер театра Дмитрий Батин. Это первый случай, когда театр имеет дело с оперой современного пермского композитора. Неудивительно, что самые красивые мелодии хормейстер написал для хора, поэтому и на заключительном концерте фрагменты из оперы исполнил именно хор.

Анонсом будущего сезона послужили два фрагмента из «Кармен» Бизе, исполненные на французском языке. «Кармен» в постановке Исаакяна, но на языке оригинала, будет первой оперой, исполненной в следующем, 140-м, юбилейном театральном сезоне.

В отсутствие громких оперных премьер балет в прошедшем сезоне заявил о себе особенно ярко. На вечере, формально являвшемся бенефисом Сергея Мершина, специальный номер был посвящён каждому из новичков балетной труппы. Ляйсан Гизатуллина и Денис Толмазов, прибывшие в начале сезона из Казани, исполняли па-де-де из «Пламени Парижа».

Ещё одно ценнейшее приобретение труппы — Наталья Домрачева, которая перебралась в родную Пермь из Киева. Настоящим откровением стала её работа в спектаклях современной хореографии, поставленных испанцем Каэтано Сото для балетного вечера «Видеть музыку». Один из этих спектаклей — комическое па-де-де Quotidianо — Домрачева исполнила с Сергеем Мершиным.

Наконец, Алексей Мирошниченко дал возможность оценить совсем юное пополнение труппы: в этом году в Пермском хореографическом колледже — совершенно уникальный выпуск, из которого 11 самых перспективных молодых артистов остаются в Перми. Трое из них танцевали на концерте сцену из «Корсара». Зрители с особенным интересом всматривались в танец Никиты Четверикова, который в свои юные годы уже является всевозможным лауреатом, и, надо признать, молодой человек выглядел вполне достойно.

Накануне закрытия сезона в театре состоялся традиционный сбор труппы, где руководство театра представляли директор Анатолий Пичкалёв, говоривший в основном о хозяйственных проблемах, и генеральный менеджер Марк де Мони, озвучивший творческие планы.

К чести де Мони надо заметить, что он начал своё выступление с многочисленных реверансов в сторону труппы театра и Георгия Исаакяна, чью постановку «Клеопатры» Массне он назвал чуть ли не гениальной и несколько раз сказал «это замечательно», в том числе и по поводу работы солистки Надежды Бабинцевой.

По словам генерального менеджера театра, ему «и Теодору» очень нравятся и другие спектакли Исаакяна — например, «Кармен», с которой планируется начать следующий оперный сезон, или «Орфей» Монтеверди: «Музыка, конечно, исполняется не аутентично, но режиссёрские находки очень интересные». А по поводу «Евгения Онегина» Марк де Мони сказал: «Мы с Теодором хотим пригласить Георгия Исаакяна в будущем сезоне поработать над этим спектаклем, чтобы слегка оживить его. Нам кажется, что это прекрасная работа, но артистам нужен новый импульс».

«Я поражаюсь, каких результатов он достигал при тех скромных финансовых возможностях, которые у него были», — сказал де Мони об Исаакяне.

Второй режиссёр Ольга Эннс тоже удостоилась похвалы за постановку камерных опер Доницетти «Разбитая чашка» и «Колокольчик». Марк де Мони сказал (правда, не на сборе труппы, а в кулуарах), что ему очень нравится интерактивность этих опер, идущих в театральном фойе, и он согласен, что это именно тот случай, когда текст должен звучать на русском языке. Есть, стало быть, исключения из железных правил «Теодора».

Оперные реверансы завершила похвала Дмитрию Батину, которого де Мони считает «очень талантливым музыкантом».

Театр «Балет Евгения Панфилова»

Не только Пермский театр оперы и балета обрёл в прошедшем сезоне нового художественного руководителя, но и театр «Балет Евгения Панфилова». Правда, здесь надо скорее говорить о «новом старом»: Сергей Райник уже пытался реализоваться в этом качестве сразу после трагической гибели Панфилова семь лет назад. Опыт был очень трудным, и сейчас Райник утверждает, что он не прошёл для него даром. Труппа, правда, не вполне в этом уверена: назначение Райника было встречено в штыки.

Пока сложно говорить о том, что у художественного руководителя второй балетной труппы в Перми есть какая-то художественная стратегия. Тем не менее сезон был завершён на подъёме: на закрытии публике были представлены две премьеры — «Путешествие против ветра» и Nоn Finito. Оба балета придуманы и поставлены Ларисой Александровой из Москвы, с которой «панфиловцев» познакомила опекающая их Лариса Барыкина, арт-директор фестиваля современной хореографии «На грани». Прошлая работа Александровой в «Балете Панфилова» — спектакль Casting off — стала для театра настоящим прорывом и привела к номинации на «Золотую маску». Нынешние одноактные балеты, может быть, не столь изобретательны, но, безусловно, ярки и в то же время очень понятны.

И всё же судьба театра по-прежнему туманна и не может не тревожить поклонников, которых, судя по премьере, у «панфиловцев» по-прежнему множество.

Театр-Театр

Пермский академический Театр-Театр завершил сезон весело: целый месяц играли «Бременских музыкантов» в постановке Дамира Салимзянова. «Курентзис ещё только грозится, а у нас уже stagione!» — шутит директор Юрий Милютин, который волей судьбы в течение сезона исполнял обязанности художественного руководителя. А между тем особо веселиться пока повода нет. За последний сезон в театре было всего три премьеры: кроме упоминавшихся уже «Бременских музыкантов, это «Дядюшкин сон», над которым трудились три постановщика — Борис Мильграм, Филипп Григорян и Эдуард Бояков, и «МИгрировала СОЛЬ на СИцирию РЕгистрировать ФАмилию» — пьеса Тома Стоппарда, постановка Майкла Ханта.

То, что обе премьеры вызывают немало вопросов, уже было сказано неоднократно. Но сейчас гораздо важнее их количество, а не качество. Театр, который при художественном руководителе Борисе Мильграме начал так бодро и достойно — с «Владимирской площади», «Сна в летнюю ночь» и «Нельской башни», с Борисом Мильграмом-чиновником так же стремительно загибается. В течение двух сезонов руководителя в театре нет, и новых постановок становится всё меньше. Да и кому хочется идти работать «под министра-министра», который приходит в театр как к себе домой и не желает освобождать кабинет художественного руководителя? «Мильграм — сам не ам и другим не дам», — говорят в театре.

Полсезона вся информация о Театре-Театре вертелась вокруг номинации на «Золотую маску» спектакля «Жизнь человека» в постановке «министра-министра». На «Маске» провалились, и всё затихло. Ни пресс-релизов, ни пресс-конференций. Нет театра в информационном пространстве. Как нет и зрителей в зале. Может, оттого так бодро отыграли «Бременских музыкантов», что в кои-то веки увидели полный зал?

Наконец, Юрий Милютин нашёл нового главного режиссёра. Владимир Золотарь — совсем молодой человек, в 1999 году только окончил ЛГИТМИК, но уже успел побывать руководителем в двух театрах — в барнаульской драме и в нижегородском ТЮЗе. Он то ли по-настоящему смел, то ли фантастически простодушен, но давления бывшего худрука ничуть не боится. Наверное, ему ещё не рассказали, как покинул театр самим же Мильграмом приглашённый Владимир Ярюхин… Правда, и новые творческие планы Золотарь озвучивать не торопится. К работе он приступает в начале ноября.

«Сцена-Молот»

Ещё один театр, в котором возникли проблемы с руководством, — «Сцена-Молот». Художественный руководитель Эдуард Бояков в «пермском эксперименте» разочаровался и за последние полгода в Перми не появлялся вообще. И немудрено: зал заполняется только на премьерах, а на репертуарные спектакли цены на билеты упали до 50 руб. Лишь бы пришли! Самое время напомнить, как на пресс-конференции, посвящённой открытию театра, Бояков заявлял, что «билеты будут дорогими, и мы этого не стесняемся», а пригласительные обещал раздавать только студентам, и то — входные, без мест.

За два года работы самыми яркими спектаклями «Сцены-Молот» по-прежнему остаются те, что были показаны в честь открытия — «Чукчи», «Собиратель пуль» и «Засада». Видимо, узкая ниша «новой драмы», куда сам себя загнал театр, недостаточно плодо­творна, чтобы создать достойный репертуар, обеспечивающий заполняемость даже такого небольшого зала. Вот и появляются в афише «Сцены-Молот» не вполне театральные мероприятия — читки пьес, поэтические композиции.

Однако Эдуард Бояков, видимо, ещё не готов полностью переложить ответственность за созданный им театр на главного режиссёра Дамира Салимзянова. Поэтому речь сейчас идёт о создании художественной коллегии с участием самого Боякова, которая будет решать, куда повести проблемный театр.

Театр юного зрителя

А вот театр, в котором всё прочно, почти незыблемо — Театр юного зрителя. Как уже бывало в кризисные для других театров периоды, ТЮЗ самоотверженно берёт на себя роль главного городского театра, а его художественный руководитель Михаил Скоморохов, недавно отметивший 60-летие, демонстрирует одновременно художественную бодрость и зрелость.

На закрытии сезона в ТЮЗе была показана последняя премьера — «Золочёные лбы» по сказке-притче Бориса Шергина. Прекрасный пример, чтобы понять, что творческий метод Скоморохова во многом строится на интуиции, на доверии самому себе, своему чувству меры и такта. Конечно, режиссёрская выдумка — тоже не последнее дело, но главное достоинство скомороховской работы — то, что она идёт от сердца, а потом уже от ума, поэтому в его спектаклях всегда есть внутренняя логика, всегда есть правда и искренность.

«Золочёные лбы» — спектакль и для взрослых, и для детей. Смешные персонажи, яркая сценография, быстрое, искромётное действие, не позволяющее заскучать, даже если не всё понятно, наконец, забавные сценические детали — соломенные бычки, курочки и хрюшки, игрушечные кораблики, крутящаяся карусель — всё это нравится детям. Но остроумные репризы, иронические отсылки к актуальной современности, глубину и изобретательность музыкальной эксцентрики смогут оценить только взрослые.

«Золочёные лбы» позволили режиссёру окунуться в столь любимую им стихию простой народной жизни, тоска по которой часто чувствуется в работах выросшего в маленьком райцентре Скоморохова. Пусть это выглядит как игра слов, но Скоморохову очень близко скоморошество, при этом хороший вкус и деликатность помогают художнику тщательно дозировать народный юмор, учитывая возраст зрителя и его культурные традиции.

Спектакль получился очень современным. Продвинутые зрители невольно проецируют коллизию поморской сказки, где пройдоха Капитонко пообещал позолотить лбы царской семье, а сам вымазал их дёгтем, на ситуацию в Перми, где в последнее время обретается много любителей «позолотить», например, автобусные остановки. Подобные аналогии не случайны, авторы спектакля на них рассчитывают: недаром посреди «немой сцены», когда народу являются «золочёные» чёрные физиономии царской жены, дочки и тёщи, звучит реплика: «Я знаю! Это скульптуры, из музея современного искусства похищены».

Впрочем, у Скоморохова слишком хороший вкус, слишком много режиссёрского такта, чтобы превратить народную комедию в актуальный фарс. Подобные реплики остаются маленькими «изюминками» в спектакле, который трактует народный юмор как вечную ценность, независимую от политических реалий.

Полноправным соавтором спектакля является квартет солистов пермской филармонии «Каравай» во главе с Олегом Згогуриным, который привнёс в действие дух музыкальной эксцентрики: здесь звучит и «Широка страна моя родная», и телефонные рингтоны, и «Погоня, погоня», и «Марш странствий» Дунаевского, и самая настоящая классика — Вивальди, Свиридов… И множество народных мелодий (артисты в это время бойко и вполне технично отплясывают то грузинскую лезгинку, то ирландскую жигу). Трогательно и простодушно, но в то же время очень искренне звучит детская песня Бориса Савельева на слова Михаила Пляцковского, ставшая доходчивым лейтмотивом спектакля: «Дpyг в беде не бpосит, лишнего не спpосит — вот что значит настоящий веpный дpyг!»

Некоторые зрители, особенно юные, сожалеют, что в сказке нет привычного и ожидаемого хеппи-энда. Но это как раз очень верно, что в безудержной комедии есть место и печали, и ненавязчивой дидактичности, и очень тонкой лирической ноте, которая так пронзительно звучит в народной песне «Погодушка», проходящей сквозь спектакль как звук камертона, настраивающего на подлинность, искренность и деликатность творческого высказывания.

В работе над «Золочёными любами» Скоморохов нашёл нового соавтора — совсем молодую драматургессу из Екатеринбурга Ярославу Пулинович. Сейчас она написала для ТЮЗа ещё одну инсценировку — «Отрочество» по Толстому. Премьерой этого спектакля в постановке Владимира Гурфинкеля откроется в сентябре новый сезон в ТЮЗе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться