Валерий Мазанов

Валерий Мазанов


«Сорок тысяч других мостовых любя»

Правы те, кто поминает опыт бразильской Куритибы, когда речь заходит о «Пермском Арбате» — пешеходном квартале улицы Кирова. Идеолог куритибских изменений Жайме Лернер рассказывал об эффекте внезапности: днём принято решение, вечером улица перегораживается, а утром удивлённые водители натыкаются на бордюры, за которыми уже что-то увлечённо рисуют на асфальте дети.

Поделиться

Правы те, кто поминает опыт бразильской Куритибы, когда речь заходит о «Пермском Арбате» — пешеходном квартале улицы Кирова. Идеолог куритибских изменений Жайме Лернер рассказывал об эффекте внезапности: днём принято решение, вечером улица перегораживается, а утром удивлённые водители натыкаются на бордюры, за которыми уже что-то увлечённо рисуют на асфальте дети.

Правы и те, кто говорит про эту улицу: «Двадцать лет ждали, за две недели построили». Ну в самом деле — а сколько ещё надо было ждать? Три года согласований и переговоров с многочисленными собственниками и арендаторами? Делать пешеходную улицу всё равно надо. Какая разница, когда уже, наконец, начинать? Ну вот и пусть поводом станут нынешний День города и «Белые ночи».

Правы и те, кто говорит, что кому-то это решение оказалось как серпом по бумажнику. Молниеносное «точечное благоустройство», конечно, влечёт за собой какое-то количество «потерпевших». Из очевидных потерь — закрывшееся кафе «Хочу», прославившееся в основном тем, что возле него был застрелен бизнесмен и политтехнолог Александр Костарев. Как объясняют хозяева заведения, пешеходы не их «целевая аудитория», но свято место пусто не бывает — освободившаяся ниша моментально будет занята более мобильными предпринимателями, и гуляющие точно не останутся без кофе с бутербродом. Кто-то, наверное, пожалеет даже закрытую автостоянку вместе с автомойкой, но тут уж точно остаётся лишь пожать плечами.

А вот жителей оставшихся здесь частных домов и впрямь немного жаль — их дворики тут же стали местом пивопития, и три туалетные кабинки, прижатые к стене жилого дома — к тому явный призыв и провокация. Но этот тихий двор по мере дальнейшего развития пешеходной улицы станет для бизнеса всё более «сладким» местом, так что жильцам уже можно начинать паковать чемоданы — их переселение подальше от гуляющей публики явно не за горами.

Конечно, за месяц нельзя толком отремонтировать даже двухкомнатную квартиру. Те, кто ждал от обновлённой улицы каких-то чудес, были разочарованы. Таких много, и чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в блог губернатора в «Живом журнале» — недостатка в язвительных репликах там нет. Но тем, кто адекватно оценивает действительность, понятно, что это, должно быть, лишь начало. И если в мэрии сидят тоже люди адекватные, то им сейчас ясно, что нужно как можно скорее продолжать обустраивать улицу, которая стала средоточием внимания почти всего населения Перми. Пресса будет ежемесячно поминать — мол, прошло два (три, шесть, десять) месяцев, а плитки вместо кривого асфальта так и нет. А ко «второй очереди» — до Сибирской — так и не приступили. А бетонный забор по-прежнему на месте. А кузнецы и художники по осени попрятались от дождя, и внесезонной замены этих развлечениям нет. А машины тех, кто «равнее других», на эту улицу по-прежнему пускают. И так далее.

В целом же город остался в выигрыше от появления даже такого — короткого, сделанного наспех, местами неровно-аляповатого куска своего «Арбата». В этом достаточно убедиться, посмотрев на играющих у фонтана детей и плотное — не подступиться — кольцо публики возле уличной кузни. Конечно, должно пройти ещё много времени, чтобы улица Кирова превратилась в полноценный Арбат, и у него появился свой Окуджава. Конечно, ещё много в ходе этой работы обнаружится «косяков» и недоделок. Но мне, чьё отрочество и юность прошли здесь, вдруг захотелось привести сюда своих детей, — желание, которого ни разу до сей поры ни возникало ни в одном из мест города Перми.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться