Скотт Крауч:
Вижу, что у Перми — своё лицо, своя история, своя ментальность
— Что вы видели в Перми и Пермском крае? Что показалось вам особенно привлекательным?
— Мы были в Хохловке, в Белогорском монастыре, в Кунгуре с посещением ледяной пещеры, в музее «Пермь-36». Отдохнули на базе «Аллюр» — с катанием на лошадях и с русской баней. В русской бане я был впервые, это — фантастика!
В самой Перми видели очень много: художественную галерею, музей PERMM, церкви… Много гуляли по городу, посещали события «Белых ночей», сидели в ресторанчиках… Всё это очень, очень интересно.
— Вам действительно кажется, что Пермь может быть привлекательной для туристов из-за рубежа?
— Да, конечно! Вы должны ценить то, что ваш город и его окрестности могут похвастать не одной какой-то достопримечательностью или их набором, а комбинацией культурных достопримечательностей и великолепной природы. Это очень необычно.
Поездка в Пермь даёт возможность побывать в замечательных музеях, на концертах и фестивалях и в то же время выбраться в настоящую дикую природу. Это надо ценить! Было очень интересно видеть контраст между современным европейским городом с открытым, расслабленным населением, где люди наслаждаются жизнью, и деревней, где совсем другой стиль жизни, но тоже по-своему привлекательный. Вот это сочетание города и деревни — это и есть настоящая Россия.
Когда люди в Германии и Англии думают о России, им приходит в голову только Москва и Санкт-Петербург. Но туристический рынок в европейских странах развивается очень бурно и, я полагаю, будет развиваться так же успешно, поэтому он становится всё более и более сложным. Мир становится всё меньше, в нём всё больше людей, заинтересованных в сложных, необычных путешествиях. Они ищут новые направления, ждут новых предложений, и им нужны недорогие, хорошо составленные туры, во время которых у них будет возможность познакомиться с настоящей Россией.
— В каком направлении должны действовать пермяки, чтобы сделать свой регион по-настоящему туристическим?
— Ваша главная, по-настоящему большая проблема — доступ в город. С этим надо что-то делать. Нужно гораздо больше авиарейсов, соединяющих Пермь с городами Европы, нужно уйти от монополизма авиакомпании Lufthansa. Это очень, очень важно. Lufthansa — это дорого, потому что компания держит монопольные цены. Альтернативный путь — через Шереметьево — получается слишком долгим. Это на самом деле серьёзное препятствие для развития туризма. Но если туристы по-настоящему захотят сюда приехать, они это препятствие преодолеют. Поэтому надо, чтобы они захотели. И в этом отношении власти региона совершенно правы, что продвигают его, делают известным. Ведь до сих пор большинство жителей Европы при слове «Пермь» спрашивают: «А где это?»
Но я бы хотел предостеречь ваших руководителей: вы — в самом начале пути. Надо понимать, что процесс это очень-очень долгий. Надо понимать, что Пермь — не Лазурный берег и не Тадж-Махал, она никогда не станет туристской Меккой. Но есть очень хороший шанс сделать Пермский край крепким, разработанным туристическим направлением второго ряда и превратить туризм в существенную отрасль.
Надеюсь, все понимают, что в ближайшие годы Пермь вряд ли сможет конкурировать с Барселоной или Нью-Йорком и перетягивать оттуда туристические потоки. Но для тех людей, которые уже побывали, например, в Москве и Санкт-Петербурге (а таких людей всё больше), Пермь — это уже сейчас интересная новая возможность. Главное — чтобы они о ней узнали. Это гораздо важнее, чем отремонтировать дороги.
Мне все говорят: дорога в Кунгур — это ужас! Но если я добрался сюда из Мюнхена, да ещё через Москву, если я уже проделал такой долгий путь, то дорога до Кунгура — это уже такие мелочи. Главное — заманить меня, заставить добраться в Пермь.
Ни один турист в мире — ни один! — не скажет: «Я не поеду в Пермь, потому что там ужасные дороги!»
— Какие виды развлечений могут привлечь зарубежного туриста? Охота? Горные лыжи?
— Это не очень хорошие примеры. Охота — очень маленькая и всё время уменьшающаяся ниша на рынке. Про лыжи вообще забудьте! В Европе есть Альпы. Не надо пытаться предлагать европейцам то, что у них уже есть. Людям интересно новое. Они едут за тем, чего ещё не испытывали, за новым опытом. Именно это и надо предлагать. Например, сплав по Сылве. Вы можете составить отличный туристический маршрут, который начинается в Кунгуре, с посещением ледяной пещеры, затем три-четыре дня сплава, затем Пермь со всеми её культурными достопримечательностями, музеями, фестивалями, отличными ресторанами. Многие этого захотят.
