Геосетка: минимум затрат, максимум эффекта

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

По результатам последнего мониторинга улично-дорожной сети регионов России Пермский край вошёл в список субъектов, где автотранспортное движение по дорогам оценивается как «имеющее высокую степень опасности». Эксперты подразумевают под этим, что качество пермских дорог бесконечно далеко от идеала. Ямы, канавы, колеи и выбоины — привычная картина. А борьба с этим бездорожьем идёт, в массе своей, спустя рукава. Да, положительные сдвиги есть — строятся новые трассы, открываются магистрали. Однако у пермяков возникает вполне уже обоснованный скепсис: надолго ли?

Дорожное строительство и ремонт в Пермском крае и Перми — тема больная, тема злая, тема, вызывающая споры да ругань. Как не ругаться, говорят автомобилисты, если дорога, отстроенная год назад, покрывается трещинами, ямами, начинает «плыть» или щербиться. При этом уже только ленивый не знает, что гарантийный срок службы должен составлять пять лет. Однако мало какая трасса стоит это время, сохраняя нормативное состояние.

Причин этому — десятки. Несоблюдение технологий дорожного строительства, использование нестандартизированных материалов, стремление построить побольше за меньшие деньги, в конце концов. Проходит год-другой, и всё это материализуется в дыры на асфальте. Подрядчики начинают латать их, дороги превращаются в «лоскутное одеяло». И всё снова повторяется.

Эксперты полагают, что одна из главных причин — это отсутствие понятного типового проектного решения, направленного не на план «на гора», а на достижение максимального качества дорог. Ну или неприятие участниками рынка дорожного строительства такого типового решения.

А путь-то, в принципе, только один. Это использование технологий, которые появились, как ни парадоксально, не вчера, а гораздо раньше, и зарекомендовали себя во многих странах мира.

В 2006 году в Перми начался капитальный ремонт улицы Ленина. Закончился буквально в 2010-м. Но что бы ни говорили и какие бы скандалы ни происходили вокруг этого ремонта, автомобилисты Перми соврать не дадут — центральная городская магистраль, та её часть, что была отремонтирована первой, до сих пор находится в хорошем состоянии. В отличие от других дорог, отремонтированных позже, но уже требующих повторного ремонта. Причина в том, что при ремонте улицы Ленина была использована армирующая геосетка.

Многие вспомнят — это такая сетка, которую рабочие раскатывали поверх выравнивающего слоя асфальтобетона, после этого заливали битумом, а уже потом закатывали сверху ещё одним слоем асфальта. Именно это небольшое новшество в дорожном строительстве и позволило продлить срок службы проезжей части улицы.

Армирующая прослойка — это конструктивный элемент дорожной одежды из геосетки (геокомпозита), чаще располагаемый в асфальтобетонном покрытии для увеличения его прочности за счёт восприятия перераспределения растягивающих напряжений от воздействия транспортных средств и температурных деформаций.

Алексей Котегов, представитель компании «Претор-Менеджмент»:

— Вообще, в то время (2006-2008 годы) геосетки в Перми укладывали в порядке эксперимента, просто с оглядкой на западный опыт. Потому что в России не было никаких ГОСТов и СНиПов, регламентирующих работу с таким материалом. И сейчас видно очень чётко — при удорожании дорожных работ всего на 2-5% можно получить увеличение межремонтного периода дороги минимум на 30%.

Главное, что армированная геосеткой дорога гораздо лучше переживает пермское межсезонье, когда большинство покрытий просто рвёт на части суточными перепадами температур. Геосетка, в силу своих физических данных, компенсирует все эти деформации.

В 2009 году в России появился свой отраслевой дорожный методический документ Росавтодора по использованию геосеток для армирования асфальтобетона (ОДМ 218.5.001-2009). Однако в том же году новая и успешная технология сошла со сцены. Начался кризис. Дорожное строительство вошло в трудные времена, и подрядчики вновь стали строить «побольше и подешевле».

Алексей Котегов:

— Здесь сыграли свою роль несколько факторов. Первый, безусловно, это кризис. Второй — не все подрядные организации согласны тратить время, силы и ресурсы на укладку геосеток. Многие опасаются замедления темпов строительства. У некоторых просто нет опыта укладки. Третья причина в том, что применение геосеток не закладывается на этапе подготовки проектно-сметной документации. А сегодня геосетки перестали использовать ещё и по причине того, что за период, пока ими не пользовались, внезапно к этой технологии возникло некое недоверие. Хотя взять, к примеру, строительство зданий — ни у кого ведь не возникает сомнений, что фундаменты для зданий необходимо армировать.

При этом Алексей Котегов подчёркивает, что каких-то глобальных издержек подрядчик при использовании геосеток не понесёт. Единственное — немного замедляются темпы работы на объекте, однако и это с лихвой компенсируется более долгим сроком службы дороги. Сама же технология укладки проста и не требует специализированной техники или особой квалификации. Геосетка клеится битумом на выровненную подушку и после этого закатывается двумя слоями асфальта. Если же верхний слой — это щебёночно-мастичный асфальт, то стандарт качества дороги становится европейским.

Эксперт отмечает, что в Пермском крае всё-таки намечается тенденция к вдумчивому подходу к дорожному строительству. Значительная часть новой дороги Старцева — выход на Восточный обход Перми построена подрядчиком с использованием геосеток. Учитывая значительный трафик на этой магистрали, результаты применения армирующего элемента можно будет увидеть уже через несколько лет.

В этом году в Перми планируется направить на строительство и ремонт городских дорог порядка 2 млрд руб. Половина от этой суммы пойдёт на восстановление дорог третьей категории — межквартальных проездов, которые не первый год находятся в неудовлетворительном состоянии. Использование геосеток, полагают эксперты, позволит не только сделать ремонт качественным, но и существенно увеличить межремонтные сроки, что может быть очень актуально для тех категорий дорог, которые редко попадают в план по реконструкции и ремонту.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться