Пермский звериный стиль: время пришло
Пермское книгоиздание находится сейчас в том состоянии, когда любая вышедшая книга становится событием. Случайных изданий почти нет. За каждым — годы работы и труда. Тем приятнее, когда книги, вышедшие в разных издательствах и у разных авторов, вдруг начинают образовывать серии.
Речь идёт о монографии Оксаны Игнатьевой «Пермский звериный стиль: история коллекций и их изучения» (издательство ПГПУ, 2009 год, 300 экз.), научном труде Александра Доминяка «Свидетельства утраченного времени. Человек и мир в пермском зверином стиле» («Книжный мир», 2010 год, 1 тыс. экз.) и вольной «фэнтези» Бориса Эренбурга «Цивилизация Хранителей. Язык звериного стиля и значения фигур» («Сенатор», 2011 год, 1 тыс. экз.).
В принципе, эти книги можно было бы собрать под одной обложкой, причём в той последовательности, в которой они выходили в свет, и каждая бы от этого только выиграла. Пермский звериный стиль в них рассматривается с очень разных точек зрения и позиций, однако именно это и придаёт необходимый объём.
Если Оксана Игнатьева и Александр Доминяк выпустили научные работы, в основе которых лежат их диссертации (а в случае с Доминяком ещё и несколько десятилетий работы и изучения этих объектов), то Борис Эренбург на их фоне — неофит. В 2007 году, фотографируя амулеты для одного издания, он прикоснулся к ним руками, и музейные артефакты, «ничего не говорящие украшения древних», вдруг «ожили».
«Загадка металлических фигур требовала решения. И теперь автор не знает, сам он написал эти страницы или древние амулеты с его помощью рассказали о себе», — пишет Борис Эренбург, объясняя причину, побудившую его взяться за реконструкцию цивилизации, не оставившей после себя «ни слова, ни одного рассказа путешественника».
В предисловии к книге автор настаивает, что интерпретация в данном случае оправданный и законный метод исследований. Категория вероятного имеет право на существование. Его аргументы: «Убивая на охоте зверей, древние охотники сохраняли кости. Они верили, что сохранность скелета является залогом возрождения живого существа. Люди XIX века смеялись над этими бреднями. А потом появился способ восстановления лица по черепу, технология извлечения и чтения ДНК, и теперь уже шаманы древних могли бы посмеяться над наивными учёными XIX века».
Оксана Игнатьева очень полно рассмотрела частные коллекции «пермского звериного стиля» прошлого века и историю их перехода в музейные фонды — Эрмитаж, Пермский краевой музей, Казанский, Чердынский музеи и т. д. Борис Эренбург этим не ограничился. Он провёл поиск артефактов в антикварных салонах Москвы, Екатеринбурга и Перми, на сайтах и форумах «чёрных копателей». И нашёл! В его книге есть иллюстрации минимум 10 предметов звериного стиля, которые ещё не видели исследователи. А на сайте, который возглавляемый им имиджевый центр «Сенатор» создал в этом же году (perm-animal-style.ru), этих предметов, осевших теперь в частных коллекциях, около 200!
Борис Эренбург в своей книге настаивает на том, что Прикамье когда-то было одним из центров великой магической цивилизации Евразии, и рассматривает бронзовые подвески, амулеты и ложки с точки зрения их возможного значения.
Александр Доминяк, наоборот, от этого отказывается. Он считает, что артефакты пермского звериного стиля — это не иллюстрация древних мифов, а подобие метафор. Таким первобытные люди видели мир.
При этом авторы всех трёх книг — принципиальные противники мистики, но куда от неё деться, если имеешь дело с шаманскими предметами. Хотим мы того или нет, но эти изображения «читаются» нами как «посланцы другого мира». Неслучайно крестьяне, находившие в XIX веке эти предметы во множестве на своих полях, как пишет Игнатьева, старались от них избавиться, считая «чертями».
Сейчас мы можем смело констатировать, что пермский звериный стиль перебирается из кабинетов учёных и музейных запасников и обосновывается в наших домах с помощью магнитов, кружек, футболок и прочей «сувенирки». Более того, он уже вырвался на улицы. Так, фасад глубоко советского здания ЦУМа в Перми, обклеенный изображениями пермского звериного стиля, вдруг приобрёл несвойственный ему угрожающий вид, словно там не ботинки продают, а зелья и манускрипты тайного знания.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.