— Но на Сылве нет ни одного туалета, ни одного кафе, ни одной приличной стоянки!
— Во-первых, всё это нарастёт вместе с туристическим потоком. Во-вторых, это часть привлекательности этих мест. Вы знаете, можно ведь сплавляться и в Альпах. Но какой интерес делать это в трёх километрах от ближайшего хайвэя? Если вы хотите настоящих приключений, здесь вы их найдёте. Но главное — вы можете предложить потрясающее сочетание высокой культуры и абсолютной природной дикости — рядом, за короткое время и недорого.
— Как вы думаете, идея связать Пермь с таким популярным литературным произведением, как…
— «Доктор Живаго» Пастернака?
— Да. Это хорошая идея?
— Конечно! Я удивляюсь, почему эта идея не разрабатывается здесь по-настоящему активно, потому что она — гениальная. Представьте: есть сотни городов в России. Есть, например, Екатеринбург, Челябинск. Там тоже какие-то музеи, галереи, фестивали, тоже красивая природа, сплав, баня и так далее. Но когда турист выбирает, в какой из этих городов ему ехать, и вдруг узнаёт, что Пермь имеет отношение к «Доктору Живаго», то, конечно же, он выберет Пермь. Это может стать побудительной причиной для поездки, потому что он захочет узнать об этом месте как можно больше.
Я живу в Аугсбурге — это город, где родился Бертольд Брехт. Они так много сумели вытащить из этого факта! Там огромные усилия вложены в маркетинговые акции, связанные с Брехтом. Дом-музей, где он родился, просто музей, Брехтовский фестиваль летом… И никому нет дела до того, что сам Брехт Аугсбург терпеть не мог.
Так что история с Пастернаком очень важна для Перми, так же как история с Чеховым и «Тремя сёстрами». Гораздо важнее, чем история с Дягилевым.
— Насколько плодотворной и привлекательной вам представляется идея использовать для привлечения туристов музей ГУЛАГа?
— Это очень интересный и необычный опыт для европейца. Он интересен как нечто специфически российское, как часть российской истории, но в то же время как часть истории человечества, и очень важная часть. Иллюстрация к высказыванию Черчилля, что «Россия — это загадка, завёрнутая в головоломку, завёрнутую в шараду». Это часть русской загадки, и она завораживает. Это именно то, что приходит в голову европейцу, когда он думает о России. И он хочет посмотреть, что из его представлений правда, а что ошибка, он хочет знать, как это было на самом деле. Это потрясающая, уникальная возможность для тех, кто по-настоящему интересуется Россией, российской историей.
— А как вам идея сделать Пермь привлекательной через современное искусство?
— Это сработает, если будет частью более широкой стратегии, если это одна из стратегий для того, чтобы сделать лучше жизнь всех пермяков, показать, как индустриальный город в российской провинции становится современным европейским городом.
Будет трагической ошибкой пытаться превратить Пермь в ещё один Бильбао. Я здесь всего неделю, но вижу, что у Перми — своё лицо, своя история, своя ментальность. Это город, не похожий на другие. И он должен оставаться непохожим.
Поэтому современное искусство можно использовать как один из инструментов. Не главный!
— Вы можете привести пример успешного маркетинга территории с целью привлечения туристов?
— Яркий пример — земля Саар в Германии. У них много сходства с Пермским краем. Там расположены шахты, железоделательные заводы, и в конце ХХ века эта территория стала испытывать упадок. Они применили стратегию, сходную с вашей. В частности, обратились в ЮНЕСКО и добились того, что железоделательный завод — грандиозный промышленный комплекс — был признан частью Всемирного наследия. Это один из крупнейших заводов, характерный для уже прошедшей эпохи крупной промышленности. Они музеефицировали его, и туристы едут, чтобы прикоснуться к недавнему прошлому. Они превратили негатив в позитив!
А ещё они создали маршруты для гурманов: эта территория находится на границе с Францией, и там отличная кухня.
— Сколько времени может занять превращение Пермского края в район европейского туризма?
— Если прикладывать все усилия и действовать правильно — лет 10. Но надо понимать, что это процесс непрекращающийся, и работу в этом направлении нельзя прерывать.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.