Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Сказку сделать былью

Центр городской культуры расширяет свой театральный контент, и весьма успешно

Поделиться

Антрепризный спектакль «Техника — молодёжи» стал пусть небольшой, но настоящей театральной сенсацией: накануне каждого его показа фейсбук полнится просьбами помочь с билетиком. Это неудивительно: спектакль — резидент Центра городской культуры, зал которого насчитывает всего около 70 мест, если совсем вплотную, учитывая ступеньки; а «Техника — молодёжи», между тем, за два показа заработала статус культового события, на которое «надо идти».

Спектакль был создан для открытия Уральской индустриальной биеннале, в работе которой пермский фонд «Новая коллекция», а теперь и Центр городской культуры принимают участие традиционно. Тема нынешней, четвёртой биеннале — «Новая грамотность», что подразумевает анализ влияния индустриальной революции на гуманитарную сферу, и спектакль, пусть опосредованно, с этой темой связан.

Режиссёр Дмитрий Заболотских, он же — автор инсценировки, повторил подвиг Ксении Гашевой и Владимира Гурфинкеля, которые поставили на сцене Основной закон Российской Федерации, превратив его в спектакль #конституциярф. На сей раз процедуре перевода на театральный язык подверглась подшивка научно-популярного (и просто — очень популярного) журнала советского времени, одноимённого спектаклю. Эта задача потребовала огромной исследовательской работы. Автору пришлось изрядно покопаться в советском прошлом, в результате чего на сцене ожили не только тексты и песни того времени, но и ценности, стереотипы, иллюзии и идеалы, убеждения и заблуждения, люди и типажи.

Для реализации замысла были приглашены отборные силы из трёх театров: Ольга Пудова из Театра-Театра, Дмитрий Юрков из ТЮЗа, Михаил Шестаков из «Новой драмы», а также Александр Смирнов — сам по себе актёр, шоумен, певец. Все они — активные участники проектов Дмитрия Заболотских, объединённых под титулом контрактного театра «Большая стирка». Музыкальное содействие оказывает квартет русских народных инструментов «Каравай», который своим присутствием украсит любое сценическое событие.

Жанр спектакля можно определить как «воспоминания о будущем». Речь в нём идёт о том, каким представляли себе будущее 40—60 лет назад — этакое «прошлое будущее». Отношение к нему автора — сложное. С одной стороны, несомненна ностальгическая нежность по отношению к утопическим идеалам времён детства и юности, с другой — столь же неизбежная ирония по поводу этой утопичности. Баланс между этими тонкими субстанциями выдержан идеальный: эмоции смешаны в точных пропорциях, которые не позволят упрекнуть Дмитрия Заболотских со товарищи ни в идеализации «совка», ни в насмешке над «славным прошлым».

Зрителю достаётся продукт одновременно сентиментальный и отрезвляющий. Озвученные и по-актёрски разыгранные наши же давнишние представления о коммунизме сегодня выглядят умилительно идеалистическими и смущающе наивными. Смотря спектакль, невозможно избавиться от мысли: как же быстро и радикально меняются представления людей о реальности, о благе, о прогрессе! Вот, к примеру, рассказ о том, что, если распылить над Гренландией чёрную краску, льды растают, климат изменится в лучшую сторону и на территории России можно будет снимать по три-четыре урожая в год! На фоне нынешних страхов перед глобальным потеплением это звучит чудо как парадоксально.

Да что там… Взять хотя бы всеобщее убеждение, что лет через полсотни (после 1960-х годов, то есть в наше время) на Луну будут летать примерно как в другой город. Свидетельствую: правда, было. Помнится, когда я училась где-то в начальной школе, мы с папой беседовали о фантастике, которую оба с удовольствием читали, и папа мне с такой лёгкой меланхолией говорил: «Я-то вряд ли в космос попаду, ну а ты-то точно. У вашего поколения с этим будет полегче».

Словом, ни фантасты, ни обыватели, ни авторы научно-популярных журналов точную картинку будущего нарисовать не сумели. Ну, даже мало-мальски близкую к правде. Никто не думал о развитии информационных технологий, о мобильной связи, о персональных компьютерах… Космос, авиация, глобальные изменения — вот направление утопической мысли полувековой давности. Невозможность предсказать будущее лучше всего иллюстрируется эпизодом, в котором герой ищет в журналах за 1980 год сообщение о том, что коммунизм наконец-то построен согласно широко известному плану, — и не находит.

Словом, спектакль даёт пищу для размышлений, и вполне серьёзных. Но при всём этом он ещё и о том, что мечта непременно должна сбыться. Да, вопреки всему вышесказанному, «сбыча мечт» вовсе не отменяется. Пусть не о «вертикальном городе», построенном на уступах специально вырытой гигантской впадины, как мечталось авторам «Техники — молодёжи», но хотя бы о том, чтобы собрать пазл в виде старинной карты из 2000 деталей. А что? Серьёзное личное достижение.

«Техника — молодёжи» при всей своей опоре на печатные и прочие источники советского времени вовсе не «литературно-музыкальная композиция», какие в обязательном порядке ставили на студенческих «вёснах» тех же советских времён, а полноценный спектакль с хорошей динамикой, с профессионально оформленной площадкой и множеством остроумных деталей. Актёры вызывают восхищение: все они живые, музыкальные и блистательные, а Ольга Пудова не только великолепно поёт и источает обаяние, но ещё и на шпагат садится непринуждённо.

«Техника — молодёжи» ненавязчиво, но энергично разнообразила театральную картину Перми, и в ближайшее время её будет отсматривать жюри краевого фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса». А Центр городской культуры всё активнее заявляет о себе как о театральной площадке: в начале декабря здесь пройдут довольно большие гастроли «Театра Post» из Санкт-Петербурга.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться